Весна на озере

Экспедиция клуба «Оранжевый джип» в Карелию

Непередаваемые ощущения — пережить за короткий промежуток времени две весны. Такое возможно только в нашей огромной стране. Да что там две! Можно и три, и четыре раза встретить весну. Или вернуться назад, в зиму. И нужно для этого немного: желание, возможность и легковой автомобиль. Лучше всего — внедорожник.

В начале мая третья традиционная офф-роуд-экспедиция клуба «Оранжевый джип» под названием «Карельская весна» взяла старт из подмосковного Орехово-Зуева на север страны — в Республику Карелия — по маршруту Ярославль — Вологда — Вытегра — Медвежьегорск — озеро Светлое. Время экспедиции выбрано не случайно. Именно на майские праздники северная природа начинает просыпаться, и в регион приходит весна. Активно тает снег, широко и бурно разливаются ручьи и речки, которые летом можно перейти, не замочив ног. Погода в это время интересная, динамичная и... очень экстремальная. Удивительная смена пейзажей — замерзшие ламбушки и ревущие талыми водами ручьи, ярко-зеленые низкорослые березки с распускающимися листочками и заснеженные болота, уходящие за горизонт в серый туман. Фантастически глубокое лазурное небо и тяжелые свинцовые облака с зарядами снежных хлопьев или проливного дождя.

Выехав из Подмосковья ранним утром, к вечеру мы были уже в Вытегре. Загрузившись в местную гостиницу с одноименным названием и перекусив наскоро сухим пайком (кафе в гостинице не работало — выходной день), обсудили «паркетную» часть экспедиции. Доехали без происшествий. Наше грозное «оружие», военный внедорожник Puch Pinzgauer, уверенно держался впереди колонны, выжимая 80 км/ч, а под горку и того больше. Остальные машины степенно двигались у него в кильватере.

В 7 утра подъем, и вот уже мы ощущаем первые признаки надвигающегося похолодания. Полдня шли восточным берегом Онеги — огромного карельского «холодильника». Бортовые компьютеры показывали всего +4 градуса. Повсюду еще лежал снег. Красота! Зима! Весна!

После Медвежьегорска, преодолев сотню километров опасного грейдера, скользкого и заснеженного, были практически на месте. Приняли решение не рубиться до конечной точки и прошли последние километры по старой песчаной лесовозной дороге. Хотелось поставить лагерь засветло, да и погода позволяла сделать это без дождя.

Стройные карельские сосны, заснеженный ярко-зеленый мох и сплошные россыпи черничных кустов создавали впечатление, что мы находимся на обычной прогулке в весеннем городском парке. Но мы знали коварство такого рельефа! Подо мхом скрываются скользкие валуны огромного размера, и при маневрировании между деревьями легко сорваться в глубокие расщелины с острыми краями. Пробирались аккуратно и неспешно. Не «рубились», лебедки не разматывали. Примерно через час выехали на берег озера — к конечной точке нашего маршрута. Маленький песчаный пляж, уютная опушка среди сосен. Стоянку начали благоустраивать в 6 часов вечера. Установили большую военную палатку с печкой. Освободив кунг «Пинца» от снаряжения, включили в нем автономный обогреватель. Поставили шатер-кухню. Развели костер, приготовили ужин, обсудили планы на предстоящие три дня отдыха.

Решили разбиться на две группы. Одна, внедорожная, будет заниматься исследованием окрестностей. Посмотреть здесь есть на что, но добраться до интересных мест можно только на подготовленной технике, с лебедками, хайджеками и бензопилами. Другая часть команды решила заняться рыбалкой. Правда, тут возникла проблема в виде толстого льда, покрывавшего всю поверхность озера. Лишь двухметровые закраины чистой воды вдоль берега оставляли надежду на успех этого занятия. Зимние удочки и ледобуры мы с собой, естественно, не брали. Две лодки с моторами и летние спиннинги составляли основу нашего рыбацкого снаряжения. Весна же...

В километре от лагеря, на берегу все того же озера, обнаружили старый деревянный баркас с транцем под мотор. Позже к нам в лагерь заехал хозяин этой лодки — местный рыбак. Рассказал, что баркас достался ему по наследству от пограничников. Лодка древняя, но на хорошем ходу и с мощными деревянными бортами. Вот этим мы и решили воспользоваться. Установив на баркас мотор в 15 л.с., начали рубить этой лодкой лед по всем правилам ледокольной науки. Выглядело это так: баркас наползает на край льда, экипаж раскачивает корпус лодки вправо-влево, лед ломается... И так целый километр до нашего лагеря. Было интересно, немного страшно и необычно чувствовать себя этакими полярниками на маленьком глухом карельском озере. Остроту ощущений добавляли заряды снега вперемежку с дождем. На подготовку акватории для предстоящей рыбалки на обычных ПВХ-лодках ушел целый день, но эти старания были не напрасны. Уже вечером второго дня с борта надувной лодки на летнюю снасть были успешно пойманы первые два крохотных окушка. Окуней мы отправили обратно в воду, подрастать, а себя поздравили с открытием навигации и летнего рыболовного сезона.

А утром третьего дня озеро нас действительно удивило. Мгновенно, в течение практически нескольких часов, оно вскрылось, представ перед нами во всем своем летнем величии. Весь лед за ночь растаял, и наши ледокольные приключения оказались напрасными. Вместо ледового панциря — темная, цвета кокаколы, вода и могучие волны, поднимаемые сильным порывистым ветром. Целый день полноценной рыбалки с лодки принес десяток плотвичек и окуней сковородочного размера. Неплохая добавка к скромному экспедиционному рациону!

Внедорожная команда тем временем исследовала близлежащие окрестности. Была попытка пробиться к охотничьим избушкам на другом конце озера, но большое заболоченное пространство перед ними не смогли одолеть ни Pinzgauer, ни другие машины экспедиции с помощью лебедок. Карельское болото оказалось слишком глубоким и непроходимым. Немного поколбасившись, ребята степенно отступили. По старым просекам удалось проехать на берег речушки, вытекающей из озера, с красивым и мощным перекатом. Приключений хватило, иногда даже приходилось вызывать из лагеря по рациям другие машины на подмогу.

Три дня пролетели незаметно. Без сотовой связи, на природе, в полной автономке. Прекрасная возможность отдохнуть от городской суеты и цивилизации. Есть ли смысл для этого ехать за полторы тысячи километров? Однозначно да. Это приключение. Это возможность испытать свою технику в реальных условиях. И плюс ко всему возможность встретить весну два раза за один месяц.


Экспедиционные машины
Land Rover Discovery II, силовой бампер и экспедиционный багажник OJ, лебедка T-Max 11 000, лифт подвески, колеса 32 АТ
Land Rover Defender, силовые бамперы, пороги и экспедиционный багажник OJ, лебедка T-Max 9500, колеса 32 АТ
Jeep Wrangler Rubicon, силовые бамперы OJ, лебедка T-Max 9500, лифт подвески, колес а 35 АТ
Puch Pinzgauer 712, стандартная комплектация, лебедка, колеса 33 МТ

Про дороги
Москва — Вологда: отличный асфальт, х орошая скорость, большая загруженность дороги. Вологда — Медвежьегорск: тихий ужас, испытание подвески на прочность, ямы, колдобины и все прелести российских направлений. Грейдерные дороги в Карели и: отличное состояние, ухоженность и постоянное их обслуживание даже в весенний период. Будьте осторожны в районе город а Медвежьегорска. Название населенного пункта полностью себя оправдывает. Видели толстого, упитанного мишку, который резво перебежал дорогу перед носом одной из наших машин.

Про гостиницу
Гостиница в Вытегре с одноименным названием достаточно спартанская и брутальная. Как раз для заросших и небритых экспедиционеров, только что вышедших из глухих карельских лесов. Средняя цена номера 1000 руб. Есть номера с туалетом и душем. А так — общие удобства на этаже. Кафе работает, но по странному графику: вечером рано закрывается, утром поздно открывается. Кипяток на ресепшене присутствует. Очень специфический, неприятный до тошноты, запах у воды из кранов.

Про рыбалку
Мелкий окунь, плотва и ерш ловятся на карельских озерах со дна на червя. В начале мая щука идет на нерест и поэтому на приманки не клюет. Местные жители извлекают ее с мелководья и из ручьев при помощи сетей. На грейдерной дороге после Медвежьегорска нам по пути встретились огромное количество браконьеров. Машина, лодка и сеть — стандартный набор местного рыболова в это время года. Тащат мешкам и икряную щуку. Никакой рыбинспекции нет и в помине. Край непуганых браконьеров. Грустно.

Про погоду
В среднем — днем около +4 градусов, ночью +1. Ледяной, пронизывающий ветер не позволял согреться даже возле костра. Спасение — печка в палатке и двойные комплекты зимней одежды на случай проливного дождя. Зимняя обувь и теплые перчатки приветствуются.

Про заправки
Перегоны Вологда — Вытегра и Вытегра — Пудож напрягают отсутствием таковых. Канистры с запасом горючего на этих отрезках пути не помешают. На АЗС в Грязовце и Липином Боре можно хорошо и безопасно перекусить в кафе. Практически на всех заправках по маршруту установлены кофе-машины — с этим проблем нет.


текст: Юрий ТРУБЕНКОВ
фото: Павел ФИЛИППОВИЧ

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№7 июль 2013

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты