Лучше гор — только горы

Все что надо знать о горных лыжах

Катание на лыжах в горах известно уже около полутора веков — с тех пор, как в Норвегии придумали прочные деревянные лыжи, на которых было более или менее комфортно спускаться по склонам. С 1924 года горнолыжный спорт стал олимпийским, а во второй половине двадцатого века быстро набрал популярность в старушке Европе. Тем временем в нашей стране он не был массовым. И только в самом конце прошлого столетия, после открытия «железного занавеса» и начала массовой автомобилизации, горные лыжи начали завоевывать популярность. Сейчас это увлечение докатилось даже туда, где гор никогда не было. Чтобы ощутить прелесть горнолыжного спуска, теперь зачастую даже не надо покидать пределы города — достаточно проехать несколько остановок на метро


Основы всех основ

Горные лыжи, как известно, шире и короче беговых. У них совершенно другие ботинки и крепления — с жестко зафиксированной пяткой. По своей сложности и технологичности они также ушли дальше, что связано со значительно большей нагрузкой, нежели у их беговых собратьев. Соответственно отличается и стоимость этого инвентаря.

Вставать на горные лыжи будет гораздо легче, если уже есть навык езды на беговых (хотя отнюдь не обязательно). При этом важно запомнить, что в отличие от беговых лыж, где основной режим движения — качение на «скользяке», на горных приходится 99% времени ехать на кантах (от слова «окантовывать»). Так именуют края скользящей поверхности с вмонтированными здесь в лыжу металлическими элементами. Сталь препятствует быстрому стачиванию кантов и позволяет лучше управлять лыжами.

Прежде чем переходить к выбору лыж, а точнее, прежде чем понять, почему этот выбор нужно доверить опытному человеку, посмотрим, чем лыжи могут отличаться друг от друга.


Жесткость

Это самый простой и хорошо понятный для начинающих параметр. Как правило, выделяют три вида жесткости: высокую, низкую и среднюю.

Мягкие лыжи начинают «работать» (повторять профиль трассы) уже на малых скоростях. Они способны прощать некоторые ошибки техники, поэтому такие лыжи чаще всего рекомендуют начинающим, и, как следствие, они часто встречаются в прокате (прокатные лыжи — отдельный класс снаряжения, редко продающийся в обычных магазинах).

Жесткие лыжи начинают хорошо «работать» на относительно высоких скоростях. Они лучше держат на плотных (хорошо подготовленных) и «раскатанных» до ледяной корки склонах. Их труднее положить на дугу, но эти лыжи меньше теряют скорость в поворотах. Жесткие лыжи требуют лучшей физической и технической подготовки, но и едут быстрее.

Лыжи средней жесткости обладают промежуточным характером между первыми двумя группами.


Такие разные

Конструкция

Узнав о существовании разной жесткости, страждущие встать на горные лыжи нередко собираются в магазин — делать инвестиции. Однако поспешим остудить пыл нетерпеливых: этих знаний слишком мало хотя бы потому, что работа лыж на трассе зависит не только от их продольной, но и от торсионной жесткости. А это во многом определяется типом конструкций.

Таких типов выделяют как минимум три: «сэндвич» (несколько слоев, склеенных в бутерброд), «кэп» (П-образный наружный несущий слой с наполнителем и приклеенным «скользяком») и «монокок» (он же «короб»). Последний тип (с прочным композитным коробом) — недавнее изобретение, поэтому специалисты прочат таким лыжам большое будущее. Но что лучше для начинающего?

Скорее всего это будет «сэндвич» или «кэп». Но, как ни странно, однозначного ответа на данный вопрос не существует. Наиболее сложные и дорогие типы конструкций используют при изготовлении «быстрых» моделей для продвинутых горнолыжников, поэтому они могут не подойти начинающему. Кроме того, очень многое зависит от назначения лыжи по типу катания, поэтому выбирать себе тип конструкции начинающий будет в самую последнюю очередь, когда ему помогут определиться со всем остальным и покажут ценники.

По типам катания

За десятилетия существования этого вида отдыха в мире было придумано более дюжины разных видов катания, подразумевающих разное оборудование. Применительно к характеристикам лыж в самом упрощенном варианте эти виды мы попытались сгруппировать следующим образом.

Карвинговые лыжи предназначены для катания по подготовленным склонам (с утрамбованным снегом) и непригодны для «пухляка». Они относительно жесткие, относительно короткие (могут быть равны росту или быть на 10–20 см короче) и сильно «приталенные». Их минимальная ширина в области ботинка находится в пределах 63–75 мм и существенно вырастает к носу и пятке. Новички часто выбирают этот тип, поскольку для обучения лучше подходят именно подготовленные склоны. К тому же научиться писать дугу на этих лыжах проще — они сами стремятся повернуть, стоит только немного загрузить правый или левый кант.

Лыжи для фрирайда новичкам можно рекомендовать лишь с большой натяжкой. Они предназначены для внетрассового катания в горах и хорошо ведут себя в рыхлом снегу. Эти лыжи широкие — имеют минимальную талию 100–125 мм (попадаются экземпляры до 175 мм), а их расширение к носу и пятке невелико. Райдовые лыжи выбирают на 5–15 см выше своего роста. Поскольку катание по «пухляку» требует подготовки и опыта, этот инвентарь редко становится первым у начинающих горнолыжников.

Универсальные лыжи — название говорит само за себя. «Многогранная посредственность», которая вполне прилично (но не более!) ведет себя практически на любых склонах — утрамбованных и целинных, крутых и пологих. Их талия обычно в пределах от 75 до 90 мм, а длина — в рост горнолыжника или на 5–10 см короче.

По росту, весу и цене

Точно так же, как и беговые, горные лыжи надо подбирать по росту и весу катающегося. Если ваш аппетит чуть выше, чем любовь к лыжам, для распределения давления от лишних килограммов вам потребуются чуть большая жесткость лыж и, возможно, чуть большая длина. Если увлечение вас захватит, и катание вскоре станет заметной частью вашей жизни, вместе с лучшей техникой может прийти и лучшая спортивная форма. Поэтому первые в жизни лыжи у тех, кто интенсивно катается, вскоре сменяются другими, более совершенными, моделями. Сколь отягощающей ни была бы для вас покупка первой пары, не стоит сразу выбирать ее на всю жизнь.

По мере формирования техники и приоритетов в катании горнолыжник начинает понимать, какой тип ему нужен, с какой жесткостью и каким боковым вырезом (он же радиус поворота — входит в обозначение лыж цифрой от 8 до 40). Наконец, каковы его требования к качеству гашения вибраций на высокой скорости. Скорее всего ваши вторые лыжи будут существенно дороже первых. Но это будет потом.

Берегите свои ноги

Поскольку нагрузки на ботинки и крепления в горных лыжах существенно выше, чем в беговых, то и выполнены они совсем по-другому. Нога горнолыжника закреплена на лыже жестко — так, что пятка не отрывается (хотя есть вид лыж, у которых пятку ботинка можно приподнять). Чтобы в такой обуви человек мог не только кататься, но и дойти до подъемника, на самых продвинутых ботинках делают так называемые переключатели «ходьба-катание». Они же придутся весьма кстати, когда вы пойдете в кафе за чашечкой глинтвейна.

Каждый ботинок для горных лыж состоит как бы из двух: внутреннего и внешнего. Внешний — мощный и жесткий, с тремя или четырьмя поликарбонатными клипсами (застежками). Внутренний — мягкий и довольно толстый вкладыш, имеющий анатомическую форму и термоформируемые зоны (принимают форму ноги при длительном воздействии ее тепла). Каждый ботинок, как и лыжа, обладает своей жесткостью, измеряемой единицами: 60, 80, 90, 100… Бывают ботинки с регулируемой жесткостью. Самые жесткие предназначены для соревнований — они обеспечивают наилучший контроль за лыжами, но долго в них кататься невозможно.

Для длительного использования лучше выбирать ботинки с меньшей жесткостью — для начинающих это около 70 единиц. И, конечно, ботинки должны сидеть точно по ноге, иначе можно получить травму, да и удовольствия от катания не получить. Поэтому не стесняйтесь померить несколько пар, пока не выберете самую подходящую (даже в пункте проката).

Стоят наиболее «ходовые» горнолыжные ботинки от 5 до 20 тыс. руб. При этом наиболее дешевые допустимо покупать, только если они великолепно сядут (что маловероятно, но возможно). Однако даже при правильной посадке ноги наиболее простые модели весьма скоро станут одним из тормозов в развитии вашей техники.

Облачение

При спусках большим нагрузкам подвергаются не только лыжи, но и люди. А это значит, что одежда должна быть соответствующей. Естественно, первым слоем надевают термобелье, вторым, если требуется, флис, третьим — ветроустойчивую и дышащую куртку. Никаких натуральных тканей: они впитывают влагу, но не отводят ее, поэтому катающийся скоро начинает мерзнуть.

Брюки и куртки горнолыжника изготавливаются из прочной ткани и шьются таким образом, чтобы при падении исключить попадание снега под одежду. Цены хороших курток начинаются от 8–12 тыс. руб., брюк — от 6–8 тыс. руб.

Но не одеждой единой! Нельзя забывать об опасности, которую несет высокая скорость. Одной шапочки с ветрозащитой для того, чтобы сберечь голову, будет явно недостаточно. Не поскупитесь на нормальный шлем и не постесняйтесь его надеть! Для защиты глаз от холодного встречного ветра обязательно нужны очки с особыми светофильтрами, оберегающими глаза от яркого солнца и блестящего снега (степень защиты подбирается под высоту и время года). На защите лучше не экономить — услуги врачей однозначно обойдутся дороже. Помните, что даже на мягком склоне можно получить жесткую травму из-за контакта с камнями, деревьями… и другими катающимися!

Ох уж эти мелочи

Зимой в горах дуют холодные ветры, а весной на больших высотах греет безжалостное солнце (на уровне 3,5–4 тыс. м в апреле-мае можно сгореть менее чем за час). От обеих проблем может спасти «балаклава» — маска на лицо.

Горнолыжник часто сталкивается с большим перепадом температур (не только заходя в кафе). В этих случаях очень кстати окажутся клапаны вентиляции, которые всегда есть на хорошей горнолыжной одежде (на куртке и штанах отдельно), но они далеко не всегда встречаются на бюджетной экипировке.

Перед каждым подъемом (их может быть от 5 до 20 в зависимости от места катания) вам нужно будет приложить к считывающему устройству магнитный «ски-пасс» (проездной билет), и тогда вы поймете всю прелесть маленького кармашка, расположенного на современной горнолыжной одежде в нижней части рукава. Из него и доставать-то ничего не надо!

Неплохо было бы обзавестись специальными часами, в которые встроены альтиметр, барометр и компас, а также GPS-датчик. Они незаменимы для любителей бэккантри и фрирайда, часто катающихся вдали от цивилизации. Да и всем остальным было бы полезно заранее знать, что погода вот-вот поменяется. Ну а измерить перепады высот там, где вы катаетесь, или узнать, какие скорости развиваете на спусках, будет просто интересно. Опять же можно с товарищами посоревноваться.

текст: Вячеслав ВАРЕНОВ
фото: фирмы-производители

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№12 декабрь 2010

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты