Диагональ

Правильный действия при диагональном вывешивании

Диагональное вывешивание приводит к тому, что машина застревает, – это известно практически всем любителям активного отдыха на бездорожье. А вот алгоритм движения, который помогает его избежать, используется далеко не всеми.

На этот раз мы поговорим о классической ситуации диагонального вывешивания, когда машина при движении по бездорожью разгружает по одному колесу на каждой из осей и обездвиживается. Как правило, процесс застревания выглядит следующим образом: автомобиль едет по бездорожью, подвеска отрабатывает неровности и наступает момент, когда ее ходов не хватает для того, чтобы все четыре колеса сохранили равномерное сцепление с грунтом. В этот момент на два колеса, расположенных с тех сторон, где подвеска сжата (обычно по диагонали друг от друга), приходится двойная нагрузка, а колеса противоположной стороны, с распущенной подвеской, не имеют практически никакой нагрузки. Как следствие, машина замирает. Это происходит изза того, что межколесные дифференциалы передают весь крутящий момент без остатка на разгруженные колеса.

Чтобы избежать такой ситуации, нужно следовать простейшему правилу движения по рельефу: двигаться исключительно «в натяг» и на небольших скоростях. Тогда диагональное вывешивание не застанет вас врасплох и машина не повиснет, беспомощно вращая колесами в воздухе. Если по рельефу ехать быстро, то автомобиль будет сильно раскачиваться, так как подвеска, постоянно работая на сжатие, станет передавать колебания на раму (кузов), и сразу начнется обратный эффект: рама и кузов, раскачиваясь, будут увлекать за собой и подвеску, попеременно нагружая одни колеса и разгружая другие. Таким образом, еще до того как машину настигнет диагональное вывешивание, не все колеса будут иметь достаточное сцепление с поверхностью, и как только сопротивление качению нарастет, машина немедленно забуксует. Если же двигаться на небольшой скорости, вы минимизируете поперечную раскачку кузова и обеспечите лучшее сцепление с грунтом. К тому же вам легче будет почувствовать тот момент, когда машина начнет замедляться из-за увеличения сопротивления качению, вызванного рельефом, и вместо того чтобы забуксовать, и тем самым окончательно обездвижить машину, вы сможете просто остановиться, сохранив возможность выехать назад. Если вы не достигли пиковой точки вывешивания, этот маневр вполне удастся, потому как земное притяжение, мешавшее заехать на кочки, станет вашим союзником, когда вы включите заднюю передачу.

Отъехав назад, осмотрите место, где только что застряли, и попробуйте откорректировать свой маршрут таким образом, чтобы избежать критических ходов подвески, затем повторите попытку преодолеть сложный участок. Если препятствие все равно не удается пройти на малом ходу, то единственным выходом будет набрать небольшую динамику. Повторяю: небольшую! Не стоит разгоняться изо всех сил. На фотографиях оторвавшаяся от земли машина будет смотреться очень эффектно, но радость от просмотра фото навряд ли компенсирует затраты на последующий ремонт. Ускориться перед местом, где возможно диагональное вывешивание, нужно ровно настолько, чтобы машине хватило инерции это самое место проскочить.

Для внедорожников, оснащенных электронными колесными блокировками, алгоритм движения аналогичен, за исключением одного момента. Если вы все же «словили диагональ», шанс выбраться самостоятельно по-прежнему есть. Нужно нажать на педаль газа посильнее. Когда скорость вращения разгруженных колес достигнет определенного значения, электроника начнет импульсно блокировать их колодками, давая возможность нагруженным колесам вывезти машину с «диагонали».

В случае если машина оборудована жесткими межколесными блокировками, их можно включать как перед потенциальным диагональным вывешиванием, так и уже на обездвиженной машине, но работать акселератором при включенных блокировках следует очень аккуратно. Неумеренный газ при таких нагрузках может привести к фатальным повреждениям трансмиссии.

На самом деле движение по бездорожью есть перманентный процесс борьбы с диагональным вывешиванием, и сколько бы разговоров ни велось про клиренс, артикуляция подвески важна нисколько не меньше, чем дорожный просвет, особенно на каменистых дорогах, в бродах, оврагах и везде, где под слоем грязи притаился главный враг джипера — рельеф.

текст: Лёня НЕМОДНЫЙ
фото из архива автора

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№9 сентябрь 2013

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты