Приключение? Трофи? Фестиваль? Все вместе!

Международный трофи-рейд «Ладога»

Старт на Исаакиевской площади Санкт-Петербурга, тяжелые спецучастки, костер на берегу озера, множество иностранцев… Это и есть ежегодный международный трофи-рейд «Ладога», который проводится уже четырнадцать лет подряд

Чем мне запомнились те три «Ладоги», в которых я участвовал в качестве пилота и штурмана? В первую очередь, как это ни парадоксально, финишем. Мне посчастливилось финишировать в тяжелом трофи-марафоне, то есть пройти все спецучастки, причем в спортивном зачете. Подъезжая к финишному знаку последнего спецучастка, ощущаешь, как внутри тебя начинает разгораться радость. Радость от того, что ты смог преодолеть себя, вместе со своим экипажем проехать всю трассу этого непростого соревнования и, пусть не заняв призового места, войти в когорту людей, которые могут гордо сказать: «Я проехал «Ладогу». И теперь, глядя на финиширующих, я понимаю, что они испытывают. Ведь в первую очередь участие в этом соревновании — победа над собой, преодоление физических трудностей, а кое-где и откровенного страха.

Но начинается «Ладога» со старта на Исаакиевской площади. Традиционно все автомобили проезжают через стартовый подиум. Нахождение на нем — это минута славы: на тебя направлены тысячи глаз, твое имя объявляют всем. Можно выйти из машины и несколько секунд покрасоваться перед объективами камер, впитав праздничную атмосферу города на Неве и торжественность момента. Наверное, питерцам этого не понять, но мне, москвичу, атмосфера старта «Ладоги» запоминается на долгие годы. Может быть, в этом виновата извечная любовь москвичей к Северной столице, или же просто организаторы смогли подобрать нужные нотки, чтобы играть на добрых чувствах участников состязания.

Что такое «Ладога»?

Это одно из крупнейших в мире соревнований по трофи-рейдам. Спортсмены разделяются на множество зачетных категорий в зависимости от уровня подготовки машины. Кстати, у квадроциклистов есть две свои категории — подготовленные и почти стандартные ATV. Трассы разных категорий значительно удалены друг от друга, поэтому одновременно увидеть всех спортсменов невозможно, за исключением пляжной и дюнной гонок, в которых участвуют все. Кроме гонщиков, «Ладога» собирает много болельщиков и гостей — караван машин составляет около полутысячи единиц техники. А собственно спортсменов на автомобилях и ATV в этот раз было 163.

Проведению соревнования такого уровня предшествует большая подготовительная работа. Кроме необходимых согласований с администрациями всех субъектов, по которым проходит гонка, нужно разведать трассы, продумать логистику и организовать взаимодействие всех служб, проводящих мероприятие. Бессменный организатор «Ладоги» Юрий Овчинников за многие годы собрал огромное количество ных трасс, но каждый год он неизменно «подкидывает» что-то новенькое. Например, на страшное и непроходимое в прошлом болото «Неодолимое» в 2010 году были посланы представители почти стандартных классов автомобилей — TR1 и «Туризм».

Пролог — для зрителей

В этом году впервые соревнования начались уже в городской черте. На территории стадиона для зрителей прошел короткий, но динамичный пролог. Конечно, те несколько минут, которые участники были на трассе, не внесли сколь-нибудь значительных корректив в расклад сил на многодневном маршруте, но для популяризации трофи как вида спорта пролог был интересен и нужен. Сразу после него спортсмены выдвинулись на спецучастки, носящие лирические названия: «Болото неодолимое», «Тропа нетрезвого лесоруба» и другие.

Традиционно на «Ладогу» собирается много экипажей из стран Балтии. И хотя в этом году отсутствовали эстонские спортсмены, а Литва и Латвия представили по одному экипажу, в зачете Proto высадился многочисленный финский десант. Вообще зарубежные экипажи, обычно составляющие значительную часть гонщиков, видимо, из-за мирового кризиса в 2010-м были в подавляющем меньшинстве. Хотя некоторые экипажи появились в весьма необычных зачетах — скажем, в Grand Tоurism заявился бельгийский экипаж, в котором никто совсем не понимал русского языка. Переводчикам текстов заданий пришлось изрядно потрудиться, пытаясь адекватно интерпретировать на английском сложные задания квеста.

На «Ладоге», кроме спортивных категорий, присутствуют и развлекательные. Например, зачет Grand Tоurism, кстати, самый многочисленный, собрал любителей активного отдыха. В качестве основного задания участники разгадывали многодневный квест, перемежаемый несложными внедорожными упражнениями. В зачете Discovery была только экскурсионная программа, а победителей определяли по результатам ночного ориентирования и пляжной гонки. Таким образом, можно было болеть за спортсменов и находиться в базовых лагерях, любуясь красотами природы Приладожья и Карелии.

Популярность этих категорий свидетельствует о том, что люди все больше отдаляются от спорта и начинают использовать автомобиль как средство постижения нашей страны. Посмотреть в окрестностях Ладожского озера есть на что. Там и природные объекты — шхеры, бараньи лбы, водопады, горы и скалы, лесные озера и бесконечные пляжи, и рукотворные — мраморный карьер, плотины, остатки укреплений многочисленных войн, крепости и старинные монастыри.

Битва за медали

В некоторых категориях кворума, то есть необходимого для выявления трех призеров количества участников, просто не было. Например, в TR3 реально бились только два экипажа. В остальных зачетах спортсменов было больше. Тем не менее перевес «туристических» зачетов был колоссальным. В них спор идет не на секунды, а просто на «доезд» до финиша, а победитель среди проехавших все трассы выявляется по относительно коротким пляжной и дюнной гонкам и ночному ориентированию. Однако просто пройти все трассы от старта до финиша тоже непросто, например, в категории TurismOpen это удалось всего лишь двум автомобилям.

Огонь и вода награждения

«Ладоге» есть традиции. Например, старейший участник, Анатолий Викторов по прозвищу Турбодед, на восьмом десятке лет продолжающий соревноваться, каждый год выводит из лесов несколько сломавшихся экипажей. На церемонии закрытия соревнования новичков «Ладоги» каждый год поят водой и мажут ладожской грязью. Разведение костров запрещено, но на финише все спортсмены собираются у единственного большого костра и вместе прощаются с очередной гонкой. Последняя ночь на «Ладоге» запоминается не меньше, чем старт. Совсем скоро, следующей весной, берега Ладожского озера снова огласит рев моторов, и сильнейшие спортсмены разных стран соберутся на эту гонку.


Ногами не трогать

На «Ладогу» я отправился на Land Rover Defender. Пожалуй, из выпускающихся во всем мире в настоящее время автомобилей это один из самых подготовленных для внедорожных экспедиций аппарат. Постоянный полный привод, передний и задний мосты, блокировка межосевого дифференциала и понижающая передача, а также система псевдоблокировок всех колес делают его одним из самых проходимых в штатной комплектации. Незадолго до путешествия мне довелось пройти базовый курс Land Rover Experience, направленный именно на управление машинами этой марки. Ранее я считал, что неплохо умею управлять внедорожниками, но Land Rover добавил новых знаний в области преодоления бездорожья. На «Ладоге» я специально руководствовался не своими представлениями об управлении автомобилем на плохих дорогах, а советами инструкторов школы Land Rover. Парадоксально, но основным приемом вождения машины стало ничегонеделание. При преодолении препятствий необходимо предоставить всю работу автомобилю, в буквальном смысле не трогать педали, и Defender сам выкарабкивается на хорошую дорогу. На песчаных подъемах на первой пониженной передаче машина, поскрипывая ABS, медленно, цепляясь всеми колесами за зыбкую опору, ползет вверх по склону. Если же нажать на газ, то колеса моментально закопаются в песок. На грязевых участках также не надо трогать педали, а лишь корректировать рулем направление движения. Специальная система следит, чтобы двигатель на малых оборотах не заглох.

За три недели эксплуатации Defender я пришел к убеждению, что он максимально приспособлен для преодоления бездорожья под управлением неподготовленного водителя, так как в тяжелых дорожных условиях Land Rover сам способен максимально помочь пилоту. Опытному водителю работа его систем повышения проходимости не помешает, а новичку, наоборот, поможет!

Что же касается всего остального, то багажник на Defender огромен, салон просторный, обзор отличный. Идеальная машина для внедорожных экспедиций!


Победители «Ладоги 2010»
ATV-Open
Виктор Шмельков Александр ШапочкинYamaha Grizzli 700Москва
ATV–Tourism
Дмитрий Фекличев Андрей СлепушкинStelsМосква
TR1
Алексей Сергеев Алексей КоротаевTLC 70СПб
TR2
Андрей Кузнецов Алексей Александров TLC 70СПб
TR3
Евгений Шокель Александр БудайSuzuki SamuraiБелоруссия Минск
PROTO
Вилнис Зейза, Айгар ЗейзаTLC 80Латвия
Tourism
Павел Пожидаев Артем ПименовSuzuki SamuraiСПб
Tourism–Open
Антон Данилин Александр БуяновLR 90Москва
Grand Tourism
Дмитрий Тетерчев Владислав Калинин Mitsubishi Pajero SportМосква
Discovery
Илья Толпыга, Сергей Цыганков, Григорий ТолпыгаTLC 100СПб

текст: Алексей МЕНЬШЕНИН
фото: Ольга МАРУГИНА, Юрий ОВЧИННИКОВ и автор

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№8 август 2010

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты