Сахалин вдоль и поперек

По следам японских эмигрантов

На японском авто по бывшей японской территории туристический клуб Green Tour проделал более 6000 км от Владивостока и обратно, чтобы своими глазами увидеть то, о чем молчит Сахалин — остров в виде диковинной рыбы, часть которого была некогда Японской империей. Целями трехнедельной экспедиции были новые встречи и впечатления от уникальной природы, поиск следов ушедших с острова соседей и просто знакомство с тем, как люди живут на краю страны

В школе на уроках географии мы находили Сахалин на карте с закрытыми глазами. А вот посетить остров не было повода. «А зачем нам повод?» — подумали мы. Правда, из трех предполагавшихся экипажей в путь отправился только один — на Mitsubishi Delica по прозвищу Зеленый, — но пять членов команды были настроены идти до победного.

Путь на Сахалин всего один — по морю, — только из поселка Ванино (Хабаровский край) — откуда до Холмска регулярно отправляются огромные паромы, перевозящие железнодорожные составы и автотранспорт.

Билетами мы озаботились за месяц. В Хабаровске забрали забронированные билеты на машину. Там же нас предупредили о состоянии дороги до порта Ванино: утомительная узкая грунтовка без кафе, заправок и мест отдыха, зато с множеством мостов через одну и ту же реку Гобилли. Передышкой были только места строительства скоростных дорог вдоль особо опасных участков. Мы мчались по ним под 100 км/ч: слева — крутые склоны, справа к шоссе подступает широкая река — красота!

Первое впечатление от Ванино: поселок застрял где-то между СССР и Россией. Очереди в кассу с 8 утра за давно забронированными пассажирскими билетами, портовые сборы, необходимость отметиться в трех разных местах, томительное безделье на солнцепеке в порту в ожидании парома. Но наконец Delicia стоит на нижней палубе «Сахалина-8», а мы на верхней рассматриваем уходящий вдаль берег, предвкушая встречу с островом.

Западное побережье

Почти сутки хода — и паром медленно пришвартовался к туманному побережью. От Холмска наш путь лежал на запад вдоль берега Японского моря, вдоль знаменитой японской узкоколейки. Он бесконечно радовал видами чистых бухт, экзотических растений, прекрасной грунтовкой и погодой.

Под вечер первого же дня на Сахалине мы рискнули испытать наш стандартный автомобиль и около 10 км ехали по песчаным барханам вдоль прибоя к мысу Слепиковского. Боялись остановиться, чтобы не увязнуть. В центре мыса находится старый, построенный японцами маяк, возвышающийся над широким пляжем. Он отлично сохранился и функционирует.

Все города вдоль берега советского периода. Они постепенно вымирают, люди переселяются на материк. Особенно тягостное впечатление произвел город Чехов: чернеют глазницы брошенных домов, разваливаются дороги, школы.

В городке Томари издалека увидели на сопке тории — каменные ворота, символ Страны восходящего солнца. Сейчас Сахалин — единственное место, где они стоят не на японской территории. Ворота отлично сохранились, четко видны все иероглифы, выбитые в граните. Эх, жаль, мы не умеем читать по-японски…

В Красногорске огромный фонарь из гранита — единственное, что осталось от храмового комплекса, — вообще спрятался в частном дворе. Гостеприимная хозяйка рассказала, что к ней часто приезжают японские туристы и студенты-историки из Южно-Сахалинска.

В Углегорске долго колесили в поисках остатков храма и все же нашли нужный холм с красивейшим видом на город и море — японцы умели выбирать место! На его вершине — фундамент синтоистского храмового комплекса, бетонная лестница к нему и основания для каменных фонарей и собак-охранников. А позже в маленьком городском музее нашли этих самых каменных животных, охраняющих вход музея изнутри.

Обычно на ночлег мы сворачивали в лес, поэтому с местным гнусом и его прожорливостью были знакомы не понаслышке. Но иногда удавалось выбрать укромную бухточку и сидеть допоздна у костра, сложенного из просоленного, выброшенного на берег плавника — деревьев, унесенных когдато водой в море.

После Шахтерска заправок больше нет, ближайшая — уже в центре острова, в поселке Смирных. У нас был 30-литровый запас топлива, но пришлось очень тщательно планировать маршрут. В поселке Бошняково дорога заканчивается, а ее подобие уходит в глубь острова. Скорость падает до 10 км/ч. У наших водителей в глазах азарт: ну на каком же броде или промоине машина сядет? Полдня джиперских покатушек, и мы добрались до поворота к поселку Пильво.

Амбецу

Еще в музее Углегорска на старой карте Сахалина мы рассматривали покинутый и забытый японский город Амбецу. Это поселение особенно интересно потому, что бывшие японские города русские заселили после 1945 года, уничтожая там все японское, а про Амбецу, находящийся почти на 50-й параллели — старой границе двух государств, по непонятным причинам забыли. Дорога туда заросла, и подойти к бывшему городу можно только вдоль моря, двигаясь от Пильво на юг.

Проехав этот поселок, Delicia опять гарцует по пляжу, местами прямо по прибою, в поисках местечка поуютнее для ночевки. Исследование заброшенного поселения мы оставили на завтра, посвятив остаток дня отдыхе и рыбалке. Соседи-сахалинцы посмеялись над нашими удочками — они ловят только сетями — и угостили крабами и свежепойманной красной рыбой. Спасибо за радушие!

В Амбецу мы нашли пирс и небольшой кирпичный завод. Строение было внушительным: до сих пор вызывают удивление отлично сохранившаяся труба, нависающие над ручьем рельсы, лежащие на боку вагонетки, заваленные листвой туннели. Сейчас на месте завода — сплошные джунгли, нам приходилось буквально прорубать себе дорогу!

Вдоль всего берега выброшены морем красивые сглаженные осколки расписной посуды, нам даже посчастливилось найти один с иероглифами. Японцы при выселении закапывали свои пожитки в землю: тогда никто не верил, что покидает эти края навсегда. Ручьи до сих пор выносят реликвии в океан.

На север острова и обратно

Было бы непростительно проехать мимо поселка Горячие Ключи — места паломничества любителей природолечения, кемпинга с множеством палаток и машин. Здесь на поверхность выходят минеральные воды, уникальные по химическому составу и лечебному эффекту. Считается, что вода и грязи помогают от разных болезней. Мы с радостью воспользовались горячими потоками воды и подлечились в нескольких экзотических ямах с названиями « Патриот», «Партизан» и «Пионер».

Путь на север по центру острова — сплошная стиральная доска, вокруг — лесотундра и болота, в воздухе — холодная хмарь. Вставая на ночевку среди кустов кедрового стланика, банально повисли на мостах в размытой песчаной колее. Увязнуть здесь легко, поэтому легковушек в этой части Сахалина нет, а большинство джипов подготовлены к бездорожью.

Встречающиеся названия радуют слух: реки Гиляко-Абунян, Эрри, Аскасай и Эвай, город Оха, поселки Сабо, Ноглики, Пильтун, Палево.

Чем ближе к северу острова, тем холоднее, а также выше цены на топливо. Но своего максимума эти тренды, как и полагается, достигли на самом севере — в Охе. Цена литра «дизеля» — 28 руб., а 92-го бензина — 32 руб. Вот тебе и центр добычи нефти и газа на Сахалине!

Точкой возврата было решено сделать полуостров Шмидта. Едем севернее Охи через заброшенный городок Колендо. По пути к морю пару раз упирались в нефтекачалки. Плохая дорога здесь переходит в совсем плохую, и в одном из таких мест мы почти положили машину на бок. Задним ходом удалось пробить колею и выскочить на сухую поверхность. Больше экспериментировать не решились — здесь наша точка возврата!

Делаем крюк в бывший город Нефтегорск, чтобы посмотреть на установленный на месте трагедии мемориальный комплекс с именами всех погибших в 1995 году от землетрясения. От Нефтегорска двигаемся по прорисованной в GPS дороге, соединяющейся с федеральной, — 4 км осталось. Но не тут-то было! Полчаса на откапывание из вязкой глины — и мы благоразумно возвращаемся, делая крюк в 70 км.

По югу острова

Только начали растягивать тент, устанавливая бивуак на пляже после Поронайска, как к нам подъехали местные гаишники и по-товарищески предупредили о надвигающемся шторме. Пришлось ретироваться в кусты, тем более этот широченный песчаный пляж оказался местной автомагистралью, где даже ночью носятся машины. Пожалуй, только большегрузный транспорт да гости города ездят по «асфальтированной» дороге, идущей здесь же, вдоль моря. Удивило огромное количество красной рыбы (каждая по 60–70 см длиной), валяющейся на пляже после шторма. Вот откуда самые жирные чайки!

Прогулка до Пугачевского грязевого вулкана оказалась авантюрой, как, впрочем, и все путешествие. У нас были только его точка в GPS и очень смутные описания из интернета. Выйдя из болотистого леса, наткнулись на десяток булькающих бугорков, похожих на фумаролы, сам же «вулкан» оказался огромной поляной, плосковыпуклым холмом, из которого нерегулярно извергаются газы, выбрасывающие воду и глинистую серую массу. Пара наших отчаянных туристов даже пробежалась по кратеру, увязнув по колено.

В Южно-Сахалинске посетили центральный парк, канатную дорогу на горнолыжную трассу с видом на город, краеведческий музей и пик Чехова высотой 1043 м. Город понравился своим спокойствием, зеленью, культурным налетом, современностью, хотя и здесь многое осталось из прошлого века.

Наконец, культовое место южного побережья, визитная карточка Сахалина — мыс Великан. Пыльная дорога вела сначала через изумительное озеро лагунного типа Тунайча, а потом повернула в лес и дала возможность поплутать по многочисленным развилкам. Сам мыс — это уединенное место с утесами, гротами, пещерами, причудливыми скалами с соответствующими названиями Арка, Великан, Боец, стоящими прямо в море. Вот разыгралась фантазия у ветра и волн!

На обратном пути, прощаясь с Сахалином, выжимали 120 по ровному твердому песчаному пляжу, нарезали петли, рисовали колесами на песке восьмерки. На последнем витке гидроусилитель руля приказал долго жить, и остаток пути до дома водители по очереди тренировали руки. Не успев, к сожалению, посетить еще с десяток замечательных мест Сахалина, мы все же увезли с острова массу впечатлений, соприкоснулись с историей и еще раз убедились в том, что дружной компании да на полном приводе все дороги открыты!

текст: Виолена ЗОРИНА, Владимир ШКРЯБИН
фото: Эдуард и Мария РУДЕНКО и авторы

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№12 декабрь 2010

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты