Сообщающиеся сосуды

Что общего у Audi Q7, VW Touareg и Porsche Cayenne?

Унификация в автомобильном мире зародилась в одно время с появлением первых самодвижущихся колясок и быстро приобрела планетарный масштаб. Машины разных концернов могут комплектоваться одинаковыми свечами, на две-три модели одного бренда устанавливают идентичные моторы, а автомобили, произведенные по одному «лекалу», выпускают в свет под разными названиями. Унификация скрыта от потребителя, и тем интереснее узнать, что же общего у Porsche Cayenne, VW Touareg и Audi Q7, ведь все три машины производятся под крылом одной гигантской корпорации

В 1965 году компания «народных автомобилей» Volkswagen завершила сделку по выкупу у Daimler-Benz полного пакета акций хиреющей день ото дня фирмы Auto Union. Напомним, что в послевоенное время, если не считать небольшого количества Horch, собиравшихся вручную (последняя машина произведена в 1953-м), Auto Union выпускала несколько моделей под брендом DKW и одну — 1000 Sp Roadster — собственно под брендом Auto Union. С середины 50-х спрос на автомобили Auto Union стал потихоньку падать, и ко времени перехода под крыло Daimler-Benz (1958 год) положение Auto Union было незавидным. Причина крылась в двухтактных двигателях, которые доставляли владельцам массу хлопот. Менеджеры DaimlerBenz, пытаясь исправить положение, командировали в Ингольштадт своего инженера Людвига Крауса. Однако ему удалось скрестить мерседесовский четырехтактник с моделью DKW F 102 только к 1965-му. Автомобиль, открывший в Auto Union эру четырехтактных двигателей, решили назвать Audi F 103. Однако первый Audi, не имеющий ничего общего с DKW, мир увидел лишь в 1968 году — это был Audi 100.

К тому времени и относится начало унификации моделей Audi и VW. Поначалу речь шла о мелочовке, однако в середине 70-х зафиксирован и факт бедж-инжиниринга. Когда в 1975-м общественности представили VW Polo первого поколения, дилеры Audi уже год предлагали его технического двойника — Audi 50. Несмотря на то что машины размещались в разных ценовых нишах, более дешевый Polo уже к 1978му вытеснил с рынка «пятидесятку».

Собственно, история мирового автопрома ясно показывает, что всякая унификация ведет к потере технической индивидуальности брендов и, как следствие, к их исчезновению. Самый яркий пример — британская автоиндустрия: в разное время на туманном Альбионе существовало более 60 автомобильных марок, и почти все они вымерли именно после того, как их продукцию начали унифицировать. Процесс этот в мире продолжается и по сей день: в прошлом году канул в Лету Pontiac, в нынешнем закрывают Mercury. Saab, еще недавно считавшийся мертвецом, чудесным образом воскрес (надолго ли?), а вот легендарная Alfa Romeo катится в пропасть бедж-инжиниринга…

Плотное сотрудничество VW и Porsche началось с разработки платформы для моделей Touareg и Cayenne (2002 год). А вот в недра Porsche Panamera (модель была готова к массовому производству еще в 2007-м) инженеры из Штутгарта упрятали уже моторы от Audi. Своего пика агрегатная унификация трех брендов достигла в нынешнем году, когда публике представили Touareg и Cayenne второго поколения и чуть позже — модифицированный Audi Q7.

Ближе к предмету

Итак, если мы пробежимся по техническим характеристикам Porsche Cayenne, VW Touareg и Audi Q7, обнаружится, что у этих моделей один общий двигатель, причем дизельный V6, далеко не самый мощный из имеющихся корпоративных дизелей. На Cayenne этот агрегат имплантировали только в прошлом году, тогда как на двух других машинах он стоял и раньше, причем на Q7 «голов в табуне» было меньше (233 против нынешних 240). Выбор мотора скорее всего обусловлен претензией на высокотехнологичность: дескать, если уж и покупать дизельный Porsche, то чтобы проехать на нем тысячу километров без дозаправки, никак не меньше. Ведь на модификации с ингольштадтским 6,0-литровым V12, развивающим 1000 Нм, водителю Cayenne было бы проблематично преодолеть такой отрезок, особенно с ветерком. Дизель V6 — вполне себе современный, но далеко не последний писк моды. Даже максимальное давление впрыска от Bosch — 1800 бар. Сегодня этой цифирью мало кого удивишь.

Куда интереснее восьмиступенчатая АКП классической гидромеханической конструкции. До появления на Cayenne, Touareg и Q7 аналогичным агрегатом могли похвастать лишь два легковых Lexus, BMW 7-й серии с бензиновым мотором V12 да Audi A8 (декабрь 2009 года). Коробка, по заверениям специалистов Audi, спроектирована японской компанией Aisin. Фирма достойная, механизмы делает замечательные, однако тот факт, что для этой германской тройки один из ключевых агрегатов «сочинили» в Японии, может оказаться не по зубам части целевой аудитории этих машин. Не поймут они эту унификацию… Кстати, на упомянутом BMW автомат, как и всегда, немецкий — от ZF.

Что касается раздаточной коробки, здесь дело почище. Этот механизм (сейчас он производится фирмой Magna Powertrain) достался Cayenne и Touareg от Audi Q7. И все бы ничего, если бы с его появлением и Touareg и Cayenne не превратились из внедорожников в кроссоверы! Причем покупатель Touareg еще может выбрать между кроссоверным приводом 4Motion и внедорожным 4XMotion, то для владельцев Cayenne второго поколения «понижайка» останется несбыточной мечтой. Правда, не очень-то она им и была нужна.

К слову, вот еще один побочный результат всех этих «модернизаций»: Cayenne второго поколения оснащается межосевым дифференциалом только на дизельной модификации и на гибридной! На прочих — бензиновых — модификациях распределения тяги между мостами нет. Один из мостов «тянет» постоянно, на другой же при необходимости отбирает тягу многодисковая фрикционная муфта.

Дифференциал, устанавливаемый в раздаточной коробке Cayenne, Touareg и Q7, — типа torque sensing, то есть самоблокирующийся. Причем в данном случае его с полным правом можно обозначить как Torsen, с большой буквы, поскольку производящая его фирма JTEKT и владеет брендом Torsen. Механизм этот выполнен по редкой, почти не встречающейся сегодня схеме: расположение и функциональное назначение элементов — как в планетарной передаче, а вот зубья шестерен (солнечной, эпицикла и сателлитов) нарезаны по винтовой линии. Их конфигурация и обеспечивает самоторможение. В свободном состоянии дифференциал распределяет крутящий момент в соотношении 48:52 (или 40:60 — в зависимости от модели), при блокировке через колеса передней оси может быть реализовано до 65% тяги, через колеса задней оси — до 85%.

Куда катится мир...

Логичным развитием унификации между Audi Q7, VW Touareg и Porsche Cayenne станет появление у ингольштадтского кроссовера гибридной модификации. Работы в этом направлении были начаты еще пять лет назад. В 2005 году на автосалоне во Франкфурте даже продемонстрировали концептуальный Q7 Hybrid. Первые же опыты по электрификации серийных моделей в новейшей истории Audi относятся к 1989-му — тогда на базе полноприводного Audi 100 Avant сконструировали гибрид со слабеньким, в 12,6 лошадки, электромотором и экзотической с позиций сегодняшнего дня никелькадмиевой высоковольтной АКБ! Тем не менее в серию скорее пошли экологичные машины VW и Porsche. Что тут сказать, маркетинг… Ожидать в этом году серийного Q7 Hybrid (уже с корпоративным приводом) вряд ли приходится. Ведь главной экологичной премьерой Audi во второй половине текущего года должен стать уже анонсированный среднеразмерный Audi Q5.

Что касается унификации Q7, Touareg и Cayenne, да и вообще Audi, VW и Porsche, очевидно, что процесс этот будет только усиливаться. Главное, чтобы все было в меру. А то как бы нам не пришлось увидеть через несколько лет легковушку С-класса от Porsche. Вряд ли это кажется нереальным, ведь и суперкар Volkswagen W12 Concept уже был, правда, в 1997 году...

текст: Сергей АРБУЗОВ
фото: фирмы-производители

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№8 август 2010

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты