Логичный шаг

Тестируем новый снегоход от Yamaha

В последнее время принципиальных нововведений в конструкции снегоходов не наблюдалось. Росли мощности моторов, совершенствовались подвески, шла борьба за снижение веса... Но в этом году Yamaha представила первый в мире снегоход, оснащенный усилителем рулевого управления, — модель Apex X-TX

Знакомство с новинкой состоялось в конце минувшей зимы под Новосибирском, где компания Yamaha на сей раз устроила ежегодный тест-драйв снегоходов. Условия для проверки техники оказались самыми подходящими: мороз под 30 градусов и весьма разнообразная трасса. Ровные скоростные участки были проложены по льду водохранилища, а «лесная часть» отличалась изобилием крутых медленных поворотов, наличием кочек и перепада высот. Короче говоря, то, что доктор прописал, чтобы составить общее впечатление о ходовых качествах новой Yamaha Apex X-TX. Однако о них поговорим позже, а пока разберемся с «материальной частью» и в первую очередь с устройством ключевой фишки нового снегохода — усилителем руля.

Рулить «в легкую»

В сущности применение усилителя рулевого управления — это проверенный временем способ сделать вождение более легким и комфортным, задемпфировать воздействие дорожных неровностей на руль и в конечном итоге снизить усталость пилота. Вот только применяется этот способ в основном на автомобилях. Правда, с недавних пор началось проникновение рулевых сервоусилителей и на мототехнику: уже несколько лет они применяются на квадроциклах, где зарекомендовали себя с самой положительной стороны. Даже удивительно, что до сих пор ни один из производителей снегоходов не устанавливал усилитель на свои модели. А ведь повернуть руль такого аппарата на месте и уж тем более в глубоком снегу зачастую очень тяжело. Даже на ходу — в медленных поворотах – массивные модели с многокубатурными четырехтактными моторами требуют приличных усилий для рулежки. В общем, появление рулевого усилителя на снегоходной технике было лишь вопросом времени. И первой фирмой, сделавшей этот логичный шаг, стала Yamaha.

Электрификация

Итак, на новом Apex X-TX установлен усилитель рулевого управления с электрическим приводом (EPS — Electric Power Steering). Он смонтирован на подрамнике рулевой колонки — непосредственно под рулем. Датчик усилий выполнен в одном блоке с самим усилителем. По сигналам этого датчика управляющая электроника изменяет выходную мощность электромотора, связанного с рулевым валом, посредством червячной передачи. Получается, что уровень помощи сервоусилителя постоянно меняется в зависимости от нагрузки на руле. На него влияет также скорость движения: на «малом ходу» усилитель старается помочь водителю «изо всех сил», но по мере разгона его поддержка уменьшается, обеспечивая лучшее «чувство руля». А итогом работы усилителя руля является то, что пилот меньше устает в дальних пробегах, а на извилистых трассах ему легче активно маневрировать.

По ямаховской классификации Apex X-TX попадает в категорию универсальных снегоходов, которые ориентированы как на спорт, так и на отдых. Такие снегоходы годятся для езды и по ровным подготовленным трассам, и по кочковатым лесным дорожкам. Даже в глубоком снегу они ведут себя сравнительно неплохо. Подобной «всеядностью» Apex X-TX обязан задней подвеске с «задранной» кверху хвостовой частью трака.

Подъем направляющей трака начинается приблизительно на последней четверти ее длины, а угол подъема невелик — всего шесть градусов. Тем не менее это позволяет варьировать пятно контакта гусеницы с поверхностью. На укатанной трассе работает только горизонтальная часть «гусянки», и пятно контакта минимально, что улучшает маневренность. А в глубоком снегу работает еще и наклонная задняя часть трака, что максимально увеличивает площадь опорной поверхности, а стало быть, и проходимость аппарата.

Фейерверк новинок

Разумеется, подвеска ориентированного на активное катание спортивного снегохода просто обязана иметь возможность настройки под конкретные нагрузку и условия трассы. Задняя подвеска на Apex X-TX имеет целый ряд регулировок: здесь можно индивидуально настраивать жесткость пружин и характеристики амортизатора на ходе сжатия, а также регулировать ограничитель хода подвески. Геометрия передней подвески была пересмотрена по сравнению с той, что применялась на предшественнике «Апекса»: теперь ось крепления лыжи смещена немного вперед, что позволило уменьшить люфт и обеспечило хорошую предсказуемость поведения снегохода и более надежный контроль траектории. Изменились и сами лыжи — носовая изогнутая их часть стала абсолютно гладкой, а конек — короче, что, по замыслу разработчиков, должно способствовать улучшению управляемости.

Раз уж речь зашла о предшественнике, надо сказать, что Apex X-TX сменил в линейке Yamaha хорошо известную модель — RX Warrior. При этом, несмотря на общее сходство компоновки, практически все узлы и агрегаты Apex X-TX были заново разработаны либо серьезно усовершенствованы. Пожалуй, самой значительной доработке подверглась конструкция двигателя.

Мотор получил новые поршневую группу и корпус воздушного фильтра с увеличенной длиной впускных коллекторов. Блок дроссельных заслонок теперь снабжен системой контроля холостых оборотов ISC. В системе газораспределения увеличены фазы перекрытия клапанов. Появилась специальная система, ограничивающая тормозной момент двигателя при сбросе газа, а в выпускной тракт внедрен управляемый сервомотором клапан EXUP (Exhaust Ultimate Power Valve), который регулирует противодавление отработавших газов.

Удачный баланс

Продолжая сравнение с предшественником теперь уже в ходовых качествах, можно отметить, что, пересев с RX Warrior на Apex X-TX, сразу же получаешь иные ощущения от рулежки. Первое впечатление: руль стал не только заметно легче, но и чуть острее. При этом поначалу кажется, что теперь он менее информативен. Но стоит немного «присидеться», привыкнуть к новому характеру рулевого управления, и оказывается, что мнимый недостаток информативности — это лишь начальный эффект легкого руля. Через некоторое время приноравливаешься к уменьшившимся усилиям на руле, и выясняется, что обратная связь никуда не делась, и она именно такая, как надо.

А вот помощь усилителя действительно весьма кстати, особенно в лесу, где скорость относительно невелика, трасса постоянно петляет между деревьями, а повороты порой имеют небольшой радиус. Рулем приходится работать много и активно, и поддержка усилителя здесь хорошо ощутима. Но стоит выйти на ледяной простор водохранилища и разогнаться, как руль наливается тяжестью. Это помогает уверенно вести снегоход в быстрых пологих виражах.

В общем, когда адаптируешься к ездовому характеру новой Yamaha Apex X-TX, ее поведение начинает нравиться все больше и больше. На удовольствие от езды работает и ровный характер мотора с уверенной тягой в широком диапазоне оборотов. Его отклики на изменение подачи топлива легко прогнозируемы, а работа системы, ограничивающей тормозной момент мотора, лишь делает управление еще более удобным. Практически исчез характерный клевок носом в момент, когда отпускаешь курок газа на хорошем ходу. Торможение двигателем стало более мягким и плавным. Ну а разгонная динамика просто великолепна.

Подводя итог, можно сказать, что дебют рулевого усилителя на снегоходах оказался удачным. Не в последнюю очередь это связано с самим снегоходом: новая Yamaha Apex X-TX благодаря своей универсальности в применении и удобству управления оказалась хорошо сбалансированным аппаратом.

Технические характеристики
Модель Apex X-TX
Тип двигателяЧетырехцилиндровый четырехтактный
Объем двигателя, см3998
ТрансмиссияВариатор
Длина, мм2835
Ширина, мм1275
Высота, мм1210
Размеры трака, мм3658х381х32
Расстояние между лыжами, мм1085
Емкость топливного бака, л34,6
Цена, руб.550 000

текст: Александр СТОЛЯРОВ
фото: Роман РОМАНИШИН, фирма-производитель

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№12 декабрь 2010

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты