Ярославские зарисовки

Путешествие выходного дня

Путешествовать по древним городам всегда интересно. Ведь в них, помимо памятников архитектуры, сохранилось множество легенд, передающихся из поколения в поколение. Ярославль относится именно к таким. В нынешнем году ему исполняется 1000 лет — согласитесь, возраст немалый

Выезжаем из Москвы ранним утром на Hyundai Tucson, который находится в редакции на длительном тесте. Автомобиль в полной мере соответствует таким путешествиям: большая часть запланированного маршрута проходит по дорогам с асфальтовым покрытием, однако вероятность слегка поковырять грязь все же есть. Салон машины довольно комфортный, а просторный багажник с легкостью поглотил нашу поклажу — две дорожные сумки и кофр с фотокамерой.

До Ярославля добраться просто: выезжаем на трассу М8 и мчимся по ней, разумеется, соблюдая скоростной режим. Перед Переславлем-Залесским уходим на объездную дорогу, и хороший асфальт тут же заканчивается. Множество ям и колдобин: у нашего «тушканчика» отнюдь не маленький клиренс (минимально 185 мм по итогам редакционных замеров в сравнительном тесте прошлого номера), позволяющий без ущерба для машины преодолевать подобные дорожные препятствия. К счастью, на ухабах тряслись недолго и, без потерь миновав кусок объездной дороги, вновь выехали на приличный асфальт.

Дача знаменитого поэта

По пути решаем заехать в Карабиху, что в 15 км от Ярославля. По указателю на Красные Ткачи сворачиваем с М8 и примерно через 20 минут оказываемся у ворот музея Н.А. Некрасова. Надо отметить, что в отличие от многих русских усадеб, которые сегодня стоят в руинах, архитектурный ансамбль здесь сохранился неплохо.

Входим на территорию имения. Первое, что нас поражает, это его размеры. Да, «некислая» дачка была у поэта Некрасова!

Карабиха построена в конце ХVIII столетия по дворцовому типу в стиле классицизма, который был весьма моден в то время. В центре архитектурной композиции — Главный дом с портиком и бельведером, а по бокам, как водится, восточный и западный флигели, в былые времена соединявшиеся с домом галереями. Они являлись жилой зоной для хозяев и их гостей. Естественно, имелись и хозяйственные постройки (конный двор, каретная, людская и другие), которые довольно удачно вписывались в ансамбль. А для прогулок, как полагалось, были разбиты регулярный и пейзажный парки — они сохранились, но былую красоту, увы, утратили.

Даже в наше время можно понять, что на возведение имения ушли немалые средства. Заказчиком на строительство усадьбы, которую мы видим сегодня, был не кто-нибудь, а ярославский бернатор Михаил Голицын. Именно у его родственников впоследствии приобрел поместье Н.А. Некрасов, причем за весьма большие по тем временам деньги — около 40 000 руб. серебром.

В ходе экскурсии по Главному дому (в нем расположена основная экспозиция музея) мы узнали, что поэт провел здесь десять весьма плодотворных летних сезонов. В Карабихе Некрасов написал много стихов и свои знаменитые поэмы «Мороз, Красный нос», «Русские женщины», «Кому на Руси жить хорошо».

Если поэт в основном творил, то его брат Федор занимался в усадьбе хозяйственной деятельностью, причем тоже весьма успешно. Например, здесь был винокуренный завод. При покупке имения он находился в запустении, однако Федор Некрасов развил и расширил предприятие, которое стало приносить годовой доход почти в 100 000 руб. серебром. Брат поэта жил в Карабахе со своей многочисленной семьей — у него было 12 детей. Кроме того, здесь собирались гости, так что было шумно и весело, а нынче — тишина и умиротворенность, как, впрочем и в любом другом музее.

Мы осмотрели большой дом, где представлены вещи, принадлежавшие поэту, фотографии его собратьев по перу, родственников, экземпляры прижизненных изданий, а также неплохо сохранившиеся и весьма интересные предметы интерьера и мебель некрасовской поры.

Впереди — Ярославль

Побродив еще немного по парку, возвращаемся к нашему Hyundai Tucson и держим курс на Ярославль. Въезжаем в город по Московскому проспекту. Несмотря на ремонт дорог и некоторые изменения в организации движения, без труда находим гостиницу «ЯрославльЭксетер» на ул. Некрасова (поэта здесь чтут и любят: его именем названа улица, на набережной установлен памятник), где мы заблаговременно забронировали номер. Решив бытовые проблемы, отправляемся в центр города, так как там расположены все основные архитектурные памятники. Конечно, древний Ярославль был намного меньше современного, поэтому на его окраинах можно увидеть только архитектурные «изыски» последних десятилетий из стекла и бетона.

Исторический центр

Самые первые постройки находились у слияния рек Волги и Которосли, в местечке, называемом Медвежий Угол. Согласно одной из легенд князь Ярослав Мудрый, правивший тогда в Ростове, заботясь о безопасности своей вотчины, на месте языческого селения образовал город-крепость, который назван в честь князя Ярославлем. Что удивительно, это имя никогда не менялось и сохранилось до сих пор. Разумеется, все постройки того времени были деревянными и канули в Лету — одни сгорели, другие были разрушены и впоследствии сгнили.

Самое древнее каменное строение в городе — Спасо-Преображенский собор, освященный в 1516 году. Его можно увидеть на территории одноименного монастыря. Сразу скажу, что кремля в Ярославле нет: разумеется, он был, но сгорел в 1658-м. Роль форпоста играл именно Спасо-Преображенский монастырь, который, кстати, в XVIII веке входил в число 16 самых крупных обителей России. Он окружен мощными стенами с башнями, вдоль которых мы уверенно передвигаемся и сегодня. Поворачиваем на улицу Нахимсона и паркуемся. Объехать весь центр на авто не получится, так как здесь очень много знаков «Движение запрещено». Они есть, например, на всех подъездах к Ильинской площади, на некоторых участках набережной и в примыкающих к ней переулках. Подчиняемся местным правилам и дальше идем пешком.

В центре обращаем внимание на огромное количество церквей. Интересно, а сколько же храмов здесь было, например, в XVIII или в XIX веке, до уничтожения многих из них в советское время? Наверно, раза в два больше...

Золотой век

Конечно, подробно описывать каждый памятник архитектуры нет смысла, но, поверьте, среди них есть весьма любопытные. Надо отметить, что золотым веком для Ярославля был семнадцатый. Говоря современным языком, именно в то время местная экономика переживала подъем — развивались различные ремесла, соответственно росли доходы местных купцов. Богатые люди возводили не только роскошные усадьбы, в которых жили, но и культовые сооружения. По сохранившимся церквям и соборам видно, что денег на храмы купцы не жалели. Например, на средства семьи Скрипиных построена красивая церковь Ильи Пророка, богато украшенная фресками кисти знаменитых Гурия Никитина и Силы Савина. А выстроенная в 1684– 1693 годах из красного кирпича и декорированная поливными изразцами церковь Богоявления возводилась купцом Зубчаниновым. Благодаря таким заказам в богатом Ярославле сформировалась своя школа архитектуры и живописи, плодами которой мы восхищаемся до сих пор.

Особняки на набережной

Кроме культовых построек, в Ярославле неплохо сохранились и гражданские. Старинные особняки можно увидеть на живописной набережной Волги — к примеру, дом губернатора, построенный в 1820 году местным архитектором Паньковым. Правда, сегодня глава города в нем не проживает — здесь расположен художественный музей. На той же набережной можно заглянуть и в первый частный музей «Музыка и время», основанный в 1993 году Джоном Мостославским, заядлым коллекционером антиквариата.

Погуляв по центру, мы изрядно проголодались. Надо отметить, что небольших ресторанчиков и кафе в Ярославле предостаточно, и цены в них приемлемые, что особенно порадовало. Полноценный обед (не комплексный, естественно) на двоих обошелся нам чуть больше 600 руб. Мы возвращаемся к машине и собираемся в обратный путь.

Визитная карточка

Но есть еще одно место, куда мы хотели заехать, — это район Толчково. Когдато он был юго-западным предместьем Ярославля, ну а сейчас, естественно, находится в черте города. Именно там возвышается грандиозный по размерам пятнадцатиглавый (!) храм Иоанна Предтечи, сооруженный в ХVII веке, причем в отличие от вышеупомянутых он построен на вклады и пожертвования прихожан, а не богатых купцов. На него имеет смысл взглянуть вживую и сравнить этот памятник архитектуры с изображением на купюре достоинством 1000 руб.

При ближайшем рассмотрении поражают обилие и красота внешнего декора. Здесь и лекальный кирпич в виде бусин, розеток, косичек, кокошников, и цветные изразцы, которые в сочетании с краснокирпичной резьбой придают храму нарядный вид. По словам местных знатоков, внутреннее убранство не уступает внешнему, но, к сожалению, храм был закрыт, и рассмотреть фресковую живопись нам не довелось.

На этом небольшой вояж по Ярославлю закончился, и в уже сгущавшихся сумерках мы вернулись в столицу. Честно говоря, Ярославль оставил самые приятные впечатления: приветливые жители, с радостью отвечавшие на наши вопросы, довольно неплохой уровень обслуживания, а главное, большое количество памятников архитектуры и истории, которые невозможно осмотреть за одну поездку. Так что в Ярославль и его окрестности мы, наверное, наведаемся еще не раз.


Бытовой момент

Планируя вояж, мы, естественно, заглянули в интернет и обнаружили достаточное количество предложений по расселению, причем на любой вкус (от старинного особняка до речного дебаркадера) и кошелек. Впрочем, здесь нет ничего удивительного — Ярославль входит в маршрут Золотого кольца. Предпочтение было отдано гостинице «Ярославль-Эксетер», места в которой забронировали заранее. За 2750 руб. (столько стоит двухместный номер в сутки с завтраком) мы получили возможность пожить в двухэтажном особняке ХIХ века, когда-то принадлежавшем ярославскому купцу Вахромееву. Конечно, внутри здания интерьер современный, но внешний антураж сохранен. Перекусить или полноценно пообедать в Ярославле тоже не составит труда. Выбор неплохой — от привычного уже фастфуда «Макдональдс» до вполне респектабельных ресторанов. С топливом тоже особых проблем не будет — заправки есть и на трассе, и в самом Ярославле. Правда, к счастью, аппетит нашего Hyundai Tucson, под капотом которого был дизельный движок, оказался умеренным: залив в Москве полный бак топлива, мы заправились уже на обратном пути при въезде в столицу.


текст: Галина АНДРОНОВА
фото: автор

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№3 март 2010

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты