Золотоискатели

Первая половина супермарафона «Лиссабон - Дакар»

Нынешний, 29-й по счету, « Дакар» нарушил многолетние традиции. И дело не только в перенесении старта на несколько дней. Главное изменение – организаторы решили задать достаточно ровный уровень сложности по всему маршруту, включая Европу. Для многих гонщиков, не вкатившихся прямо со старта в ритм соревнования, это обернулось невероятной трудностью преодоления первых СУ. С другой стороны, борьба с самых первых километров стала интереснее и ярче.

В истории отечественного автоспорта нынешний марафон надо отметить особо: впервые за всю историю в нем принял участие российский мотоциклист – 31-летний ПавелФедоров из Читы на Yamaha 450 WRF. Кроме него, в составе нашей сборной на старт вышли три заводских КамАЗа (экипажи Владимира Чагина, Сергея Решетникова и Ильгизара Мардеева) и целая плеяда спортсменов в «легком весе». А именно, четыре внедорожника маркиMitsubishi (экипажи Алексея Беркута, Леонида Новицкого, Бориса Букатова и Ярослава Соловьева), два Nissan (экипажи Андрея Иванова и Павла Логинова), а также экипаж СергеяШмакова, выступающий на заднеприводном багги марки ЗИЛ. Всего же на старт в столице Португалии вышло более полутысячи участников.

Сначала была Евразия

СУ первого этапа оказался замкнутой петлей. Отрезки классической гравийной раллийной трассы здесь чередовалась с песком, а вокруг росли знаменитые пробковые дубы. Не обошлось без неожиданностей – на отдельных участках машины нарыли в рыхлом песке очень глубокие колеи. В результате даже многоопытный Кенджиро Шинозука надолго застрял в песках из-за поломки в трансмиссии своего Nissan Pathfinder. Пришлось расчехлять лопату и Павлу Логинову. Впрочем, выбрался россиянин довольно быстро и… за 200 метров до финиша увидел остановившегося Букатова, у которого закончился бензин. Павел дозаправил товарища из своего бака, и оба благополучно финишировали.

Но главная «ирония судьбы» случилась у Андрея Иванова. Как известно, прошлогодний « Дакар» закончился для него очень досадной аварией: немка Елена Лор протаранила его автомобиль. Теперь же «обидчица» застряла в песке на узком участке между дубов. Для безопасного проезда ширины явно не хватало. В общем, выбирая между немкой и дубом, Андрей не слишком долго колебался. Одно радует – масштаб разрушений оказался совсем не катастрофичным, и оба экипажа смогли финишировать. Ну а самым удачным из российских гонщиков первый этап был, пожалуй, у Шмакова – он приехал 19-м на хвосте у Шлессера! Правда, на следующий день Сергею пришлось очень непросто. Извилистая трасса по горным тропам была настолько узка, что грузовики туда вообще не пустили, и они отправились вМалагу на пароме. Что же до баггиШмакова (ЗИЛ – в каком-то смысле тоже грузовик…), то он тоже оказался слишком широк для подобных трасс. В общем, об обгонах соперников в такой ситуации не могло быть и речи. Впрочем, и в этот день, и в последующие Сергей ехал быстро и разумно. Соответственно это позволило россиянину постепенно подниматься вверх по турнирной таблице.

Это Африка

Восьмого января гонщики ступили на африканскую землю…Главной опасностьютрассы, проложенной в Атласских горах, стали многочисленные промоины, образовавшиеся на дорогах в результате недавних ливней. Причем большинство из этих «ловушек» не было отмечено в легенде. Нет, во время брифинга на пароме организаторы в спешном порядке пытались подсказать опасные места, но обо всем они предупредить, конечно же, не могли. Плюс к этому много неприятностей добавили острые камни и густая пыль. Как следствие – каждый обгон в таких условиях был связан с серьезным риском. А одна из необозначенных промоин выпала на долю Бориса Букатова. Сперва егоMitsubishi красиво взмыл в воздух, но очень скоро машина жестко приземлилась на африканскую землю. По счастью, все обошлось двумя расколотыми дисками. Так что экипаж не только продолжил гонку, но и благополучнофинишировал.

Черный день

Четвертый спецучасток (он был проложен по «окраине» Сахары) еще накануне гонщики называли «разминочным». Но все оказалось иначе. На второй половине дистанции разбился южноафриканский мотогонщик Элмер Симонс. Вертолет с врачами прибыл на место трагедии буквально через десять минут, но уже было поздно. Не приходя в сознание, мотогонщик умер…

Спустя некоторое время гонка закончилась и для участника из России ПавлаФедорова. В результате падения он повредил бензобак своего мотоцикла и не смог завершить этап. У Андрея Иванова с Владимиром Демьяненко финиш состоялся, но гонка закончилась и для них – у Nissan Pathfinder пробило прокладку головки блока, и двигатель вскипел. Но экипаж все равно решил финишировать и даже смог это сделать на 72-м месте в абсолюте. В лагерь автомобиль поехал на веревке. Вердикт механиков был неутешителен: мотор ремонту не подлежит, а запасного в команде нет…

Не заладилось и у Букатова. Гдето в середине пути его Mitsubishi сделал «уши» в четыре оборота. По счастью, экипаж не пострадал, и даже машина осталась на ходу. Но ее повреждения оказались таковы, что, подсчитав свой график в нынешнем состоянии, Борис Букатов и Сергей Додонов благоразумно решили не плутать в потемках африканской ночи и сойти с дистанции.

История с грузовиком

И, наконец, КамАЗ... В начале Чагина обошел голландец Ханс Стейси на МАN, но Владимир собрался и вскоре вновь опередил соперника. Более того, он стал постепенно вырываться вперед, в условиях очень плохой видимости (сплошная пылевая завеса) догнал какой-то автомобиль и практически вслепую пошел на обгон.Но, когда пыль рассеялась, перед машиной оказалась промоина глубиной более двухметров и шириной под три. В это время штурман и тренер команды Семен Якубов сидел, уткнувшись в легенду.Позднее он рассказывал: «Чувствую, что перестало трясти, поднимаюголову и вижу, чтомы…летим. Не успел я собраться, как машина врезалась в противоположный склон. Удар был настолько сильным, что у меня потемнело в глазах…». Но это был еще не конец – и экипаж, и автомобиль выдержали. В результате КамАЗ продолжил гонку и даже вновь вернулся на первую строчку промежуточ-ной таблицы. Но, увы, это было не последнее испытание для экипажа из Набережных Челнов. На следующий день у Чагина начала барахлить топливная система. Ремонт занял около 20 минут, а за это время Ханс Стейси и другой голландец Жерар Де Рой вырвались далеко вперед. Владимир бросился в погоню, но, нагоняя соперников, он не заметил в пылевомоблаке трехметровуюкучу камней…На скорости 100–110км/ч грузовик подлетел на ней, как на трамплине, и, сделав три или четыре оборота, лег на левый бок. Медицинский вертолет эвакуировал Сергея Савостина и Владимира Чагина на бивуак в Тан-Тане. Там выяснилось, что Владимир отделался незначительными ушибами и легким сотрясением мозга, а у Сергея – компрессионный переломпозвоночника средней тяжести. Обоих гонщиков врачи направили в больницу Лас-Пальмоса. Что же ка-сается Семена Якубова, то он, к счастью, не пострадал. После этого происшествия стало ясно, что на этот раз «золото» африканского супермарафона КамАЗам не светит – бороться со Стейси и де Роем было под силу только Чагину. Два других экипажа команды объективно слабее.

На пятом этапе команда « КамАЗ-Мастер» потеряла лидирующий экипаж. В результате аварии Владимир Чагин получил множественные ушибы и сотрясение мозга, штурман и руководитель команды Семен Якубов отделался ушибами, а вот состояние механика Сергея Савостина действительно тяжелое — у него компрессионный перелом позвоночника... По версии организаторов, авария – результат ошибки пилотирования. Но между тем «камазовцы» подчеркнули, что они дважды просили изменить условия старта по причине того, что уходящие на трассу последними грузовики во время прохождения спецучастка вынуждены совершать до 50 обгонов. Кто знает, если бы к мнению гонщиков прислушались, то этой аварии могло и не быть. Теперь же устроители марафона пошли на попятную: на седьмой этап грузовики ушли за мотоциклистами.

Такой вот интернационал

На том же злополучном СУ у Павла Логинова прямо со старта пропала мощность двигателя, и в результате он проехал этап кое-как. И это была не вина экипажа. Причина – в плохом обслуживании машины итальянскими механиками команды Tecnosport. И вообще, тема обслуживающих наши экипажи иностранных команд на сегодняшний день довольно болезненная. Уже не в первый раз я убеждаюсь на практике, что в этом плане наши машины отодвигаются на второй план после родных французских, итальянских (и т.д.) экипажей. К примеру, когда сломавшийся Андрей Иванов стоял у финишного створа, а Павел Логинов сидел где-то в песках, менеджер итальянской команды Даниэль Канонико просто взял и уехал в гостиницу. Как он сказал мне на следующее утро: «Ну, я же три ночи не спал!..» В результате, когда Логинов все-таки добрался до лагеря, там его никто не встретил (мы в это время тащили Nissan Иванова).

На шестом этапе главным итогом дня для всех российских болельщиков стала авария экипажа Беркут – Николаев. За 70 километров до финиша Алексей перевернул свой Mitsubishi. Ребята не пострадали. Новицкий и Соловьев потеряли около часа, но вытащили машину Беркута. За ночь механики частично восстановили автомобиль, но на следующий день через 50 км после старта Беркут сошел окончательно. Что же касается Сергея Шмакова, то на седьмом этапе он стартовал очень удачно (некоторое время даже опережалШлессера), но в песках начались проблемы со сцеплением. Была предпринята попытка ремонта силами экипажа. Очень много времени ушло на то, чтобы заставить машину хоть как-то двигаться. В итоге экипаж все-таки добрался до бивуака сомостоятельно. А вот и последние вести с «грузового фронта»: к «дню отдыха» оба грузовика Ginaf под управлением де Роев сошли, спалив в погоне за MAN Стейси свои Caterpillar C18.

P.S. С каждым днем этапы становятся все труднее и опаснее. И даже климатический фактор «работает» по нарастающей. Так, вечером 10 января поднялся ураганный ветер, и появились признаки песчаной бури. А на следующее утро пошел дождь. Кроме того, гонщики начали чувствовать, как накапливается усталость. В таких условиях важно не терять концентрации и беречь машину, тем более что до финиша гонки еще очень далеко...


текст: Леонид МАЙОРОВ
фото: DPPI / PHOTAS,
Константин КОМКОВ,
Леонид МАЙОРОВ

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№1-2 январь-февраль 2007

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты