Error 404. Точки нет на карте!

Как прошел трофи-бутик Pro-X 2013

С 22 по 29 июня в Бологовском районе Тверской области состоялся IV Международный трофи-бутик Pro-X 2013, собравший экипажи из 11 регионов России и других стран СНГ.

Механический женский голос бесстрастно произносит: «Четыреста пятьдесят метров, далее — поворот налево». «С вас четыреста пятьдесят рублей», — терпеливо повторяет женщина — кассир супермаркета. Где я? Что происходит? Неужели все уже закончилось? Или идет десятый час очередного задания и надо снова останавливаться и выходить из машины, идти искать уже лет десять как заросшую лесную тропу к очередной мертвой деревне?

Но нет — все нормально. Это не полусон и не полубред — я снова в душном и раскаленном мегаполисе, но мое сердце все еще там, на проселках Бологовского района. Недельный трофибутик Pro-X 2013 никак не хочет отпускать меня, или я сам не хочу с ним расставаться. У меня нет такого желания — скорее забыть все, что происходило со мной эту последнюю июньскую неделю. Совсем наоборот — хочется повторить все снова, быстрее бы пролетел этот год…

Организацию категории Smart взял на себя известный off-road-журналист, автор идеи зачета, Лёня Немодный, который целый месяц тщательно готовил сложнейшие трассы и труднодоступные точки со своими одноклубниками. Был проведен колоссальный объем работ — за четыре недели выкатали не одну сотню километров в поисках интересных мест и способов подъездов к ним на стандартных внедорожниках. Вообще экспедиции — конек Немодного, в чем достаточно быстро смогли убедиться участники категории Smart.

Глаза заливает пот — стоит выпрыгнуть из кондиционированной прохлады салона лендровера, как сразу обрушивается зной. А вместе со зноем налетают полчища крылатых охотников до человеческой плоти. Почему-то все красивейшие в мире места имеют непременное приложение в виде летающих кровососущих. Делаю несколько шагов — ноги начинают погружаться в сырую почву. Но нет, здесь твердо, здесь пройду я и пройдут остальные экипажи. Мы сможем срезать десяток километров в обход основного грейдера, а нам очень нужны эти десять километров — счет идет именно на них, а не на время. Мы пробиваемся на Селигер напрямую от базового лагеря — режем, режем, режем, пролетаем маленькие ручейки, останавливаемся и выходим померить глубину в речушках побольше, осторожно переваливаемся в разбитых колеях подтопленных грунтовок. Леса в этом районе пронзают насквозь мегалитические военные дороги, пять десятков лет назад выложенные из аэродромных бетонных плит. Бетонки появляются из ниоткуд а и так же резко сворачивают в никуда. Значит, мы на верном пути, навигатор не подводит нас — мы движемся на заброшенную ракетную базу, где размещалось самое ужасное оружие, созданное человечеством в XX веке, — межконтинентальные ядерные ракеты СС-20, «Сатана», как называли их потенциальные враги сгинувшей империи. Навигатор теряет в густом лесу связь со спутниками, и бесстрастный женский голос предлагает мне вновь и вновь развернуться, изменить направление движения да и вообще ехать подальше от этих зловещих невысоких холмов посреди леса… Стоп! Остатки асфальта, странные холмы. Мы на правильном пути: вот она, брошенная база, вот он — гигантский ангар, способный вместить в себя несколько железнодорожных вагонов. Одним словом — мы на точке.

В зачете Smart, по замыслу организаторов, у подготовленных внедорожников не должно быть преимуществ перед стандартными. Поэтому на техкомиссии лебедки на автомобилях участников опечатываются, а размер и тип резины никак не сказываются на общем километраже пробегов и л егкости п рохождения маршрутов. Важно лишь умение работать с навигационными устройствами и наличие хороших карт и спутниковых снимков, которые нетрудно скачать из Интернета и использовать для навигации на обычном планшетном компьютере.

Воспоминание, которое останется со мной до конца моей жизни: три заброшенных деревенских кладбища в интервале от получаса до полуночи и до получаса после при мертвенно-бледном свете низко висящей полной луны. Перед моими глазами пронеслись почти все виденные мною ранее фильмы ужасов.

Следующий день для нашей категории достаточно короток. Предстоит песчаная гонка « Дакар» с раздельным стартом и секундомером на пять кругов — единственный спецучасток с гонкой на время. Против нас — сухой и рыхлый песок и удушающая жара, нещадно плавящая мозг судейской бригаде и организаторам. А ведь сейчас всего десять утра, каково же будет спортивным категориям, чьи заезды начнутся в полдень — пик июньского зноя? Мы сажаем к себе Игоря Емельяненко — главного оператора и режиссера видеосъемок трофи-бутика, чтобы он испытал с нами ощущения «хомячка в барабане стиральной машины». По окончании заезда Игорь выпрыгивает из машины со словами: «Да вы просто сумасшедшие». Получаем заряд положительных эмоций — они пригодятся нам на следующих заданиях.

Только здесь — на бесконечных просторах лесов, озер и болот Тверской и Новгородской областей — я с ужасом понимаю, что более семидесяти процентов того, что есть на современных и старых картах, просто уже не существует. Не верьте той дорожной сетке, которую вам рисуют современные браузеры — от нее осталось меньше четверти. На этих землях хаотично разбросаны осколки двух великих империй — Российской и Советского Союза, где руины церквей и дворянских усадеб соседствуют с развалинами совхозов-миллионеров и рыбоводческих хозяйств. Жизнь утекает из этих мест — медленно, но неотвратимо, а природа постепенно забирает назад все некогда отвоеванное у нее человеком. Так что ориентирование и поездки по этим местам связаны с определенными трудностями, основной из которых будет отсутствие мобильной связи.

Именно малонаселенность, разнообразие рельефов, леса, болота и близость Валдайской возвышенности некогда привлекли организатора и основателя международного трофибутик а Pro-X Юрия Селифонова. Он решил, что это идеальное место для проведения жесткого многодневного трофи-марафона. При этом главная транспортная магистраль М10 «Россия» проходит в непосредственной близости от района соревнований, что облегчает прибытие участников из различных регионов страны и зарубежья. Так как Юрий Селифонов — человек увлекающийся и умеющий увлекать за собой других, люди, хоть раз побывавшие на соревнованиях и впитавшие непередаваемый дух многодневной изматывающей гонки, вновь и вновь возвращаются в последнюю неделю июня в Бологовский район Тверской области, чтобы очередной раз оценить пределы возможностей себя и своих автомобилей. В последний день трофи-бутика проводится уже традиционный спецучасток Rainforest Challenge. Нам предстоит выполнить всего пару увлекательных упражнений: слепое вождение в сварочной маске, по голосовым командам штурмана, и вождение внедорожника задним ходом.

Вот и пришло время церемонии закрытия, она всегда вызывает во мне смешанные чувства. С одной стороны, ты с облегчением понимаешь, что гонка закончилась, можно расслабиться и спокойно отдыхать. С другой — ты с грустью осознаешь, что нужно собираться домой — обратно, в душный и раскаленный мегаполис, в офис и квартиру. А твое сердце продолжает свой незримый полет над бесконечностью валдайских грейдеров и бесчисленными озерами, над уходящими в топкую землю опустевшими селигерскими деревнями, над зарастающими лесами грунтовками Бологовского района — над всем этим необъятным краем, где очередной раз прошел и закончился недельный трофи-марафон Pro-X. Но догорающий на глади озера прощальный костер словно подмигивает тебе угасающими угольками, напоминая о том, что будет год следующий и все повторится. Надо лишь потерпеть и прожить этот год, до последней недели июня, до т рофи-марафона Pro-X 2014.

текст: Николай ВИНОГРАДОВ
фото: Игорь ЕМЕЛЬЯНЕНКО

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№8 август 2013

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты