Умных — к умным

Рассказ о трофи-марафоне «Pro-X 2012» от первого лица

И придумали организаторы новый зачет для стандартных внедорожников. И назвали его Smart, что по-ненашему означает «умный». И отправился я участвовать в гонке, с каждым днем все отчетливее осознавая, что ума мне явно не хватало…

Жаркое летнее солнц е, к онечно, хорошо и приятно, но не когда спишь в салоне внедорожника, стоящего на открытом месте. Правда, когда я парковался, то считал, что деревья обеспечат тень, и они бы так и поступили, но солнце взошло не с той стороны, с какой я ожидал. Заспанный и взмокший вываливаюсь из кабины и вижу большую поляну у базы отдыха «Межутоки», сплошь заставленную грузовиками, полуприцепами и спортивными машинами. Сегодня первый день трофи-марафона «Pro-X 2012». И на этот раз я не просто журналист. Я спортсмен, участник нового зачета Smart, в котором едут только стандартные машины.

Поскольку мой внедорожник теперь стандартный, технический комиссар опечатал стационарную лебедку. Точно так же он поступил с остальными стандартными машинами в зачете, потому что без лебедок среди «Умных» практически никого не оказалось. С трудом нашлись и свободные от наклеек места для того, чтобы разместить стартовые номера и кучу рекламы.

Я был доволен

Утром после официального открытия гонки нас привезли на заброшенный элеватор. Это не стало для меня сюрпризом, потому что прошлогодний пролог проходил здесь же. Трасса для спортсменов была готова, и на ней уже толкались зрители и журналисты. А секцию для «Умных» ставили прямо на наших глазах. Когда появились ворота, я поинтересовался у Олега Романова, лично втыкавшего вешки: как мы должны тут ехать на стандартных машинах? На что чемпион России ответил, что не видит никаких сложностей в проезде ворот, и тут же проехал на своем «гражданском» G-классе через одни из них. Но на мою просьбу примять траву перед остальными ответил, что не собирается показывать всю трассу, мол, сами катайте. Участники были совершенно не против, все кроме меня. Потому как именно мне предлагалось «открыть сезон». Я нахватал штрафов за задний ход, зато остальные ехали потом как по асфальту. Вторую попытку на уже раскатанной трассе мне не дали. Но впереди меня ждали несколько дней увлекательного ориентирования по дорожной книге, и я не стал обращать внимание на какие-то мелкие неприятности.

Пока мы развлекались в секции триала для самых маленьких, спортсмены зачетов Light и Open крушили колесами бетонные руины и колбасились в болоте. Они искали утонувшие сендтраки под слоем торфа, таскали реечные домкраты и «лебедились», в общем, вели максимально активный образ жизни. Спортсмены-трофисты — они такие, им чем хуже, тем лучше.

Катарсис

На следующий день нам раздали дорожные книги с легендой маршрута, а в к ачестве дополнительного з адания велели найти и сфотографировать объекты, находящиеся в приложении. В основном это были таблички с разными надписями и столбы с цифрами.

Маршрут был проложен по живописным лесным дорожкам, и если бы расстояния, указанные в роад-буке, с оответствовали действительности, то я бы получил большое удовольствие от спецучастка. Вторым неприятным моментом был секундомер в качестве мерила наших достижений. Он превратил езду любительского зачета в клон зачета спортивного с той лишь разницей, что спортсмены медленно таскались на лебедках, а «смартовцы» летали по лесным дорогам на бешеных скоростях, изображая из себя раллистов.

На следующий день все повторилось как под копирку, только СУ был меньше, расстояния бились получше, а скорости были еще выше. Каждый новый день я встречал все более злым, и рано или поздно меня должно было прорвать. Я боялся, что это случится, потому что, несмотря на все косяки с организацией зачета, мне нравились как само мероприятие, так и его организаторы, и не хотелось вываливать на них свой негатив. Но новый день добил меня.

Суть марафона в том, что все спецучастки на нем представляют разные внедорожные дисциплины. Следующий СУ был кольцевой песчаной гонкой. Нас, «Умных», пустили первыми и не всех кучей, как спортсменов, а по одному. Но утром на информационном стенде так и не появилась точка старта и один из организаторов по доброте душевной выдал мне координаты того, что он считал таковой. Следует ли удивляться, что последующие полтора часа я рыскал по окрестным дорогам в поисках того самого заветного карьера, где должна была состояться гонка. Искомое найдено не было. Я вернулся в лагерь с одной-единственной мыслью в голове — найти главного судью и убить его. Но он сам нашел меня — выехал мне навстречу из ворот базы. Между нами состоялся короткий диалог, в ходе которого я титаническим усилием воли удержал в узде свои сильно натянутые нервы, после чего отправился вслед за ним на точку старта. Ознакомление с трассой состоялось после того, как включили секундомер, поэтому во время первого из пяти кругов я искал нужную дорогу среди ленточек, во время второго круга во мне произошел некий перелом, а три оставшихся до финиша я ехал «на все деньги» со стрелкой тахометра, дергающейся неподалеку от красной зоны.

Я проехал финишный створ и почувствовал, что злобы во мне больше нет, видимо, она зацепилась за один из виражей и отстала, а может быть, просто впиталась в песок под колесами. Я, собиравшийся все бросить и уехать домой, решил остаться и во что бы то ни стало проехать гонку до конца.

Умнеем

Организаторы также пересмотрели организацию зачета. На следующий день нас ждало нелинейное ориентирование без секундомера с элементами GPS-квеста. Уже третий день мы ездили двумя машинами, компанию мне составил Николай Виноградов с семьей. Он так же, как и я, не горел желанием носиться как угорелый, и мы просто катались, собирая точки и любуясь окрестностями. На сегодняшнем спецучастке наша импровизированная команда стала еще больше. У претендентов на победу в зачете Light Антона Бекнева и Аркадия Аронова закончился мотор, и они прекратили борьбу за пьедестал. Скучающий Красный (прозвище рыжеволосого Аркадия) был моментально взят нами в оборот в качестве ведущего навигатора.

Этот, уже пятый по счету спецучасток, стал первым по-настоящему «умным». Спокойная езда, вдумчивое ориентирование. Жаль, точек было немного и маршрут не сверхпротяженный и случился уже под самый занавес гонки.

Впереди еще был день триала напополам с рокроулингом для спортсменов и езда между ленточками для нас, любителей. Этот заключительный день гонки получился самым зрелищным и красивым. «Котлеты» зачета Open и подготовленные машины Light карабкались по почти отвесным стенам на лебедках, ревя моторами, преодолевали рельеф и скатывались с крутых склонов. Вокруг ходили толпы восторженных зрителей, то и дело фотографируя машины и спортсменов.

На позитиве

После того как победителям вручили призы и медали, официальная часть закончилась и Юрий Селифонов, главный организатор гонки, вышел на сцену с электрогитарой в руках и вместе с несколькими профессиональными музыкантами устроил настоящий концерт для собравшихся.

Гонка закончилась, участники разъехались по разным городам и странам. Вернулся домой и я. И почувствовал, что мне не хватает той атмосферы, которая царила на трассах соревнования и в базовом лагере. Понял, что мне было очень хорошо в эту дождливую и холодную неделю в конце июня. И еще одно осознал со всей очевидностью: я обязательно поеду на «Pro-X 2013». Может быть, участником, а может, и организатором. Кто знает…

Победители соревнования
МестоПилотШтурман
Категория Smart
1Алексей МалышевНиколай Петухов
2Михаил КузьминыхТатьяна Чих
3Леонид Миндель
Категория Light
1Алексей СергеевАлексей Коротаев
2Александр ТюринНаталья Тюрина
3Алексей ШпенкинПавел Емелин
Категория Open
1Илья СавельевСергей Серегин
2Вилнис ЗейзаАйгар Зейза
3Елена АлямовскаяДмитрий Алямовский

текст: Лёня НЕМОДНЫЙ
фото: Андрей СУДЬБИН и автор

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№8 август 2012

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты