Французский коктейль

На автомобиле, барже и велосипеде — по Франции и Германии

Мы уже довольно давно путешествуем по Европе на своем автомобиле и каждый год пытаемся опробовать что-то новое. В прошлом году мы в первый раз взяли с собой велосипеды, и нам это очень понравилось. На этот раз арендовали баржу и две недели ходили по каналам и рекам Эльзаса и Лотарингии. А потом продолжили путешествие на автомобиле по cеверо-западной Франции.

Когда мы озвучили свои планы на отпуск, выяснилось, что желающих к нам присоединиться оказалось неожиданно много. Стали думать, как совместить неспешный отдых для большой разношерстной компании и осмотр сурового севера Франции. Тут мы и вспомнили о таком дивном способе путешествовать, как плавание на барже по каналам. Так и сложился план, сутью которого был своего рода французский транспортный коктейль: первая часть путешествия — на барже по каналам Франции большой компанией, вторая — только своей семьей на автомобиле с велосипедами по Нормандии и Бретани.

Выбор операторов, занимающихся прокатом кораблей, не такой уж большой. Две крупные компании, действующие по всей Европе, и несколько мелких, работающих по конкретным регионам. Критерии поиска маршрута были простые: мы хотели плавать около двух недель и возвратиться в точку старта другим путем. Locaboat Holiday предлагал подходящий маршрут в Лотарингии по рекам Мозель и Саар. Его мы и выбрали.

Для управления речным судном в большинстве стран Европы, кроме ФРГ, лицензии не требуется. Наш маршрут должен был частично пройти по Германии, поэтому нам были необходимы хотя бы национальные права на управление судном. Вспомнили, что у одного из нас был когда-то судовой билет на лодку. Мы его отсканировали и послали в Locaboat. Нам ответили, что все нормально (хотя на правах не было ни одного слова латиницей!). В общем, можно было смело сканировать хоть читательский билет! Визы оформляли через французское консульство, предоставляя оплаченное бронирование баржи.

На встречу с кораблем

Из Москвы до баржи мы доехали своим ходом на двух машинах: Hyundai Grand Starex и SsangYong Kyron. Путь до базы Locaboat Holiday (находящейся примерно в 30 км от Страсбурга) занял у нас шесть дней — решили по дороге посмотреть Эльзас. Этот регион рислинга, знаменитых фахверковских домиков, черепичных крыш, аистов и керамики, давно зиял белым пятном в нашей биографии путешественников. Восполнили пробел с огромным удовольствием, погуляв вдоволь по большим и малым городкам, часто переходившим от Германии к Франции и наоборот (Страсбургу, Колмару, Кайзербергу, Риквиру и Рибовилле), заглянув в знаменитый замок Высокий Кенигсбург и устроив легкий трекинг по Вогезам. Эти горы, конечно, значительно ниже Альп, но имеют свое собственное очарование.

На базе Locaboat мы заплатили за страховку и фиш-карты, остальное было оплачено еще в Москве. Загрузили вещи, пристегнули на крыше корабля велосипеды, отогнали машины на охраняемую парковку базы, про­шли получасовой инструктаж по управлению и обслуживанию баржи и благополучно отдали швартовы.

Первый полный день на корабле стал днем открытий и восторгов. Захотели купаться — остановились и попрыгали в воду, захотели обедать — приготовили сами в духовке шикарные фаршированные перцы с мясом, нарезали себе салат из всевозможной французской снеди, остудили рислинг и соки детям… Что еще нужно для счастья?

Две недели счастья

По воде мы шли две недели. Маршрут проходил по каналу Марна — Рейн, по Мозелю, Саару и Саарскому каналу. Днем мы плыли, проходили через шлюзы, ездили на велосипедах по округе, купались, ловили рыбу, поднимались пешком на горки, а ночью спали на барже, пришвартованной у берега. На нашем маршруте встречалось много очень интересных гидротехнических сооружений: автоматические и полуавтоматические шлюзы, разводные и подъемные мосты, плотины, старинные водяные мельницы, гигантский судоподъемник, поднимающий кусок канала вместе с кораблями на высоту около 40 м. Сам канал местами проходил по туннелям сквозь горы, а иногда и по мостам над реками и дорогами.

Представьте себе, что вы удобно расположились в кают-компании, попиваете свой утренний кофе с круассанами (а как же без них во Франции?!), у вас в духовке допекается омлет с сыром, а ваш корабль вместе с куском канала медленно ползет по горе вверх…

Огромное впечатление произвели на нас небольшие городки Сьерк-ле-Бен на Мозеле и Саарбург на Сааре, расположенные рядом с границами трех стран — Франции, Германии и Люксембурга. Они примостились над речными долинами, на зеленых склонах между виноградниками и возделанными полями. Общую идиллическую картинку дополняли лебеди, сопровождавшие нашу баржу по всему Мозелю.

После завершения плавания мы с сожалением расстались и с родными, которым пора было возвращаться в Москву, и с нашей баржей. Перегрузили вещи с корабля в автомашину, подвесили к багажнику велосипеды и отправились в сторону Нормандии и Бретани, предвкушая радость встречи с океаном, приливами-отливами, французской готикой, нормандским сидром и кальвадосом.

На колесах

Вторую часть путешествия мы решили выдержать в давно привычном для нас стиле: обычно мы не разрабатываем жесткий маршрут, а продумываем общее направление и множество вариантов его развития.

Ночевать мы предпочитаем в кемпингах. Во-первых, из-за того, что их не нужно заранее бронировать, во-вторых, из-за умеренной цены (от 11 до 38 евро на четверых). В-третьих, в кемпинге гораздо удобнее останавливаться с детьми. Там есть пространство для беготни, как правило, имеются детские площадки, а также стиральные машины, которыми можно воспользоваться в среднем за 5 евро. Когда блага цивилизации в виде стиральной машины и горячего душа не нужны, мы любим устраивать дикий кемпинг.

Завтрак и ужин мы готовим сами на газовой плитке, продукты покупаем свежие и храним в автохолодильнике. Обедаем либо в ресторанчиках, либо, что бывает гораздо чаще, бутербродами, овощами и выпечкой где-нибудь в сквере, на берегу океана или в зоне отдыха на трассе. Словом, там, где застигнет обеденное время.

Океан

В Бретани и Нормандии он поражает. Это не то игрушечное «ручное» море с желтым песочком и пальмами, радующее глаз на рекламных проспектах туристических фирм, это настоящее буйство стихии! Здешние пейзажи мысленно легко дополнить обломками мачт и потерпевшими крушение средневековыми кораблями. Холодный ветер пробирает до костей, прогоняя гуляющих с пляжа. Но нас не так-то просто прогнать!.. Дети успевают насобирать ракушек и всяких окаменелостей к себе в коробочки. Несколько раз мы устраивали дикий кемпинг на берегу океана. Это незабываемо — чувствовать, как соленый ветер наполняет ночью палатку, и слышать шум прибоя.

Альпийские берега

Первая наша встреча с океаном произошла в Этрете. Берега Дувра и Этреты настолько всем известны по разным картинам и фотографиям, что узнаются с первого взгляда. Из-за дующих с океана холодных ветров прибрежная растительность больше похожа на альпийские луга. Странное ощущение смеси гор и океана будет постоянно преследовать нас во время океанских прогулок в Нормандии и Бретани.

Тропа рядом с Этретой идет вдоль берега все дальше на юг, от основной дорожки отходят тропинки к мысам, обрывам и видовым точкам. Можно на свой страх и риск подползти к самому краю отвесного обрыва и заглянуть туда, где парят над волнами чайки. К некоторым мысам тропинки идут по узким перешейкам, тогда приходится балансировать на камнях между двумя обрывами по правую и левую руку от себя. Во время отлива мы бродили по галечным пляжам и литорали, переходя из одной бухты в другую через туннели или прямо по оголенному морскому дну. Места тут эпические, у любого человека, будь он хоть трижды прозаик, в голове рождаются свои стихи или всплывают в памяти чужие.

Собор как центр мироздания

Основные памятники искусства средних веков — это большие городские соборы. Они были центром общественной, духовной и культурной жизни. В стенах собора происходили праздники, собрания, религиозные театрализованные представления. Под высокими сводами храма могло собраться почти все население города. Гигантские гулкие пространства нефов и тран­септов никого не могут оставить равнодушным и рождают непередаваемое чувство восторга перед логикой конструкции, точным расчетом и дерзкой смелостью средневековых архитекторов. Громады готических соборов словно сплетены из каменного кружева. Издали они кажутся почти невесомыми, сотканными из паутины, устремленными ввысь. Внутри замираешь и тихо обходишь каждую капеллу, любуясь скульптурами, надгробиями, фантастическим разноцветьем витражей и бликов…

Больше звезд — меньше духа

Чем больше звезд присваивает путеводитель «Мишлен» городу, тем больше в нем туристов, ларьков с сувенирами и толчеи. И тем меньше в нем остается настоящего средневекового духа. Маленькие городки дают возможность глубже заглянуть в культуру страны и проникнуться ее очарованием. Эти городки похожи на торты с башенками в виде замков: хочется отломить кусочек и положить за щеку. В центре площадь, на ней обязательно есть фонтан, вокруг лепятся средневековые домики с аркадами на первом этаже, над черепичными крышами видны шпили собора. Таков и маленький уютный Локронан, и Байё, в котором хранится знаменитое средневековое полотно с изображением сцен завоевания Вильгельмом Нормандским Англии.

И конечно, Сен-Мишель. Вот ты минуешь пыльную дорогу, по которой течет нескончаемая людская река, входишь в городские ворота, поднимаешься по извилистым улочкам, опоясавшим гору, на самую вершину, где стоит древний монастырь. Это причудливое сочетание романских и готических церквей, террас, лестниц, гулких залов и тенистых двориков. Из большинства окон открывается шикарный вид: на океан и туманную полоску суши, на болотистые соленые поля, переливающиеся на солнце пастельными оттенками серого и зеленого… Стоит абстрагироваться от окружа­ющей суеты — и в аркаде готического двора или за изящной колонной собора обязательно мелькнет монашеская сутана, ты услышишь тягучие звуки органа и перенесешься в XV век…


Мон-Сен-Мишель

Одним из обязательных пунктов программы любого путешественника по Нормандии является остров-крепость Мон-Сен-Мишель. Он совершенно уникален из-за своего расположения: в месте впадения в океан трех рек (Сэ, Сэлюн и Куэнон) высится гора, на пике прилива она раньше становилась островом, путь к суше преграждала океанская вода. О купании здесь и думать забудьте. Во время прилива вода отступает на 15 км, а приливная волна разгоняется до 30 км/ч. Сейчас к Мон-Сен-Мишелю ведет дамба, выстроенная в 1885 году.


Полезные советы

Баржа
Она оправдала все наши ожидания. Такой способ путешествовать дает большую свободу при абсолютной автономии. Любители активного отдыха могут ездить на велосипеде по окрестностям, смотреть замки и городки, фанаты рыбной ловли — сидеть хоть весь день с удочкой и ждать своего сома, а книгочеи и прочие ленивцы — с удовольствием лежать на солнце с книгами, наблюдая за сменой проплывающих мимо пейзажей. Размеренная неспешная жизнь на корабле затягивает необычайно.

Баржами в Европе называют небольшие самоходные речные суда. Они бывают самые разные: от старых десятиместных «калош» до спортивных двухместных корабликов. Наша баржа состояла из двух уровней. На первом — четыре двухместные каюты, два туалета и два душа. На втором уровне расположена кают-компания с большим столом и угловым диваном, а также кухня и рубка. В носовой части корабля на палубе имеются столик и лавочка, в кормовой — лавочки под крышей. Устройство простое и удобное, удачно спланированное и приспособленное не только для отдыха, но и для жизни. Десяти членам нашего экипажа (шестеро из них — дети) на корабле было просто замечательно! Аренда баржи обошлась нам почти в 6000 евро, но оно того стоило.


Судоподъемник и парк
Место, где канал Марна — Рейн преодолевает Северные Вогезы, наверное, самое интересное на всем маршруте. Вокруг зеленые холмы и горы, на скалистых вершинах которых стоят замки (в Лютцельбурге и в Саверне). Сам канал прилепляется то к левому, то к правому склону гор. Раньше на преодоление подъема корабли тратили больше 10 часов, проходя 18 старых шлюзов с ручным управлением. В 1966 году французы построили новое устройство, поднимающее баржи вместе с каналом на высоту 40 м. Размер перемещаемой части канала стандартный. Но самое интересное, что те 18 бездействующих теперь старинных шлюзов французы не забросили. Их сделали парковой зоной, распродав живописно стоящие домики смотрителей шлюзов под ресторанчики, кафе и дачи. Вдоль всех шлюзов тянется пешеходная и велосипедная дорожка, по которой можно съездить от действующего канала туда и обратно минут за 40.


Карты и навигация
Мы берем навигатор «ТомТом» на КПК. На втором большом экране ставим подробную топографическую карту в OziExplorer. Навигатор с подробной топокартой очень удобен и в машине, и на корабле: всегда знаешь, что вокруг тебя, какие населенные пункты, горы и реки, гораздо легче определяться с остановками, стоянками, местами для купания, отдыха и дикого кемпинга.


Путеводители
Основную информацию можно брать из мишленовских путеводителей по регионам (Эльзас, Лотарингия, Шампань; Северная Франция и регион Парижа; Нормандия; Бретань). Еще мы использовали путеводители Dorling Kindersley, а также главы из LonelyPlanet. Карты можно найти и в местных турбюро.


Снаряжение

  1. Газовый баллон на 5 л Campingaz с двухконфорочной газовой плиткой.
  2. Кемпинговая палатка с двумя спальнями.
  3. По надувному матрасу в каждую спальню.
  4. Складные стол, табуретки и шезлонг.
  5. Спальники, простыни, флисовые пледы.
  6. Электрическое снаряжение: макбук, светодиодная «люстра» в палатку и налобники, фотоаппарат, объективы, видеокамера, электронные книги, рации и телефоны, картридер, аккумуляторы и зарядки.
  7. Велосипеды. Для четырехлетней дочери взяли велокресло (для городов) и трубу trailgator, чтобы присоединять ее велосипед к родительскому на больших дистанцях.
  8. Сборный мангал для барбекю, уголь.


Дикий кемпинг
Если вы путешествуете с палаткой по Европе, вы можете ночевать не только в специально отведенных для этого местах — кемпингах, но и в лесу, поле или на берегу водоема, если эта территория не является частной и не относится к заповеднику, национальному парку, охраняемой зоне и т.п. Таков порядок в Польше, Венгрии, Словении, Франции, Испании, Украине, Белоруссии, Литве и Сербии. В Италии дикий кемпинг запрещен, но если встать вечером так, чтобы не было видно с дороги, не жечь костер, не мусорить и не шуметь, то проблем никаких не будет. Максимум — вас попросят уехать. Правило не жечь костер и не стоять более одной ночи стоит применить к дикому кемпингу во всех странах. Если вы собираетесь устраивать такой отдых, то имеет смысл держать в машине двадцатилитровую пластиковую канистру с водой и автодуш.


текст: Анна ЯНОЧКИНА
фото: Кирилл ЯНОЧКИ

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№4 апрель 2013

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты