Герой на все времена

Великий и ужасный Volvo C303

Этот монстр офф-роуда, скрывающийся под поэтичным именем, подобен призраку. Про него слышали многие, видело гораздо меньшее количество осведомленных, а уж про езду и говорить нечего. Но нам удалось завести дружбу с легендой — великим, ужасным и неповторимым Volvo Laplander C303

Выслушав восторженный рассказ о шведском «ящике с колесами», мой друг только недоуменно покачал головой: «Я уже говорил тебе, что ты ненормальный? Как такое может нравиться?» Вот она, нынешняя молодежь! А ведь неспроста семейство армейских вездеходов Volvo стало культовым. Мы были наслышаны о недюжинном внедорожном потенциале и впечатляющем конструктиве Laplander. Так что, когда мне позвонил представитель компании Ex-Road и предложил показать легендарный автомобиль, относящийся к более поздней, трехсотой, серии, я подумал об одном: где бы найти подходящее болото? Увы, знакомство вышло не слишком продолжительным. «Швед» направлялся с одной выставки на другое мероприятие, и в нашем распоряжении было совсем немного времени. Но и этого хватило, чтобы «лапландец» оставил яркое воспоминание.

Знаменитая конструкция

Машины, как правило, удостаиваются титула легенды за выдающиеся характеристики и неординарные конструктивные решения. Volvo C303 в полной мере обладает и тем, и другим. Предшественником трехсотой серии был Laplander L3314, заказанный вооруженными силами Швеции и выпускавшийся с начала шестидесятых. Тогда военным понадобился небольшой универсальный автомобиль с высокой проходимостью и грузоподъемностью. Разрабатывал его Нильс Магнус Хартелиус. Интересные события начались на излете декады, когда армия вновь постучалась в дверь автопроизводителя. Заказчику потребовалось все то же самое, но в увеличенном масштабе: больше салона, грузоподъемности, мотора и проходимости. Хартелиус не только сделал свое детище крупнее, сильнее, он применил портальные мосты с бортовыми редукторами, что увеличило дорожный просвет. Со временем Volvo стал донором этих ценных узлов, а выражение «лапландеровские мосты» давно вошло в обиход джиперов и олицетворяет собой серьезное оружие в борьбе с бездорожьем. Мосты имеют пневматические блокировки. Разумеется, есть и межосевая блокировка. Двигатель бензиновый рядный шестицилиндровый объемом 3 л, развивающий 117 л.с. при 4000 об/мин.

Трехсотая серия включала в себя двухосные и трехосные модификации и выпускалась с 1974 по 1984 год. Здесь следует сделать небольшую ремарку: Laplander — название первого поколения шведского вездехода, в последствии ставшее нарицательным и «неофициально» перешедшее к наследнику. Учитывая то, что новинка стала дороже, производитель сохранил первое поколение, на которое все еще был спрос, переименовав его в C202. Производство перенесли в Венгрию.

Стоит отметить, что C303 дожил до наших дней в неугасающем блеске славы в том числе благодаря своим спортивным заслугам! Невероятно, но этот «боец» участвовал в ралли-рейде «Париж — Дакар» в 1982 году, а в 1983-м стал победителем в классе грузовиков весом до 10 т.

Воевать, так с комфортом

Наш герой родился в далеком 1980-м. На сегодняшний день он проехал всегонавсего 20 тыс. км. Детский пробег! Причем накатал он это расстояние за первое десятилетие своего существования, а затем встал на длительную консервацию. Если Steyr-Puch Pinzgauer, его австрийский коллега и конкурент, хранится в закрытых помещениях, то Volvo не позавидуешь: более 20 лет «трехсотка» обитала под открытым небом. Но броня кузова толщиной почти 2 мм выдержала испытание климатом и сохранилась почти идеально.

Военное происхождение «лапдандца» подспудно намекает, что от подобного рода техники не стоит ждать удобства. Но машина удивила как раз по части комфорта (если это слово вообще уместно по отношению к армейскому вездеходу). Особенно некоторый контраст заметен по сравнению с кое-какими отечественнами аппаратами схожего назначения. Называть их не станем, чтобы не обижать поклонников. Странное дело, шведы — такие же люди, как и мы. Они состоят из тех же органов, мышц и костей. Но как у них получился вполне «человеческий» автомобиль для служивого люда? Посадка и высадка, на мой — старого радикулитчика — взгляд, вполне удобна. Двери закрываются удивительно мягко и добротно, невзирая на то, что машина не ездила довольно долгое время. По своему убранству салон напоминает интерьер грузовика 60-х годов. Рабочее место водителя достаточно эргономично и скомпоновано весьма удобно. Клавиши, тумблеры и контрольные лампы вынесены на широкое торпедо, всегда находятся в зоне досягаемости и прямо перед глазами. Ко всему прочему, здесь имеют место небольшие доработки. В потолочной консоли над ветровым стеклом установлены магнитола и радиостанция. Внутренние панели дверей и частично салон с багажником обиты серым ворсистым материалом. Практично, да и выглядит приятно. Багажник переделан — в нем устроено некое подобие выдвижного ящика, что очень удобно для хранения инструментов. Задний диван другой, лучше приспособленный для долгих поездок и ночевки. В переднем бампере установлена лебедка.

Само собой, восприятие вездехода зависит от склада человеческого характера. Если вы не абсолютный неженка, считающий машину старше 2010 года морально устаревшим хламом, то спартанские недра Volvo, возможно, вас не смутят.

Не для белоручек

К нашему всеобщему сожалению, внедорожная часть теста ограничилась лишь основательно раскисшими грунтовыми дорогами да небольшим — разумеется, для C303 — лесным рельефом. Двигаться по такому покрытию Volvo столь же «затруднительно», как и новейшему Audi A8 лететь по безлимитному автобану, разменивая третью сотню на спидометре. В этой связи стоит вспомнить результаты полномасштабных испытаний, которые наш журнал устроил Volvo C306 в 2007 году. Тогда, напомним, тестировался почти полноценный трехосный грузовик, один из самых тяжелых представителей военных «шведов». А оппонентом ему выступил Steyr-Puch Pinzgauer 712M. В ходе дуэли со своим более легким австрийским соперником Volvo выглядел достойно, а кое в чем даже переиграл его. Во время проверки на диагональное вывешивание он показал результат в 295 мм на передней оси и 340 мм при скрещивании задней тележки. Таким образом, артикуляция позволяет вездеходу даже при преодолении сложных участков уверенно стоять на всех шести «лапах», а водителю нет необходимости часто использовать блокировки. Стопроцентный подъем преодолевался без особых затруднений. И это шестиколесник длиной 6,5 м...

На асфальте и вообще твердых покрытиях порадовала плавность хода. Перед колдобинами, крупными трещинами в асфальте и ямками интуиция подсказывала, что неплохо бы схватиться за выступающие части салона, чтобы не повредить голову о потолок. Но нет, Volvo преодолевает неровности удивительно мягко для автомобиля с передней и задней рессорной подвеской. Но это, очевидно, заслуга и шин GoodYear тоже. Что касается шумоизоляции, «скандинав» никаких сюрпризов не преподносит: он громко гудит трехлитровым двигателем, который находится фактически в салоне.

Мои дифирамбы могут натолкнуть читателя на мысль о том, что C303 — неплохой вариант для обычных поездок. Здесь должен разочаровать. Редкий Volvo скорее представляет собой мечту джипера-экстремала или коллекционера. Ездить на нем каждый день сможет разве что фанатик — слишком уж специфичен этот аппарат. И все же в мире найдется немного автомобилей, которые словно говорят: «Я такой, какой есть. Но, поверь, я именно то, что тебе нужно». После они занимают все твои мысли и снятся по ночам.

Выбравшись с проселка, мы с улыбкой заметили, что квадратная невозмутимость темно-зеленого монстра производит неизгладимое впечатление на автомобилистов и прохожих. Люди сворачивают шеи и провожают чудо-юдо удивленными взглядами. Буквально за пару минут к нам подошли несколько любопытствующих и поинтересовались о марке и модели. А один дядька на Chevrolet Lacetti, завидев Volvo, ударил по тормозам и, открыв окно, начал расспрашивать о диковинной машине, приговаривая: «Эх, мне бы такую для рыбалки».

Знакомство с легендой состоялось не совсем в том формате, в котором хотелось бы. Но не беда — мы искренне надеемся, что видим Volvo C303 не в последний раз. Если будет возможнось, то пригласим на очную ставку его давнего соперника Pinzgauer. Вот это будет шоу!


Мнение джипера

Сергей ХРОМОВ, менеджер

Volvo Laplander — прекрасный внедорожник, который выпускался в самых разных модификациях, и к тому же настоящая легенда. Поскольку он изначально создавался для нужд армии, конструкторы заложили в него внушительный запас прочности. Лично мне Laplander видится завсегдатаем тяжелого бездорожья, даже если абстрагироваться от его военного прошлого и увидеть в «гражданском» свете: для шведского автомобиля это естественная среда обитания. Принимая во внимание конструкцию Volvo — огромный дорожный просвет, портальные мосты, — он может участвовать в серьезных трофических вылазках практически без всякой подготовки и модификаций шасси. К тому же у Volvo нет ничего лишнего, и это особый плюс. Экспедиционную сущность Laplander я бы поставил под вопрос. На мой взгляд, этот вездеход создан для коротких перебежек по асфальту и длительных передвижений вне дорог. Если проводить аналогии с отечественными армейскими машинами, то тут вырисовываются два потенциальных, но не прямых конкурента-аналога — УАЗбуханка» и ГАЗ-66. По габаритам и массе шведский вездеход занимает нишу между ними. Так что Volvo Laplander по своим качествам в некотором смысле золотая середина между внедорожным микроавтобусом и грузовиком.


текст: Асатур БИСЕМБИН
фото: Роман ТАРАСЕНКО

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№12 декабрь 2010

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты