Шаги к победе

Круговое движение — новый эксперимент

Несмотря на победные заявления наших вождей и рукоплескания ура-патриотов, по части автомобилизации Россия пока является глубоко отсталой страной. С этим можно спорить или мириться, но по развитию дорог, смертности на них, вежливости водителей или коррупционности дорожных полицейских мы даже не входим в первую сотню стран мира. До дна ближе, чем до вершины. Но никто не мешает шаг за шагом отвоевывать место повыше. И если работать над собой долго и упорно, то можно выбраться из… Как раз недавно с самого верха (а откуда же еще?) прозвучали совсем неплохие предложения. Обсудим их

По многим позициям дорожного движения мы существенно отстали от цивилизованного мира. Перечислять можно долго и конструктивно — это и развитие современных дорог, и поведение водителей на них, и система эффективной борьбы с нарушителями, и отношение гражданского общества (если бы оно сформировалось!) к уродам, плюющим на окружающих. Но есть область, где принятые меры сработают не через десятилетия, а через месяцы, сохранив наши жизни, деньги, время и нервы. Это организация движения. Для ее улучшения не нужны большие инвестиции (но кое-какие вложения потребуются), а необходимы воля и желание присмотреться к чужому положительному (и отрицательному тоже) опыту.

20 ноября текущего года нас как раз ждут несколько судьбоносных для автомобилистов нововведений, приближающих всех к тому самому светлому будущему.

Квадратура круга

Круговое движение как массовый способ организации проезда перекрестков появилось не так давно — его стали активно применять лишь в 60–70-е годы. Началось с Европы, в первую очередь с Франции. До автомобилизации и на ее заре, когда транспорта было мало, классический перекресток двух дорог (а таких подавляющее большинство) проезжался по простому, как два сантима, правилу: Priorite a droite — приоритет того, кто справа. Это позволяло без столкновений разъезжаться и экипажам, и появляющимся вонючим и тарахтящим, летящим со скоростью до семи лье в час самобеглым коляскам!

Но такой способ проезда имеет существенные недостатки. Если дороги равнозначные, он хорош до тех пор, пока транспорта не так уж много, иначе перекресток встает намертво. Если же одна дорога крупнее, на ней образуются еще большие заторы, а желающие выехать с мелкой будут проскакивать беспрепятственно. Для решения этой дилеммы на перекрестках неравноценных дорог появились знаки приоритета — кстати, одни из самых ранних дорожных табличек. Заметьте, они не зря по форме отличаются от круглых запрещающих знаков, треугольных предписывающих и — углом вверх — предупреждающих. Ведь и равносторонний равноугольный ромб главной дороги, и равносторонний треугольник выезда на нее заметны не только в анфас, но и с тыла! Так сделано для большей информативности тех, кто видит лишь их обратную сторону. Сейчас это уже утратило формальную силу, но вспомните нашу типичную дорожную коллизию: вы двигаетесь по главной (по всем сопутствующим признакам: ширина, качество покрытия и т.д.) трассе. Но леко не перед каждым перекрестком с мелкой дорожкой вы увидите на своем пути желтый ромб «главная дорога». А вдруг у выезжающих к вам справа не будет знака «уступите дорогу»? Тогда авария, причем по вашей вине! Но иногда все же боковым зрением удается заметить на узкой треугольный знак углом вниз и не снижать скорость каждый раз «на всякий случай».

Затем наступил век светофоров. Он и сейчас еще не закончился, но пик установки наших трехглазых помощников явно прошел. При низкой скорости потока (40–60 км/ч) они вполне эффективны, хоть и заметно замедляют его. Но когда фактически (даже вопреки правилам) масса машин успевает разогнаться до 80–100 км/ч, светофор становится опасен как поперечными, так и попутными столкновениями, ведь тормозной путь растет пропорционально квадрату скорости! И резкое замедление, и вероятность того, что кто-то прозевает переключение цветов, весьма чреваты тяжелыми авариями.

И тогда на выручку пришел круговой перекресток, который можно проехать, не останавливаясь, а лишь заметно снизив скорость. Его видно издалека, запрещающий сигнал внезапно не вспыхнет, а значит, торможения всех участников будут более прогнозируемыми. Неужели это и есть то самое «золотое сечение»? Почти.

Ведь поначалу круги были организованы по тому же принципу «прав тот, кто справа», что и обычные перекрестки. Но потом стало ясно: если машины будут выскакивать на такой перекресток безостановочно, а потом, через четверть окружности, утыкаться в такой же мощный прибывающий поток, это кольцо быстро «забьется» машинами. А если транспорт, идущий по кругу, будет иметь приоритет, он, свернув на свой съезд, поскорее освободит дорогу вновь прибывшим. И хотя перед кругом при этом образуются некоторые «хвосты», суммарное время прохождения такой развязки существенно сократится.

И нам пора

Во всем мире данную ситуацию просчитали и поняли давно. Движущийся по кругу ВСЕГДА имеет приоритет. Об этом подъезжающему со стороны становится известно уже по знаку «круговое движение», а знак «выезд на главную дорогу» абсолютно не требуется — зачем дублировать информацию? Ведь так она воспринимается хуже — у водителя в поле зрения и без этого много важных объектов. Но у нас все оставалось по-прежнему (даже по Брежневу), как тяжелое наследие «совка». Справедливости ради, правда, надо сказать, что в порядке эксперимента в последние лет десять многие «круги» в России перевели на всемирный стандарт. Но, поскольку большинство закольцованных перекрестков организованы по старинке, это только вносит сумятицу в ряды консервативно настроенных водителей. Ведь стереотипы мышления — не всегда недостаток. В такой ответственной и опасной области человеческой деятельности, как автомобильное движение, лучше и спокойнее будет, если большинство водителей выработают условные «павловские» рефлексы. А двойные стандарты никогда до добра не доводят — всегда найдется тот, кто не сориентировался по месту. В качестве аналогии могу привести пример перевода движения с левостороннего на правостороннее. Кто бывал, скажем, в Великобритании, Японии или в другой стране с «неправильным» движением, знает, как нелегко перестроиться под то, чтобы держаться левой стороны при езде. Или даже, переходя улицу, заставить себя сначала повернуть голову направо. Но все же эти государства островные, не связанные дорожной сетью с соседями. Так вот, представьте себе, Швеция (!) до 1967 года ездила «по встречке»! И в один прекрасный (но такой нелегкий для шведов) день левостороннее движение перевели на естественную для всей континентальной Европы правую сторону. Для этого потребовались волевое решение правительства, референдум и многомесячная программа по переучиванию всех граждан, а не только водителей. И скоро люди привыкли.

У нас наконец тоже прозвучало такое решение, одобренное президентом, чтобы проезд круга стал единообразным — с приоритетом движения по нему.

Но на первое время синие круглые знаки с закольцованными белыми стрелками все же дополнят и треугольниками «уступите дорогу».

Что ж, эта мера позволит частично побороться с «дураками на дорогах». Но на самом деле остается необходимость принятия еще нескольких важных решений, о чем мы расскажем в следующих выпусках нашего издания. И когда они воплотятся в жизнь, наша страна, будем надеяться, поднимется в рейтинге дорожной безопасности и культуры вождения.


Английский, но пояпонистее

Владимир СМИРНОВ, журналист

В странах с левосторонним движением, кстати говоря, «правило правой руки» не вступает в противоречие с приоритетом движущихся по кругу. Ведь «вращение» запущено в обратную сторону — по часовой стрелке! Но как же на нем приходится мучиться нашему брату! Мало того, что едешь по непривычной для себя левой половине дороги, а на «многополоске» чем быстрее, тем правее, так еще и на круг заныриваешь влево со своей полосы в соответствующую. Зато пропускаешь тех, кто уже на кругу и кто по отношению к вам именно справа, и голову не ломаешь! Но еще больше напрягает выезд с «английского» круга — после стресса от дезориентации в пространстве так и норовишь по привычке занять привычную правую сторону дороги — хорошо, если движение плотное, и сразу ясно, где «свой», где «чужой». А когда машин мало, то рискуешь стать героем «бородатого» британского анекдота. (Звонит мужу на мобильник жена и говорит: «Милый, езжай по хайвею поосторожнее, а то по радио только что передавали, что какой-то идиот едет по встречной полосе». «Да, дорогая, я уже заметил, но они ошибаются — он вовсе не один, их тут сотни!») И потом, «правило правой руки» в странах с левосторонним движением не действует, там действует «правило левой руки!». На перекрестках, ориентируясь по праворукой привычке, можно попасть в серьезные неприятности.

Но на самом деле иногда даже полезно побывать «в чужой шкуре» — развивается лучшая ориентировка в пространстве. Ведь известно, что учиться ездить лучше всего на неисправном автомобиле, зимой, в темноте, в горку и задним ходом. И тогда обычные условия покажутся вам раем .


текст: Владимир СМИРНОВ
фото: Роман ТАРАСЕНКО


№8 август 2010

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты