Мне на тот берег

Ледовая переправа, или Водоемы с твердым покрытием

Нынешняя зима не только изрядно подмочила себе репутацию чисто осенними дождями, но и в ряде случаев создала неожиданные транспортные проблемы – мороз-то сезонные «мосты» не навел. Ввиду отсутствия льда не повезло и любителям зимней рыбалки. Впрочем, проезжая как-то вдоль слегка подернутой льдом Строгинской поймы, я с замиранием сердца заметил сгорбленные фигуры первых ласточек (или пингвинов?) подледной рыбалки. Неужели не боятся? Да что рыбаки (у них из весомого имущества – ящик да коловорот), сколько автомобилей, проломив, казалось бы, прочный лед, каждую зиму уходит в черную пучину. Уходят, зачастую унося с собой и человеческие жизни.

Глядя на последние тенденции в отечественном внедорожном автоспорте, замечаешь, что отвага покорителей бездорожья эволюционирует вместе с их машинами. Тем самым «линия фронта» постепенно смещается в совсем уже беспредельные по степени экстремизма сферы. Да и просто любителей забраться туда, «куда Макар телят не гонял», у нас в стране тоже хватает. В общем, решили мы развить тему, поднятую еще во втором номере нашего журнала за 2005 год (материал «Скользкий панцирь»). Кстати, эту статью вы можете найти на сайте журнала. В ней представлена довольно подробная информация о видах льда и способах определения его несущей способности (вплоть до формул). Теперь же попробуем акцентировать внимание именно на практической стороне передвижения по льду на автомобиле, добавить «бытовых» подробностей и тем самым сделать ледовую картину… трехмерной.

Предположим, что вас не переубедишь

Итак, вам предстоит выезд на лед. Рассмотрим наиболее неприятный случай – лед либо неодинаковой толщины, либо сомнительной структуры, либо что-то еще не так. То есть процесс выезда будет происходить на грани несущих способностей «скользкого панциря», при этом расстояние между берегами слишком уж велико для подстраховки лебедочным тросом (не возбраняется использовать «удлинители»), а «форсируемый» водоем представляет собой реку. Причем реку весьма глубокую и с течением, достаточно сильным для того, чтобы снести автомобиль, не говоря уже о человеке. Между тем переехать на противоположный берег вам надо во что бы то ни стало (в силу специфики мировосприятия у нас по-другому и не бывает). И все это несмотря на то, что в подобных условиях опытные спасатели скорее сами построили бы для вас мост, чем пустили на столь сомнительную «ледяную переправу».

Ладно, предположим, что вас не переубедишь. Значит, для начала определитесь с местами съезда и выезда. И сразу же совет: избегайте крутых углов спуска и подъема – тем самым можно снизить динамические нагрузки на лед. Как уже было сказано в предыдущей статье, выехать на берег обычно сложнее. Поэтому крутизна подъема должна быть в пределах 5–6 градусов, наличие лебедки и соответствующего дерева отчасти снимает проблему. В начале и конце, равно как и в середине намеченной траектории, не должно быть камыша, кустарника или еще какой растительности – подобные вещи сильно ослабляют лед. Также стоит осмотреть поверхность на предмет наличия трещин, которые, в свою очередь, могли образоваться в результате падения уровня воды.

И еще: конечно, я понимаю, что лень и что «ежели хорошенько разогнаться, и так проскочит», но в сложных случаях (а в нашей жизни других-то и не бывает) попробуйте прорубить контрольные лунки по всей предполагаемой траектории переправы. Причем делать это надо, начиная от самого берега, чтобы убедиться в отсутствии зависания льда, и далее через каждые 10–15 метров в шахматном порядке. Теперь отметьте вешками оптимальную траекторию и максимально разгрузите машину – пассажиры должны выйти, да и багаж лучше перенести вручную.

Опыт альпинистов нам поможет

Перед тем как выезжать на поверхность замерзшего водоема, надо психологически подготовить себя к худшему варианту развития событий – погружению. Конечно, это не означает, что человек, сидящий за рулем, должен, как камикадзе, целеустремленно пытаться утопить машину. Но ясно представлять себе, что нужно будет делать, если лед все же не выдержит, стоит. Если лед начал трещать и проседать под машиной, плавно увеличьте скорость (давление на лед будет снижено). Если машина стала погружаться в воду, незамедлительно покиньте ее. Здесь ваше водительское мастерство уже не поможет.

Также нередки случаи, когда частично провалившийся автомобиль зависает на льду. Для его вызволения стоит воспользоваться лебедкой (конечно, если она имеется), но в этом случае «якорь» придется крепить на льду. Подойдет схема, используемая альпинистами, а именно «компенсационные петли».Делается это следующим образом: на расстоянии нескольких метров друг от друга забуриваются 3–5 кольев. Трос, связанный в кольцо, сворачивается петлями так, чтобыкаждая из них одной частью была наброшена на кол, а другая пропущена в карабин, связывающий их воедино. К этому карабину (шаклу) и цепляется лебедочный трос. При такой схеме нагрузка распределяется между колышками, и если даже один из них сломается, то произойдет ее перераспределениемежду оставшимися. В случае, если использовать лебедку не представляется возможным (ушла под воду или просто отсутствует), выручить сможет полиспаст. Это устройство легко соорудить из веревки и нескольких роликов, а научиться этому можно опять-таки у альпинистов. При применении полиспаста усилий нескольких человек может оказаться достаточно, чтобы вытянуть машину.

Дайвинг поневоле

Наконец, о самом страшном... Если машина увлекла вас в воду, помните: в салоне долгое время будет сохраняться воздушный пузырь. Он даст вам возможность переждать первую атаку водных масс. За это время провентилируйте легкие (несколько глубоких вдохов и выдохов), и когда вода заполнит приблизительно половину салона, выбирайтесь наружу. На всякий случай при переправе держите открытыми водительскую дверь и стекла для быстрой эвакуации, поскольку под водой разбить стекло очень трудно – нужно бить ногами или чемто твердым. Одежда должна быть теплой и легкой, но чтобы не мешала выплыть. Еще один немаловажный момент: перед тем как начинать переправу, привяжите к автомобилю альпинистскую веревку (10–12 мм). Во-первых, так будет проще выудить машину, а во-вторых, она будет служить водителю «нитью Ариадны». Но ни в коем случае нельзя обвязывать перед выездом на лед самого человека! Машина может лечь на ту сторону, где пропущена веревка, и придавит ее (такие случаи бывали).

Но, как бы там ни было, под лед лучше не попадать. Известны случаи потери сознания и смерти при падении в холодную (ниже 10 градусов) воду. Подобное может произойти и в менее экстремальных условиях, например, при погружении в слои воды, где температура резко ниже, чем на поверхности (зона температурного скачка). Резкое понижение температуры окружающей среды способно вызвать шок, многократно усиливаемый страхом. Вода обладает в четыре с лишним раза большей теплоемкостью, нежели воздух, и почти в 30 раз превышает его в плане теплопроводности. По этой причине при попадании человека в ледяную воду теплоотдача организма возрастает катастрофически. В результате происходит очень быстрое понижение температуры тела, сопровождаемое нарастающей симптоматикой. Между тем известно, что при температуре тела 32–34 градуса у человека отмечаются апатия, замедленная речь и развивающееся помрачение рассудка. При 30 градусах замедляются сердцебиение и дыхание, могут случиться провалы памяти, а речь становится неосмысленной. На отметке 26 градусов отключается сознание. При температуре тела около двадцати трех градусов останавливаются дыхание и сердце…

Но что мы все о грустном… В случае массовой (более одного экипажа) переправы на лед лучше выезжать по одной машине, дождавшись, когда предыдущая выедет на противоположный берег либо сохраняя дистанцию не менее пятидесяти метров. Кстати, поклажу можно транспортировать на волокушах, привязав их к машине веревкой соответствующей длины.

P.S. Все, о чем говорилось выше, требует подготовки, здоровья и совершенно не переносит героев-одиночек. Более того, если вы увлекаетесь экстримом, стоит даже пройти обучение – навыки проведения спасательных работ и знания по оказанию первой медицинской помощи не помешают. И помните: зачастую цена ошибки – жизнь. Напоследок позволю себе дать один совет: перед тем как пускаться в заведомо опасное «путешествие» по зыбкому льду, подумайте, действительно ли вам так нужно на другой берег.

СОГЛАСНО ИНСТРУКЦИИ

Скорее всего вы будете удивлены, узнав, что большинство «джиперских» премудростей преодоления ледовых переправ давно известно и регламентировано. Итак, берем в руки документ под названием «ОДН 218.010-98 Автомобильные дороги общего пользования. Инструкция по проектированию, строительству и эксплуатации ледовых переправ».

Несколько «олитературив» сухой язык инструкции, можно получить примерно следующее: начать нужно с определения места переправы. При этом выбирают берега реки, промеряют глубину русла и толщину льда. Качество льда и снежного покрова тоже не является второстепенной задачей. Стоит внимательно присмотреться к ледовому покрову на всем протяжении переправы, желательно расчистив снег. Убедитесь, что нет полыней, торосов, выходов грунтовых вод (словно полированный изнутри лед).

Берега следует выбирать по возможности пологие. Если такой возможности нет, нужно организовать съезд при помощи подручных средств.

Ось ледовой переправы рекомендуется назначать в конце плеса, выше переката, где лед более однороден по структуре и толщине. Трасса переправы должна быть по возможности прямолинейной и пересекать реку под углом не менее 45°. При необходимости провести машину не по прямой, а в объезд каких-либо препятствий минимальный радиус закругления должен быть не менее 60 м. Резкие повороты на льду нагружают ледовый покров, и это грозит его разрушением или растрескиванием, после чего вам придется срочно искать новую переправу. Если в ледяном покрове появляются полыньи (сквозные или с толщиной льда в 2 раза меньше средней) или трещины, место переправы надо по возможности сместить выше по течению на расстояние не меньше 30 толщин ледяного покрова. Если размеры трещин одного направления превысили 2–3 м в длину или расширились до 15 см, движение по переправе нужно немедленно прекратить.

Перед тем, как переправляться, стоит оценить возможную грузоподъемность переправы и требуемые меры по усилению ледяного покрова. Простая формула: h=11х2Р, где h – необходимая толщина льда, а P – полная масса автомобиля. Расчет поможет понять, удержит вас лед или нет. Для замера толщины льда воспользуйтесь рыбацкой лункой или продолбите свою. Следите за температурой воздуха: если оттепель держится больше трех суток, то требуемая толщина льда увеличивается на 25%.

Если вы спустились на лед, следуйте простому правилу:
на переправе не допускаются остановки транспорта.

На ледовой переправе также запрещается:
– перемещение транспортных средств в туман или пургу;
– остановки, рывки, развороты, обгоны автомобилей, заправка их горючим.

Неисправные автомобили должны быть отбуксированы на берег тросом не короче 50 м.

На переправу транспортные средства должны выезжать со скоростью не более 10 км/ч без толчков и торможения и далее двигаться на второй или третьей передаче. Двери транспортных средств должны быть открыты, а ремни безопасности водителя и пассажиров отстегнуты.

Во время зимних оттепелей и в весенний период рекомендуется организовывать движение по переправе в наиболее холодное время суток.

Допустимая нагрузка при усредненной толщине льда
Допустимая нагрузка, т0,11,02,73,54,2
Минимальное расстояние до кромки, м310141516

Андрей КЕДРОВ
Сотрудник Московской службы спасения

ПРОЩЕ ОБЪЕХАТЬ

Оценка льда начинается с поиска…объезда, поскольку преодоление замерзшего водоема всегда связано с той или иной долей риска, который нужно свести к минимуму. Прежде всего необходимо оценить длину объезда, так как расхлебывание последствий неудачной переправы может более чем затянуться. Подготовка же переезда по всем правилам и сам переезд – тоже процедуры хлопотные и продолжительные. При этом риск, как правило, остается. Так что решайте, на чем лучше сэкономить. Если других путей нет или на адреналине вы не экономите, то не поленитесь выполнить следующие рекомендации. Надо помнить, что всегда существуют два этапа – въезд на лед и выезд с него. И путь между ними не всегда лежит по прямой. Траектория зависит от толщины льда, которая должна быть одинаковой на протяжении всего проезда через водоем. Рубите лунки. Есть еще одно простое правило: спросить у местных, в первую очередь у лесников, егерей,охотоведов – они знают этот водоем летом, знают уровень воды и знают броды, по которым можно проехать. И если где-то есть брод, то лучшего места для переправы не придумаешь – даже провалившись под лед, машина, определенным образом подготовленная и имеющая набор необходимых подручных средств, сможет выбраться без особых потерь. Первая заповедь спасателя – собственная безопасность. Совершенно незачем создавать дополнительные проблемы тем, кто идет рядом и за твоей спиной.

Если лед не выдержал, ситуация может осложниться тем, что, ломаясь, он заблокирует выход. Не надо суетиться. Как бы дико это ни звучало, дайте машине погрузиться. Не стоит бороться с водой, пытаясь открыть двери. Для того чтобы выплыть, время есть – вода подо льдом стабильно сохраняет температуру 3–4 градуса. В таких условиях неподготовленный человек получит переохлаждение через 5–7 минут, а воздуха в легких хватит на 30–40 секунд – этого вполне достаточно, чтобы подняться на несколько метров. Когда вы выплывете, необходимо согреться. Известен простой способ, его использовал Жак Ив Кусто: два костра, между ними – стул, человека растирают шерстяной тряпкой, смоченной спиртом (можно водкой), одевают в сухую шерстяную одежду. Человек располагается между кострами (можно и просто в теплой машине – костер, его пока еще разведешь) и пьет горячий сладкий чай с коньяком или водкой. Но не один к одному – спиртного приблизительно треть. И только после «купания»! В воде с алкоголем делать нечего.


текст: Алексей РОЗАНОВ,
Дмитрий ЛЯХОВЕНКО
художник: Андрей ЛУКЬЯНОВ

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№1-2 январь-февраль 2007

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты