Ожидается драка в младших классах

Отчет о Женевском автосалоне

Уж чего-чего, а автосалонов на нашей планете проходит вполне достаточно. Франкфурт, Париж, Детройт, Нью-Йорк, Пекин, Токио, Москва в конце концов… Но Женевский салон занимает в этом ряду особое место, и не только в силу почтенного возраста. Это единственная международная выставка в Европе, проходящая ежегодно.

Итак, Женева, весна, выставочный комплекс Palexpo. На десять дней он становится местом, где правит бал его величество Автомобиль. Человеку, впервые попавшему на международный салон такого формата, непросто выдержать обрушивающийся на его чувства удар. Голоса тысяч людей сливаются в ровный гул, заполняющий огромное пространство. Его перекрывает несущийся из динамиков грохот японских барабанов — на каком-то стенде проходит презентация очередной всемирной новинки. Яркий свет сотен софитов отражается в полированных боках самых новых, самых лучших, самых роскошных, самых-самых автомобилей планеты. Даже в дни, когда на выставку пускают исключительно аккредитованных представителей прессы, народу не просто много, а очень много. Причина такой популярности понятна: Женевский автосалон абсолютно интернационален. А еще в этих гигантских залах, как в волшебном зеркальце, отражаются все последние тенденции мировой автомобильной промышленности.

Свет мой, зеркальце

Можно, конечно, поговорить о том, какие страсти кипят в секторе роскошных седанов, или о спорткупе. Можно обсудить явное падение интереса как к исключительно городским транспортным системам, особенно микроавтомобильчикам, так и к «чистым» электромобилям. Но ORD — журнал специализированный, и нам интереснее тренды развития полноприводной техники. Вот с них мы и начнем. Прежде всего: Европа явно теряет интерес к средне- и полноразмерным «настоящим» внедорожникам. Во всяком случае ни один из производителей не приурочил к Женевскому автосалону мировую премьеру автомобиля такого класса. Да, на стенде Mercedes красовался слегка обновленный GL 2013 модельного года с двумя новыми дизельными моторами, но большой внедорожник из Штутгарта явно оказался в тени маленького А-класса. Настоящую бомбу, компактный кроссовер GLA, немцы официально представят в сентябре на Франкфуртском салоне.

Естественно, на стенде Land Rover красовался новый Range Rover. Но это уже не премьера. Как ни странно, главным экспонатом стенда оказался вообще не автомобиль, а первая в мире 9-ступенчатая автоматическая коробка передач 9HP, разработанная совместно с инженерами ZF и предназначенная для установки на Evoque и Freelander. Качество инженерной работы действительно впечатляет: новый агрегат лишь на 6 мм длинней прежней «шестиступки» и, несмотря на три дополнительные передачи, легче на 7,5 кг.

Впрочем, был на стенде еще один очень необычный автомобиль с очень обычной внешностью. Действительно, Electric Defender Research Vehicle выглядит точно так же, как привычный «сто десятый». Вот только дизельный двигатель и коробка заменены в нем на 70-киловаттный электромотор с крутящим моментом 330 Нм, который работает от литий-ионной аккумуляторной батареи емкостью 27 кВт/ч, причем внедорожные возможности машины только расширились благодаря фирменной электронной системе Terrain Response. Конечно, о серийном производстве такой модели и речи не идет: во-первых, пробег при полной зарядке аккумуляторов составляет лишь 80 км, во-вторых, ускоренная зарядка требует не менее четырех часов, и в-третьих, в местах, где эксплуатируются такие машины, обычно не так уж легко найти электрическую розетку.

На стенде Jeep было пустовато и скучновато. Никаких премьер, никаких концептов — просто автомобили текущего модельного ряда. Определенный интерес вызывал разве что Grand Cherokee 2014 модельного года.

А вот на территории Toyota вообще не было замечено флагманов внедорожной линейки компании, хотя представлены были не только новинки. Не было ни Land Cruiser 200, ни Prado, ни даже Highlander. Был RAV4, подробный рассказ о нашем знакомстве c ним вы можете прочесть в этом же номере журнала.

очно так же поступил и Nissan: в Женеву не привезли ни Patrol, ни Pathfinder. Даже Murano не было! Зато была топовая спортивная версия Nissan Juke под названием Nismo, оснащенная 1,6-литровым турбомотором мощностью 200 «лошадок». Для спортсменов предусмотрена возможность запустить на iPad специальное приложение, подключиться через Bluetooth к бортовой компьютерной системе и отслеживать данные множества параметров, таких как температура двигателя, давление, ускорение или время прохождения круга. Не хотите гоняться, но привыкли пользоваться современными гаджетами и жить онлайн? Тогда к вашим услугам Juke N-tec, оснащенный системой Nissan Connect. Она включает в себя технологию Google Send-To-Car, позволяющую владельцу планировать и посылать в автомобиль маршрут поездки до того, как он выйдет из дома. А еще Nissan порадовал концептом Resonance.

Пять выстрелов в Женеве

Вообще чувствуется, что класс кроссоверов набирает популярность. Неудивительно, что сразу пять производителей «выстрелили» в Женеве мировыми премьерами. Начнем с Renault Captur. Сами французы определяют его как «городской кроссовер для повседневной жизни» и утверждают, что по топливной эффективности ему нет равных в классе. Из инноваций «для жизни» можно выделить два необычных решения: штатные чехлы сидений на молниях, которые можно снять для чистки или попросту заменить, и огромный выдвижной перчаточный ящик.

Зато можно настраиваться на встречу новинки от главного конкурента. По словам стилиста Peugeot Пьера Отье, смелый дизайн кроссовера 2008, родившегося из концептуального Urban Crossover, объединяет в себе элегантность новых хетчей с дерзостью, силой современных внедорожников и универсальностью компактных, но просторных машин. Действительно, ни таких фар головного света, ни такой изящной задней двери «с карнизом» нам еще видеть не доводилось. «Француз» невелик: его длина 4,16 м, ширина 1,74 м, а колесная база 2,54 м. Внутри салон оформлен в том же стиле, что и интерьер недавно представленного на российском рынке хетчбэка Peugeot 208. В роли технической изюминки «пыжика», как и в случае «старшего брата», модели 3008, выступает система Grip Control. Она адаптирует бортовую электронику к различным типам покрытия и имеет режимы: «стандартный», «снег», «грязь», «песок» и «ESP отключена». Дорожный просвет примерно в 170 мм не является поводом для гордости, однако производитель обещает защиту агрегатов под днищем. Автомобиль станут оснащать новейшими двигателями разработки PSA — легкими и компактными трехцилиндровыми бензиновыми агрегатами объемом 1,2 литра в атмосферном (82 л.с.) или турбонаддувном варианте (110–130 л.с.) и с технологией «старт-стоп», а также двигателем 1,6 VTi. Гамма турбодизелей включает моторы объемом 1,4 и 1,6 литра (последние также с системой «старт-стоп»).

Если Европа жаждет компактых кроссоверов, то Ford of Europe обязан их дать. А раз так, встречай, Старый Свет, подарок из Нового! Дело в том, что представленный в Женеве кроссовер EcoSport разработан в Бразилии и неплохо там продается: по странам региона разбежалось около 700 000 экземпляров. Модель построена на «всемирной» платформе «В» и адаптирована к европейским потребностям. Гамма двигателей состоит из бензинового EcoBoost объемом 1,0 л и мощностью 125 л.с., 110-сильного атмосферного бензинового мотора объемом 1,5 л и сверхэкономичного турбодизеля того же объема, развивающего 90 л.с. Кстати, об Explorer: руководство Ford официально заявило о своих планах по организации сборки флагманского кроссовера в России. В целом «ударная группа кроссоверов» Ford выглядит весьма серьезно: вверху — Explorer, внизу — EcoSport, а посередине — обновленные Ford Kuga и Edge. Последню­ю модель еще не «европеизировали», но это планируется сделать в самое ближайшее время. В целом планы Ford можно назвать весьма амбициозными: за ближайшие 6 лет концерн собирается продать в Старом Свете не менее миллиона кроссоверов.

Еще одна громкая премьера состоялась на стенде Suzuki: публике показали новый кроссовер S-Cross Four. Точнее не так. В Женеве автомобиль был представлен под названием… SX4! Но все дело в том, что нынешний SX4 остается в производственной линейке компании и во многих странах, включая Россию, эти две модели будут продаваться параллельно. Как будет решаться эта проблема «тезок-однофамильцев», пока неясно: не то старому SX4 присвоят звание Classic, не то новый будeт называться S-Cross. Но в любом случае автомобиль получился очень интересный и совершенно непохожий на предшественника. Отчетливо двухобъемный кузов с довольно брутальным оформлением передней части, два 1,6-литровых двигателя (дизельный и бензиновый), три варианта трансмиссии (5- и 6-ступенчатые механические коробки и вариатор). Специально для российских условий дорожный просвет будет увеличен до 180 мм. Наконец, главная инновация — многорежимная система полного привода All-Grip. Водителю предлагается на выбор четыре режима: Auto (основной режим, в котором электроника сама «решает», какую часть момента и когда перебросить на задний мост), Sport (в этом режиме предусмотрен быстрый отклик на нажатие педали газа и переброска большей по сравнению с автоматическим режимом доли крутящего момента на задние колеса для компенсации недостаточной поворачиваемости), Snow, при котором предусмотрено большее вмешательство ESP, и Lock, при котором момент принудительно распределяется поровну между передней и задней осями. Этот режим можно использовать на скорости до 60 км/час.

Наконец, в бой готовы вступить кроссоверы с косым крестом на облицовке радиатора: обновленная Captiva и совершенно новый компактный Trax, который, по понятным причинам лингвистического характера, будет продаваться в в России под именем Tracker. Если сложить задний ряд сидений, то объем багажного отсека возрастает с 356 до 785 л. Пространство салона вообще легко трансформируется, образуя до восьми различных конфигураций. Например, можно полностью откинуть вперед спинку сиденья переднего пассажира, что позволяет перево­зить предметы длиной до 2,3 м или организовать полноценное спальное место. На заднем ряду сидений предусмотрена розетка 220 V для подзарядки без дополнительного адаптера ноутбука и других устройств. Tracker будет продаваться как в переднеприводном, так и полноприводном вариантах. Линейка двигателей представлена 140-сильными 1,4-литровым турбонаддувным и 1,6-литровым бензиновыми агрегатами, а также 1,7-литровым турбодизелем мощностью 130 л. с., причем на всех двигателях с механической коробкой передач используется технология «старт-стоп».

Легкой рыночной жизни для пятерки новичков ожидать не приходится — ведь помимо упомянутых уже кроссоверов Nissan в борьбу с ними вступят Opel Mokka, Kia Sportage, BMW X1, Mitsubishi ASX, Nissan Juke и Quashquai, Skoda Yeti…

Версия — это важно

Для того чтобы экспонат Женевского автосалона стал шоу-стоппером, ему совершенно не обязательно иметь статус мировой премьеры. Например, около Audi Q3 RS толпилось ничуть не меньше журналистов, чем возле спорткупе VW XL1, кабриолета Opel Cascada или суперкара McLaren P1. Паркетный «малыш» стал четвертой моделью Audi RS, представленной в 2013 году после RS6 Avant, RS5 Cabriolet и RS7. Источником нехарактерного для компактного кроссовера задора служит турбонаддувная «пятерка» объемом 2,5 литра, которой вооружались прошлые RS3. Для вседорожной «трешки» ярость двигателя усмирили: вместо 340 л.с. у Q3 RS «всего» 306 л.с. Пик тяги, равный 420 Нм и доступный уже при 1500 об/мин, распределяется на все четыре колеса через 7-ступенчатую преселективную коробку передач Stronic с двумя сцеплениями. Разгон до 100 км/ч занимает 5,5 секунды, а максимальная скорость ограничена 250 км/ч. Доработки подвески, необходимые машине со столь впечатляющим динамическим потенциалом, понизили дорожный просвет на 25 мм, так что от офф-роуда «горячая» Q3 еще дальше, чем стандартная машина, совершенно не рвущаяся на подвиги за пределы асфальта. В качестве стандартного оборудования предлагается фирменная система адаптации Audi Drive Select, позволяющая выбирать из режимов Auto, Comfort и Dynamic. Внешность — визитная карточка свирепых «эрэсок» — у новинки не из скромных. Развитое аэродинамическое оперение, охватывающее нижний периметр кузова, увеличило длину базового автомобиля на 25 мм — до 4410 мм. Q3 RS станет одним из первых представителей племени серьезно «заряженных» компактных кроссоверов. В 2014 году клуб, возможно, пополнится новым членом — Mercedes-Benz GLA 45 AMG.

Или взять, к примеру, марку Honda. Свершилось: Honda CR-V нового, четвертого, поколения обрела турбодизельный двигатель. Однако российским автомобилистам, которые перед лицом диких цен на топливо стали проникаться экономичностью моторов на солярке, радоваться рано — такие Honda у нас пока точно не будут продаваться. Напомним, что в Россию не поставляли и прошлые, дизельные CR-V.

Кросс или трекинг?

Кстати, Volkswagen вообще оставил дома всю внедорожную линейку. На стенде не было ни Tiguan, ни Touareg, ни даже Passat Alltrack. Зато были две модели, исполненные по принципу «главное — внешность». Это «каблучок» Cross Caddy и малыш «Cross Up!». Рецепт создания таких автомобилей предельно прост: берем стандартную модель и снабжаем ее внедорожным пластиковым обвесом с защитой бамперов. Можно слегка увеличить просвет, а можно этого и не делать — и так все отлично. Этот метод сработал на версиях Cross Polo, Cross Golf и Cross Touran, и вот теперь линейка «кроссменов» из Вольфсбурга выглядит почти законченной. В движение «Up!» приводит трехцилиндровый мотор мощностью 75 л.с. Зато расход горючего составляет всего 4,7 литра «на сотню», и можно спокойно утыкаться в бордюр, не боясь повредить бампер.

Примерно по такой же идеологии построен и Fiat 500L Trekking. Впрочем, итальянские конструкторы подошли к вопросу несколько серьезней. Они увеличили дорожный просвет и добавили систему контроля тяги Traction+, специально заточенную под улучшение поведения машины на грейдере или з­аснеженном асфальте. Для автомобиля предусмотрена вполне приличная линейка двигателей: 95-сильная рядная атмосферная «четверка» объемом 1,4 л, 105-сильный TwinAir Turbo объемом всего 900 «кубиков» и два новейших дизеля семейства MultiJet II: 85-сильный объемом 1,3 л и 105-сильный объемом 1,6 л. Впрочем, те поклонники марки, кому 500L Trekking будет «жать в плечах и пояснице», могут обратить внимание на прошлогодюю новинку — семиместный Freemont AWD.

Hyundai выставила на суд европейских зрителей модернизированный ix35. Среди мизерных внешних отличий обновившегося компактного кроссовера — биксеноновая головная оптика. Зато теперь у «тридцать пятого» новый двухлитровый бензиновый двигатель, который называется просто Nu. Турбодизель серии R оснастили очередной экологической «фишкой» — технологией рециркуляции выхлопных газов с низким давлением LP-EGR. Перца в сравнительно надежную, но пресную управляемость должна добавить фирменная система изменения усилия на руле Flex Steer. Материалы салона, которые и у дорестайлинговой модели являли собой не самый плохой образец, стали лучше, а в эффектную панель приборов Supervision интегрирован большой жидкокристаллический дисплей.

Новое поколение Santa Fe, успевшее заслужить лестные отзывы, пополнилось удлиненной модификацией с приставкой Grand. Автомобиль, отметивший европейскую премьеру (впервые показан на автосалоне в Нью-Йорке в 2012 году), заметно вырос по основным габаритам: колесная база увеличена на 100 мм, длина — на 225 мм — и даже высота и ширина увеличились на 10 и 5 мм соответственно. В сравнении с базовым «коротышом» Grand Santa Fe предоставляет дополнительные 10 мм пространства над головой и 50 мм для ног. Для «галерки» эти показатели увеличены на 33 и 35 мм соответственно. Интересно, что корейцы предлагают новинку как в шестиместном, так и семиместном варианте. Со сложенным третьим рядом суммарный объем багажника и отсека под полом равен 634 л, что тянет на рекорд в классе. Кроссовер получит турбодизельный двигатель объемом 2,2 литра мощностью 197 л.с. и тягой 436 Нм, знакомый по обычному Santa Fe, а также бензиновый мотор V6 объемом 3,3 литра. Европейский Grand Santa Fe в отличие от «американца» сможет похвастаться такими продвинутыми опциями, как адаптивное головное освещение и система предупреждения о сходе с полосы.

Взгляд в будущее

Разве можно представить международный автосалон без концептов? Из показанных в Женеве «автомобилей будущего» нам хотелось бы выделить несколько моделей.

Согласно бизнес-плану Mitsubishi Motors «Jump 2013», к 2020 году компания намерена внедрить технологии стопроцентных электромобилей, электромобилей с увеличенным запасом хода и гибридных автомобилей в 20% выпускаемых машин. Нельзя исключать вероятность того, что комбинированную силовую установку получит и следующее поколение пикапа L200. Кроме экспрессивного и несколько необычного облика японская «выставка достижений» удивляет сочетанием турбодизельного двигателя Clean Diesel объемом 2,5 литра и электромотора, который способен функционировать как генератор и получать переменный ток или использовать дополнительное оборудование, например лебедку. Кроме сниженного уровня шума дизель-электрическая силовая установка обеспечивает почти на 30% меньше выбросов в сравнении с автомобилем, оснащенным традиционным силовым агрегатом. Система постоянного полного привода, дополненная функцией управления динамикой для уверенного передвижения по разным типам покрытия S-AWC (Super All Wheel Control) позаимствована у спорткара Lancer Evolution. А вот другой концепт, Outlander PHEV, и концептом-то называть уже не стоит: его продажи официально начнутся в ЕС уже в июле 2013 года. Этот автомобиль явно заслуживает отдельного рассказа: ведь технология Plug-In Hybrid, позволяющая не только заправлять автомобиль горючим, но и заряжать его от розетки, набирает все большую популярность.

Свежий взгляд на собственные ценности продемонстрировала Subaru. Четырехместная двухдверка Viziv (образовано от словосочетания Vision for Innovation, что переводится как «взгляд на инновации») показывает вектор развития дизайна и, возможно, технологий марки. Гибридная система Boxer Diesel Hybrid состоит из двухлитрового оппозитного турбодизеля, бесступенчатой трансмиссии Lineartronic, мотора-генератора для передней оси и пары независимых электромоторов для задней. Такая схема позволила отказаться от карданного вала, соответственно, сделать пол ниже и предоставить пассажирам второго ряда больше места для ног. На первый взгляд Viziv — обычный гибрид. Система «старт-стоп», рекуперация энергии торможения и зарядка от сети эффективно чистят карму и совесть владельца перед природой. Но концепт-кар не так прост, как кажется. К примеру, разработчики применили принцип вектора тяги: при прохождении поворотов большая часть крутящего момента направляется к заднему внутреннему колесу, а меньшая — к внешнему. Таким образом, кинетическая энергия направляется внутрь поворота и автомобиль буквально «ввинчивается» в вираж.

Яркий концепт явно стянул на себя одеяло, оставив в тени две другие интересные новинки. Первая — обновленный Subaru Outback. Флагман компании не только претерпел фейслифтинг, но и обзавелся наконец дизельным двигателем. Причем это не какой-нибудь заемный мотор, а самый что ни на есть оригинальный двигатель с оппозитным расположением цилиндров, объемом 2,0 литра и мощностью 150 л.с. Вторая новинка — совершенно новый Forester. Автомобиль не попал в список мировых премьер Женевы — компания уже представила его публике у себя на родине, но, безусловно, с деловой точки зрения эта модель является одной из важнейших, если не самой важной. Внешне новый Forester выглядит вполне импозантно. Продажи «лесника в четвертом поколении» вскоре начнутся и в России, во всяком случае компания уже объявила, что цены на новую модель стартуют с отметки 1 148 000 руб. Вот только дизельных версий мы в России пока так и не увидим. Право слово, странное предубеждение...

Весьма интересный концепт можно было найти и на стенде SsangYong. В его названии нет ни грамма романтизма: SIV-1 расшифровывается как Smart Interface Vehicle. Внешность концепта четко дает понять, что эпоха неоднозначного дизайна Кена Гринли уходит в прошлое. Автомобиль вполне самобытен, но полон гармонии. Из особенностей хотелось бы подчеркнуть использование в конструкции фар световодных технологий. Известно, что для автомобиля предусмотрены два двигателя объемом 1,6 литра, дизельный и бензиновый, мощностью 150 и 205 л.с. соответственно, а в качестве коробки передач — либо 6-ступенчатая «механика», либо перспективный «робот». Особо подчеркивается, что водитель и пассажиры смогут подключать к главному дисплею машины свои планшеты и смартфоны, чтобы на ходу использовать их коммуникационные и навигационные возможности. А вот совершенно новый MPV Rodius мы увидим на дорогах Европы уже в этом году. Этот объемистый минивэн с подключаемым полным приводом оснащен двухлитровым дизелем мощностью 155 л.с., который работает в паре либо с 6-ступенчатой «механикой», либо с 5-ступенчатым автоматом.

Мы рассказали вам далеко не обо всех интересных автомобилях и изделиях, которые увидели в Женеве. Что делать — журнал не резиновый… Однако твердо обещаем, что если мы о чем-нибудь забыли, то обязательно к этому вернемся.

текст: Андрей СУДЬБИН, Асатур БИСЕМБИН
фото: Андрей СУДЬБИН и компании-производители

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№4 апрель 2013

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты