Португальские сутки

24-часовая гонка 24 Horas TT Vodafone. Португалия

В конце ноября прошлого года в Португалии состоялась традиционная гонка «24 Horas TT Vodafone». 72 экипажа вели борьбу в трех зачетных категориях, которые, в свою очередь, были разбиты на пятнадцать классов в зависимости от технической подготовки автомобиля, типа и рабочего объема его двигателя. География участников оказалась довольно обширна – кроме португальских и французских гонщиков, в протоколах значились экипажи из Латвии, Италии и Чехии. Не наблюдалось единообразия и в технике: на старт гонки вышли и 5,7-литровые Oscar, и Nissan Micra Trofeu. Не обошлось и без «Нив». Правда, на этот раз тольяттинские внедорожники выступали исключительно под португальским флагом...

Погодные катаклизмы

Наш приезд в Лиссабон сопровождался ставшими уже привычными в последнее время природными катаклизмами. Буквально накануне здесь стояла типичная португальская осень с относительно невысоким количеством осадков, и вот пришел мощный атлантический циклон, принесший с собой тепло и дожди. Более того, в ночь перед началом соревнования и вовсе начался сильнейший ливень со штормовым ветром. В результате уровень воды в Доу – второй по величине реке Португалии – местами поднялся на семь метров! Воды было столько, что ручьи, пересекавшие трассу, разлились и стали абсолютно непроходимы для легких автомобилей. Организаторам пришлось изменить конфигурацию трассы и пустить машины в объезд по мостам. В общем, на этот раз одну из изюминок португальской гонки – «быстрые» броды – организаторам пришлось заменить более быстрыми, но куда менее эффектными лужами…

Квалификация

Террадром, на котором и был дан старт 24-часового марафона, находится в гористой местности на окраине старинного городка Вилла де Фронтейра, в двухстах километрах от Лиссабона. В субботу утром вся армада разномастной гоночной техники, согреваемая теплыми лучами ноябрьского солнца, выстроилась на стартовой прямой. Стоп! Тут необходимо небольшое временное отступление. Фактически гонка началась на сутки раньше, когда прошли обязательные хроном е т р и р у е м ы е квалификационно-тренировочные заезды, определяющие место экипажа на стартовой решетке. И это отнюдь не формальность: учитывая остроту борьбы за призовые места, разгоревшуюся буквально на последних минутах гонки прошлого года (и это после прохождения дистанции в 1700 километров!), время, сэкономленное на старте, может иметь реальное значение для итогового результата. В общем, еще до начала гонки на трассе разгорелись нешуточные страсти, а единственный итальянский экипаж и вовсе успел перевернуть свой Mitsubishi Pajero группы Т2 (автомобиль лишился лобового стекла и дополнительных фар и выехал на старт основной гонки, напоминая броневик). Очень хорошо квалифицировались серебряные призеры прошлого года – латвийский экипаж на Oscar – они заняли место на первой линии стартовой решетки. Автомобиль победителей «24 Heures 4х4 de France» оказался на третьей линии, а французский Buggy Fouquet BMW M3 (машина будущих победителей гонки) – на четвертой.

Гонка

Португальская трасса существенно сложнее и «быстрее», чем французская. Она требует более разносторонней подготовки гонщиков. Недаром же немногие из тех, кто был в лидирующей группе в самом начале гонки, смогли благополучно добраться дофиниша. Оно и понятно – требования к надежности той же подвески в условиях каменистых участков трассы и гребенок, накатанных при разгоне и торможениях на песке, на порядок выше, чем во Франции. Отсюда и сходы. Например, автомобиль, в составе экипажа которого выступал чемпион Франции по классическому ралли, выдержал только половину дистанции...

Кстати, одной из особенностей 24 Horas TT Vodafone является то, что большую часть времени гонка проходит в темноте (в это время года в половине пятого уже темно, а полностью рассветает только в начале восьмого). Здесь принято считать, что расстановка сил определяется ближе к рассвету. И действительно, чешский экипаж на Mitsubishi Pajero 3,2 DID группы Т1, в течение нескольких часов шедший на втором месте в «абсолюте», к середине ночи окончательно разбил подвеску и после нескольких ремонтов сошел, а ярко лидировавший всю первую половину гонки французский экипаж на Renault Clio V6 к восемнадцатому часу повредил автомобиль и уступил лидерство своим соотечественникам на Buggy Fouquet BMWM3, причем последние ехали не в пример расчетливо, без излишнего риска и перегрузки машины. И это правильно, поскольку любой ремонт связан с колоссальной потерей времени. Залог победы в гонках такого типа – это в первую очередь стабильность движения, что с успехом и продемонстрировал португальский экипаж на…NissanMicra Trofeu. Несмотря на то, что диаметр (!) колеса этого автомобильчика порой был меньше глубины образовавшейся колеи,Micra упорно (хотя и неспешно) круг за кругом продвигалась к цели, в результате заняв 3-е место в классе! А вот португальские «нивоводы» как две капли воды оказались похожи на «нивоводов» отечественных. Большей неразберихи в боксах я не видел. Итог закономерен: обе машины не были квалифицированы.

P.S. В целом гонка произвела на меня очень приятное впечатление. Скажу больше: мне очень захотелось попробовать в ней и свои силы. Понравилась и организация самого соревнования, и четкость работы судейской бригады. Так что старинный португальский городок Вилла де Фронтейра я покидал с желанием вернуться на следующий год, но уже в качестве участника. Лиссабон тем временем вовсю готовился к встрече Рождества, и его улицы были расцвечены праздничной иллюминацией. Кстати, в этом году в столице Португалии установлена самая большая в мире рождественская елка. И очень скоро ей предстоит встречать участников «Дакара-2007».


текст и фото: Алексей ИСАЕВ

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№1-2 январь-февраль 2007

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты