Из ливерпульской гавани...

Рассказ о заводе Land Rover в Хейлвуде

«Из ливерпульской гавани, всегда по четвергам, суда уходят в плаванье к далеким берегам...» — слова этой задорной песенки на стихи Киплинга крутились в моей голове всю поездку. Ну и что, что Ливерпуль давно уже утратил роль главных морских ворот Великобритании? Пригород Ливерпуля Хэйлвуд стал той гаванью, из которой по всему миру отправляются шустрые Land Rover Freelander и Range Rover Evoque.

Я не ждал от визита на предприятие, носящее аристократично-длинное название Halewood Operations Jaguar Land Rover Body and Assembly Plant, никаких особых открытий. Во-первых, мне уже доводилось бывать на других заводах Land Rover, и на главном, в Солихалле, и в техническом центре в Гейдоне. А во-вторых, кто видел один современный автозавод — видел их все. Ну а сомневаться в том, что завод в Хейлвуде — это современное предприятие, не приходилось. Завод был построен концерном Ford в 1963 году и производил компактные автомобили Corsair, Escort, Capri, Fiesta. После решения сосредоточить производство пришедшего им на смену Ford Focus в Германии и Испании завод был передан входившей в концерн марке Jaguar. Наконец, в 2007 году, после солидной реконструкции, здесь была запущена сборка Land Rover Freelander 2, а в 2011-м из заводских ворот выкатились первые Range Rover Evoque. Кроме того, мощнейший кузнечно-прессовый цех обеспечивает штамповку кузовных деталей и для «старших» моделей. Запуск сборки Evoque буквально взорвал предприятие (в хорошем смысле): пришлось ввести третью смену, а численность работников выросла с 3000 до 4500 человек. Однако, как и все современные производства, завод поражает кажущимся безлюдием. Цеха занимают площадь более 300 тыс. м2, и персонал на таких просторах как-то теряется. Больше всего рабочих одновременно мы видели в выгородках-«кантинах» во время обеденного перерыва, который, естественно, в Англии называется tea break («перерыв на чай»). Едят рабочие «тормозки», которые принесли с собой: готовить пищу на территории цехов нельзя по санитарным нормам, а дорога до отдельно стоящей столовой заняла бы слишком много времени. Бросилось в глаза то, что среди рабочих мы практически не увидели «трудовых мигрантов» из Африки, Азии и с Ближнего Востока. Зарплаты на заводе высокие, есть возможность постоянного обучения и перемещения вверх по социальной лестнице, так что устроиться на работу совсем не просто.

Вообще экскурсия по современному автозаводу больше всего похожа на прогулку в зоопарке. Ты ходишь по д орожкам, а в отгороженных решетками вольерах живут своей жизнью похожие на хищных динозавров роботы. Они то застывают, то вдруг накидываются на штампованную заготовку и начинают ее терзать. Временами длинношеие механические хищники отвлекаются и приникают к стоящей в сторонке стойке, как будто к поилке. На самом деле, естественно, в это время происходит замена электродов. Людям остается только следить за работой да вовремя подавать заготовки... Есть среди роботов и совсем современные, способные без перенастройки сваривать детали и для Freelander, и для Evoque. Представляете? Робот сам считывает бар-код с поданной ему главной детали, сам на ходу перестраивается и выбирает, какие именно детали нужно приварить. Есть и более старые участки, где роботы работают по жестко заданной программе. Но, похоже, скоро их будут менять. Хейлвуд готовится запустить новую модель, которая придет на смену Freelander 2, и будет это совсем скоро. О том, что работа по подготовке к постановке на конвейер новинки идет вовсю, нам говорили буквально все, от главного инженера завода Дэвида Митчелла до водителей-инструкторов в центре Land Rover Experience. Но вот на просьбу рассказать о том, что же это будет за автомобиль, англичане только делали загадочно-хитрые лица и отвечали, что новинка станет большим сюрпризом. Ну а пока что на пять собранных Evoque приходится два Freelander. Оно и понятно: «Фрилик», безусловно, стал одной из самых удачных и успешных моделей марки, но выпускается он уже шесть лет. Остается только гадать, что же придумают английские конструкторы и чем они постараются поразить мир. Мы с коллегами, конечно же, принялись гадать... но так к определенному мнению и не пришли. Сверхъярким футуристичным дизайном? Вряд ли. Для этого есть Evoque, да и в лендроверовской «табели о рангах» Freelander числится «хранителем семейных ценностей», а значит, внешность его должна быть несколько консервативной. Обилием электронных помощников? Наверняка новинка, на радость домохозяйкам, получит такие опции, как автоматическая парковка, адаптивный круиз-контроль, контроль слепых зон и полос движения. Нарушив все каноны кроссоверостроения, добавят в раздаточную коробку пониженную передачу? А почему бы и нет? Получится этакий «беби-диско», а потом его можно будет подпереть в линейке более компактной и бюджетной моделью. Но что гадать? До того как на каком-нибудь автосалоне с новинки упадет закрывающее ее покрывало, мы все равно ничего толком не узнаем.

Так что лучше повторить стандартный маршрут гостей завода и из роботизированных цехов отправиться в замок Пекфортон, неподалеку от которого открылся новый центр Land Rover Experience. Англичане знают толк в пиаре, психологии покупателей и продвижении своей продукции. Сначала показать потенциальному клиенту, как делают машину, которая может стать его собственностью, как тщательно проверяется качество штамповки и сборки. А потом посадить его за руль, и пусть сам убедится, какие чудеса может творить выбранная им модель на бездорожье. Пекфортон — место действительно очень красивое. С вершины холма открывается роскошный вид на равнины Чешира. Если верить Льюису Кэрроллу, здесь должны водиться чеширские коты, умеющие исчезать, оставив после себя только улыбку. Увы — ни одного не видел. Видимо, слишком хорошо исчезают. А вот оставленную улыбку — почувствовал... Может быть, именно из-за этой растворенной в чеширском воздухе улыбки «могучие малыши» компании, Freelander и Evoque, доставили мне такое удовольствие. Я специально решил кататься в основном на них, хотя к нашим услугам был и Discovery, и Defender. Трасса в Пекфортоне тоже очень живописна. Главная полоса препятствий расположилась в заброшенном карьере, где когда-то добывали известняк для строительства замка, и рассчитана она, прежде всего, на возможности Discovery 4. Но и «младшие собратья», как оказалось, тут не пасуют. Для Evoque с его несколько худшими по сравнению с Freelander параметрами геометрической проходимости она и вовсе оказалась на грани возможного. Во всяком случае в некоторых местах маленький Range явственно цеплял за грунт то бамперами, то выхлопными трубами. Но ведь прошел! А Freelander и вовсе выглядел молодцом, еще раз подтвердив свою репутацию лучшего «проходимца» в классе.

Программа нашего пребывания в Англии завершилась, пора было возвращаться домой. Интересная получилась поездка! Завод посмотрели, по красивейшей трассе прокатились, по местам, связанным с «Битлз», прогулялись. Чего еще желать? Только поскорее дождаться того дня, когда из «ливерпульской гавани» Land Rover отправится в плавание новая, пока еще загадочная модель...

текст: Андрей СУДЬБИН
фото: автор и фирма-производитель

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№9 сентябрь 2013

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты