А мы пойдем на север

Наш корреспондент принял участие в экстремальной экспедиции «Полюс холода» (Екатеринбург - Якутск - Томтор). В путь отправились три Land Rover Defender, один Discovery и Toyota Land Cruiser Prado

Человек – странное существо. Помните девиз: «Быстрее! Выше! Сильнее!»? Так вот, это точно про нас – гомо сапиенс не может существовать без преодоления трудностей. Более того, он готов сам же эти трудности создавать! Взять хотя бы аномально «лютую» зиму 2006–2007 внедорожного сезона. Казалось бы, вот она, Европа! Радуйся отсутствию пропитанных солью сугробов да вдыхай в ходе офф-роуд-выездов пряный воздух не скованных ледяной коркой болот. Так нет, ностальгия по зиме замучила. Что ж, это можно исправить, отправившись в путешествие на Полюс Холода в поселок Томтор. Согласны? Только не надо потом рассказывать про невероятно тяжкие духовнофизические страдания. Все, что ни делается, идет во благо природе человеческой…

Когда мне предложили отправиться на Полюс Холода в Томтор, я несколько растерялся. Не потому, что холодно, а по причине уверенности, что Полюс Холода находится в Оймяконе. Так что стоит сразу расставить точки над «i» в споре между Оймяконом и Томтором: последний действительно является официальным Полюсом Холода, так как, согласно расчетам, температура здесь опускалась до -71,2°С. Что же касается Оймякона, то там была зарегистрирована самая низкаяфактическая температура. Но при этом Оймякон оказался «теплее» – всего лишь -67,7°С. А поскольку раcстояние между этими населенными пунктами – около 40 км, стоило посетить оба «рекордсмена».

Смешные -12

Организатором путешествия стал екатеринбургский клуб «Off road» во главе с ОлегомМайоровым. Изначально предполагалось в спокойном ритме доехать от Екатеринбурга до Якутска, где и выйти на основной маршрут в сторону Томтора с тем, чтобыприбыть в Оймякон под самый занавес года – 30 декабря. В состав экспедиции вошли пять автомобилей: три Land Rover Defender, один Discovery и один Toyota Land Cruiser Prado. За исключением московского экипажа Павла Разина и Евгения Беляева, все остальные учаcтники были из Екатеринбурга.

Климатические проблемы с соляркой начались на следующий день после старта экспедиции, причем происходило все это при «смешных» -12°С! Московский экипаж заправился «зимней» соляркой, которая тут же не преминула замерзнуть (автомобилю потребовалось отогревание на автобазе»). Но беда, как известно, одна не ходит. Появились признаки проблем с тормозами и сцеплением (с гидравлическими системами автомобиля мы еще намучимся).

Эх, дороги

Дорога до Новосибирска имеет весьма скверное качество покрытия, а постоянные метели и обмерзание стекол только способствуют напряжению водителей. В этой связи надо сказать, что проблем с обмерзанием лобовых стекол были лишены только два экспедиционных автомобиля – московский LR Defender, на котором стояло двойное лобовое стекло, и Toyota LC Prado, у которого отсутствие двойных стекол компенсировалось добротной печкой. А вот хваленый подогрев лобового стекла на Land Rover ситуацию не спасал.

Город Новосибирск встретил нас практически столичными пробками, обилием праворульных автомобилей и… колоритнейшей столовой в трамвайном депо. Представьте себе совокупность могучих женщин, способных при случае поменять «тележку» у трамвая, и цены на блюда с точностью до копейки (например, салат «классический» стоил 3 рубля 72 копейки).

За 200 км до Красноярска набивший оскомину своей плоскостью рельеф, наконец, сменился холмами. Одновременно наметилось явное преобладание праворульных машин над продукцией отечественного автопрома. В целом же впечатление сугубо положительное – отличные дороги, которые к тому же с завидной регулярностью чистят. Не обходится здесь и без перегонщиков, причем зачастую они везут сразу по три, а то и по четыре автомобиля. Выглядит это примерно так: тяжелый трехосный манипулятор везет в кузове еще один поменьше, а у того в кузове закреплена легковая машина. Венчает же всю эту конструкцию внедорожник, буксируемый на жесткой сцепке первым манипулятором!

И здесь воруют…

На пятый день пути при выезде с очередной АЗС у московского Defender раздался хруст в районе заднего моста, и машина стала способна двигаться только при заблокированном межколесном дифференциале. Вскрытие показало, что сорвалошлицы на крышке ступицы (перед поездкой она была в профилактических целях заменена вместе с полуосью). Ступица оказалась в запасе, а вот крышки не нашлось. Было принято решение «ехать на блокировке» до Якутска и там уже ждать, когда самолетом доставят запасную. И все бы ничего, если бы поломка не произошла аккурат перед съездом с асфальтированной трассы на второстепенные дороги (таким образом мы планировали сократить порядка 700 километров). Эти дороги использовались лесорубами для вывоза леса на полноприводных КамАЗах и «Уралах». Они изобиловали крутыми подъемами и отличались весьма разветвленной сетью при полном отсутствии указателей. Даже сам въезд на эти дороги мы искали довольно долго, причем указания, которые давали нам местные жители, часто противоречили друг другу. В конце концов нам помог сотрудник ДПС, повоенному четко и по-сибирски радушно объяснивший, куда ехать. Попутно выяснилось, что местных жителей на эти дороги не пускают (чтобы не воровали лес), а поэтому перед въездом стоят шлагбаум, КПП и охранник.

Роуминг

Поскольку средняя скорость передвижения на лесовозных дорогах упала, мы, чтобы хоть както наверстать отставание от графика, приняли решение спать по три часа в сутки. И тут случилась очередная неприятность с задним мостом московского Defender – разболтались ступичные подшипники колес. Решение пришло неожиданно: в Усть-Куте мы нашли ступичный ключ от УАЗа, и он отлично подошел к Defender (не зря я всегда считал, что это глубоко родственные автомобили). Тем временем температура за бортом медленно, но верно опустилась до -26°С...

К ночи 25 декабря добрались до Северобайкальска. Здесь, наконец, появилась сотовая связь (МТС). Кстати, проблема связи в подобных путешествиях стоит довольно остро, и желательно иметь телефоны сразу от трех операторов, ведь даже два оператора имеют неполное покрытие, а роуминг с местными сетями работает далеко не везде.

Амортизаторам холодно

Конечно, озеро Байкал заслуживает отдельной статьи, но, увы, мы проехали его транзитом по северной стороне. Единственное, что я успел отметить, – лед на глубочайшем пресном водоеме мира еще не встал (обычно это происходит в январе). Тем временем столбик термометра опустился до -44°C. Автомобили пока еще вели себя нормально, но уже начали появляться проблемы с амортизаторами (фактически они перестали работать, и подвеску стало пробивать на малейших неровностях). Вскоре на машине руководителя группы Олега Майорова не выдержал задний амортизатор ОМЕ (обломился шток). И это было только начало, потом же проблемы с обрывами амортизаторов на LR Defender преследовали нас всю дорогу до Томтора и на обратном пути.

Кода мы въехали в поселок Верхняя Чара, нас приютил механик, организовавший автосервис в своем гараже. С помощью «болгарки» и сварки сломанный амортизатор был отремонтирован (на все про все ушло полчаса). Заодно была отогрета и канистра с якобы арктической соляркой, которая на самом деле замерзла при -45°С. Тут же нам сообщили «радостную» новость: по метеосводкам для железнодорожников, в ближайшие дни температура воздуха опустится до -60°С.

Экскурсия в… тепловоз

Закончив с ремонтами и перекусив, наша колонна отправилась в дальнейший путь. Ближайшая цель – Тында, город, где дорога, идущая параллельно Байкало-Амурскоймагистрали, соединяется сфедеральной трассой. Тут я позволюсделать небольшое отступление ивдвух словах рассказать, что сегодня представляет собой «стройка века». БАМ – это однополоснаяжелезная дорога с «карманами» для разъезда поездов. Движение достаточно регулярное (несколько поездов в день). Кстати, проходившиемимо составы нам приветственно сигналили (здесь так принято), а во время одной из ночевок тепловоз остановился на светофоре, и машинист пригласил нас на…экскурсию. Скажу честно: вид 16-цилиндрового дизеля впечатляет. Но вернемся к БАМу.Параллельножелезной дороге идет автомобильная. Зимой, в отсутствие метели, она проходима для любого полноприводного автомобиля (если бы не крутые подъемы, то проехать можно было бы и на «Жигулях»). Большинство мостов разрушено, но рядом проложены укатанные объезды.

Север не прощает ошибок

Есть еще одна опасность, и она намного страшнее крутых подъемов. Я говорю о ручьях, проходящих непосредственно под дорогой. Иногда потоки воды выталкивает на поверхность, и образуются наледи. С виду это напоминает неровно залитый каток и не вызывает никаких опасений у неопытного водителя. Но стоит автомобилю попасть в такую ловушку, как верхний слой льда тут же проламывается, и автомобиль быстро вмерзает в «дорогу». Если замешкаться и оперативно не выдернуть машину, то никакие лебедки уже не помогут, только лом и бензопила. Кстати, в том, что эта проблема не надумана, мы смогли убедиться, что называется, воочию. За очередным поворотом наша колонна уткнулась в стоящий поперек дороги «Садко» («наследник» ГАЗ-66). Вокруг машины были разбросаны 200-литровые бочки. К нам подошел водитель и рассказал, что произошло. Они ехали в поселок за топливом. На дороге образовалась наледь, но их грузовик без проблем ее преодолел. На обратном пути перед ними успел проехать «Урал», который проломил лед, но все-таки смог выехать своим ходом. При этом он так сильно разворотил наледь, что водитель «Садко» не был уверен, что может проехать здесь на груженой машине. Тогда он с напарником разгрузил полный кузов бочек и проскочил налегке, но вдвоем загрузить тяжелые емкости они уже не могли. По местным меркам, их действия стоит признать скорее правильными – Север не прощает ошибок, и лучше лишиться груза, но остаться на ходу и в теплой машине. Совместными усилиями мы загрузили бочки обратно в кузов. Кстати, в момент погрузки ваш покорный слуга благополучно провалился в метровую наледь. Температура воды была около нуля, но при «забортных» -45°C она показалась мне теплой. Самое же любопытное заключается в том, что буквально через 10 минут по проломившемуся под моим весом (64 килограмма плюс одежда) льду проехало пять груженых автомобилей! Если кто не понял, я это к тому, что при столь низких температурах скорость нарастания ледяной массы превосходит все мыслимые пределы.

Морозоустойчивые жидкости

Тогда же начались и проблемы с тормозами. Нет, правильнее будет сказать так: примерно в то же время проблемы с тормозами достигли критического уровня. Педали стали дубовыми, но хуже всего то, что сами тормоза начали заклинивать. То есть вы пытаетесь выжать тормоз (что само по себе непросто), как вдруг колеса блокируются на 4–5 секунд. Естественно, все это время автомобиль едет по прямой. Кстати, именно по этой причине Defender Павла Разина и ушел наружу поворота. Благо, уткнувшись бампером в столб, машина остановилась за несколько метров до обрыва в реку. Следующий день принес нам новые сюрпризы из области влияния низких температур на морозоустойчивые жидкости... За ночь потеплело до -26°С, и мы решили поменять тормозную жидкость. Но когда достали специальную арктическую «тормозуху» (производство Германии), то обнаружили, что она превратилась в желе. Не лучше обстояли дела и с топливом – деформировались заливные горловины у канистр, лежавших на верхнем багажнике. Помимо всего прочего, солярка в одной из канистр оказалась подозрительно мутного цвета. Но ее решили все-таки залить в бак. В результате «заправленный» автомобиль потерял способность к передвижению. Было решено отогревать бак паяльной лампой, но выяснилось, что у Defender он пластиковый. Впрочем, это было уже неважно, так как ни одну из паяльных ламп мы все равно не смогли зажечь. Любопытно, что все проблемы, связанные с замерзанием солярки, наблюдались только у Defender с «неубиваемым» 300TDi, и, напротив, «капризные» TD5, несмотря на потенциально ненадежную электронику, хлопот не доставляли.

Но вернемся к сложившейся ситуации. Буксировать тяжело груженый Defender 110 другим автомобилем группы было практически невозможно из-за обилия подъемов. К счастью, через некоторое время мимо проезжал местный ЗИЛ-131, который и оттащил многострадальный московский экипаж в ближайшую деревню. Местные работяги рассказали, что им практически каждый месяц приходится спасать какого-нибудь экстремала. Вот, например, буквально перед нашим приездом машину немецких путешественников буксировали…тепловозом.

Пьяные кенгуру

Вторая неделя пути. Последние четыре дня спим по 2–3 часа в сутки, но средняя скорость передвижения все равно не превышает 15–20 км/ч.Между тем до Якутска остается еще около тысячи километров. Наша надежда на Тынду – после нее дорога должна стать лучше. Но 29 декабря произошло то, чего категорически не рекомендуется делать при таких температурах, – наша группа разделилась. Вернее, по причинам технического порядка (невозможность поддерживать общий темп движения колонны) от нее отделился экипаж Павла Разина, в коем числился и вашпокорный слуга. А дальше случилось непредвиденное – благодаря более стабильному темпу движения московский Defender, несмотря на низкую скорость, постоянно оказывался впереди основной группы. Не обошлось и без дорожно-транспортного происшествия. Пьяные сотрудники местной ДПС (неприятно это писать, но так оно и было) на праворульной Toyota без номерных знаков выехали на встречную полосу и по касательной въехали в LR Defender 90 Олега Майорова. К счастью, никто не пострадал, а заодно выяснилось, что «кенгурятник» ARB спасает не только от кенгуру.

Вам письмо

Вечером 29 декабря мы добрались-таки до Якутска, где нас радушно встретил местный внедорожный клуб. Ремонтные работы, ужин и сон, сон, сон... На следующий день с отставанием от графика на сутки колонна стартовала в направлении Томтора.

Несмотря на то, что время от временимывстречали куропаток и диких лошадей, окружающий пейзаж выглядел безжизненным. Сделали привал у вагончиков дорожников. Здесь живет бывший старатель, а ныне сторожВиктор. Спросите, что он сторожит? Отвечу: бульдозер! Связи нет, источником электричества служат два аккумулятора, пища добывается охотой.

Следующая остановка – метеостанция, где мы пополнили запасы топлива. Постоянно живут и работают здесь два человека. Кстати, место это очень «продвинутое» – говорят, здесь даже интернет имеется. Сходить, что ли, почту проверить…

Ночью по тонкому льду

Ночью наш путь преградила ледовая переправа. Все очень серьезно – насколько хватает света ксеноновых люстр, сплошная белая мгла. В каком направлении ехать, было совершенно непонятно, даже какой бы то ни было намек на следы отсутствовал как класс. Первым пустили Prado. Бодро проламывая верхний слой льда, Toyota исчезла в темноте. За ней стартовали остальные. Между тем зрелище было совершенно жуткое: ночь, туман, под ногами трещит лед (особо опасный участок мне пришлось переползать на животе), а рядом, проваливаясь на полметра в водно-ледяное месиво, едут автомобили.

Судя по всему, подобные подвиги удаются далеко не всем. В20метрах от берегамыувидели намертво вмерзший в лед груженый «Урал». И он был здесь явно не одинок – рядом видны следы «свежевыпиленной» машины, по габаритам напоминающей УАЗ или микроавтобус. Ход событий можно восстановить по разбросанным личным вещам и длинному бревну, с помощьюкоторого…вытаскивали человека. Не исключено, что это была маршрутка, курсирующая между Якутскоми Томтором.Маршрутки в этих краях – преимущественно ульяновские «буханки».Да и вообще, изобилием марок северные районы не блещут. В основном это полноприводные КамАЗы, «Уралы» и, конечно же, УАЗы, чаще всего встречающиеся в варианте «вагонной» компоновки. Все ульяновские машины с двойным остеклением и дополнительной печкой для пассажиров. Последняя собирается из двухштатных отопителей УАЗи «жарит» не хужеWebasto и Eberspacher, а надежность не в пример выше.

Зажги печь – «мозг» мерзнет

Раз уж речь зашла об автономных отопителях, то стоит поговорить о них поподробнее. Все участвовавшие в экспедиции LR Defender были укомплектованы воздушными Webasto или Eberspacher, обогревом LR Discovery ведала «неуправляемая» Webasto, входящая в заводскую комплектацию, а Toyota LC Prado вообще обходилась штатной печкой. Также на всех автомобилях стояли предпусковые подогреватели одной из двух названных марок (при любых температурах они работали исправо). Салонные же отопители регулярно преподносили неприятные сюрпризы. Так, например, уже при -26°CWebasto переставал работать будучи не в силах нагреть забортный воздух. Проблему решили, сделав две новых дырки в полу и втащив трубки воздухозабора в салон.

У Eberspacher ничего такого отмечено не было, так как забор воздуха изначально происходит из салона. Зато у устройств обоих производителей электронная начинка замерзала уже при -30°C! В результате печка начинала гнать холодный воздух, стоило ее на пару минут выключить. Для последующего запуска требовался разбор печки и отогревание электроники руками и зажигалкой (на нашей машине это случилось, но уже при -57°C). Но это все по неопытности – очень скоро мы уяснили, что при низких температурах эти отопители вообще нельзя выключать! В противном случае они тут же замерзают, и их повторный пуск сопряжен с трудностями. Вообще перед такими поездками стоит обзавестись феном или, на худой конец, подогревателем сидений, которым можно обернуть и согреть электронные «мозги» отопителя. И помните, что при таких низких температурах провода легко ломаются, поэтому лучше их лишний раз не трогать. Особенно на улице.

Север не прощает ошибок-2

Тем временем наша колонна добралась до следующей ледовой переправы. Здесь очередная драма произошла уже довольно давно, и мы без проблем преодолели реку по твердому льду. Но по пути стали невольными свидетелями совершенно апокалипсической картины с вмерзшим КамАЗом, гусеничным трактором и «Уралом» (два последних механизма пытались прийти на выручку первому). Но на этом скорбная цепь взаимовыручки не заканчивается – на берегу стоит «Урал», в котором живет экипаж вмерзшего КамАЗа. Причем ребята не просто коротают дни в ожидании помощи или тепла, а с помощью ломов выдалбливают свой грузовик изо льда. Увы, судя по результатам их работы и затраченному на это времени, раньше весны эту машину из ледового плена извлечь не удастся.

Но вернемся к делам экспедиционным. Удивительно, но, несмотря на все трудности и лишения, основная группа добралась до Томтора за несколько часов до Нового года. Заполярный поселок нас встретил уютной гостиницей и температурой -61°C. И сразу же после наступления Нового года произошел инцидент с колесами. Надо сказать, проблемы с резиной мы ждали уже давно, но как-то все обходилось. А тут словно сговорились: на одном автомобиле спустили сразу оба колеса, и он уехал в теплый бокс, а на другом неожиданно спустившее колесо заменили «запаской», которая взорвалась при скорости 20 км/ч. Во втором случае мы скорее всего сами виноваты – когда запасное колесо (Nokian) ставили на автомобиль, оно «звенело», но на это не обратили внимания и не стали отогревать его в машине. А зря. Север не прощает ошибок…

P.S. На следующий день пришли новости от московского экипажа. У них замерзла солярка, и Defender на первой пониженной, с «умершими» Webasto, еле дотянул до цивилизации. Местные жители отговорили их ехать дальше, и они встретили Новый год в компании кочегара на автобазе в городе Хандыге.

P.P.S. Прилетев в Москву самолетом из Якутска (только так можно было успеть поставить материал в номер), я узнал, что на обратном пути на машине Дмитрия Майорова сломалась ступица переднего колеса. В общем, на момент написания статьи покалеченный автомобиль на эвакуаторе везли в Читу, куда самолетом выслали запасную ступицу из Екатеринбурга.


текст и фото: Александр ДАВИДЮК


№1-2 январь-февраль 2007

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты