Северный лес

Снежно-ледовая гонка. Впервые в России проходит этап Кубка FIA по бахам

Впервые в России проходит этап Кубка FIA по бахам. И снова, как и в старину, в город Петра приехали «все флаги в гости», чтобы сразиться на уникальной для этой серии снежно-ледовой трассе

Характерно, что FIA перед самой гонкой приняла решение назвать «Северный лес» первым этапом Кубка FIA, но так как вся документация была напечатана заранее, то везде указывалось, что это второй этап. Первый должен был пройти в конце января в Саудовской Аравии, но по заявлению FIA организаторы не сдержали обещание допустить к старту экипажи, в составе которых есть женщины. Мусульманские традиции Саудовской Аравии не позволяют представительницам прекрасного пола принимать участие в автомобильных соревнованиях, и в данном случае Коран оказался сильнее международных договоренностей. Что поделать, мир многополярен, и следует уважать обычаи стран с иным укладом жизни.

Снег и лед

За свою историю «Северный лес» неоднократно стартовал в центре Санкт-Петербурга, а для зрителей традиционно проводится зрелищный спецучасток.

Особенностью гонки обычно является уникальное сочетание хорошей погоды и снежно-ледового покрытия трассы, этим она выделяется и среди этапов Чемпионата России и, теперь, среди этапов Кубка FIA по бахам, что дает гонщикам редкий опыт пилотажа на шипованных шинах по льду.

Напомню, что бахой называют официально признанную разновидность ралли-рейда, проходящую по пересеченной местности и дорогам общего пользования.

Баха обычно занимает одиндва дня (плюс день на техническую инспекцию и пролог), а длина трассы не превышает 1200 км.

Справка

Ралли-рейд «Северный лес» проводится с 2003 года в Ленинградской области. В 2003, 2004 и 2005 годах гонка проводилась в статусе этапа Чемпионата России по ралли-рейдам, но наблюдатели FIA уже присутствовали. В 2006 году гонка впервые включена в календарь FIA, а в 2007 году это уже полноценное международное соревнование, получившее высокую оценку участников, среди которых было несколько иностранцев, и гостей. В прошлом, 2008 году гонка проходила как кандидат FIA International Cup for Bajas.

В этом году гонка «Санкт-Петербург – Северный лес» – первое и единственное российское соревнование со статусом этапа Международного кубка FIA по бахам, которое проводится в странах, расположенных в разных климатических зонах мира: в Саудовской Аравии, Италии, Испании, Венгрии, Великобритании и Португалии. Как уже говорилось выше, теперь есть и российский этап, кстати, единственный снежный.

Участники Кубка FIA – известные во всем мире спортcмены-рейдовики – такие, как Люк Альфан, Хуан Рома, Насер альАтиях, Бруно Саби, Хироши Мацуока и российские спортсмены – Леонид Новицкий, Борис Гадасин и другие.

Участники

Предварительный список участников выглядел внушительно: кроме ведущих российских спортсменов, титулованных чемпионов России и призеров этапов международных соревнований заявили о своем участии зарубежные гонщики из Чехии, Италии, Украины, Белоруссии и Латвии. Многие представили новые или модернизированные автомобили: например, Борис Гадасин выступает на заводском Nissan 2006 года, двигатель которого подготовлен при сотрудничестве американо-венгерской команды Xsport. Машина Алексея Беркута еще не вернулась с «Дакара», поэтому спортсмен стартует на арендованном Mitsubishi Evolution.

За годы проведения гонки трасса практически не изменилась; как сообщил на предстартовой пресс-конференции Игорь Кан, найден оптимальный, проверенный временем маршрут. Единственным новшеством стал объезд села Портовое, что удлиннило трассу на 3 километра, но позволило обезопасить местных жителей от проносящихся на максимальной скорости машин.

И еще одна особенность этого соревнования: все автомобили международного зачета были «обуты» в моношины Michelin.

Старт

Вечером 26 февраля на Исаакиевской площади дан старт «Северного леса – 2009». Спортсмены проезжали не просто через арку или подиум, а под хитрой конструкцией с прожекторами, в свете которых гоночные автомобили выделялись ярким пятном на фоне мрачноватой, но прекрасной архитектуры старого Петербурга. Легкий снежок осыпал зрителей и машины, и, мне кажется, несмотря на традиционно промозглую питерскую погоду, ощущение праздника не покидало всех присутствующих на площади.

В пятницу состоялся Суперспецучасток – небольшая, но зрелищная трехкилометровая парная гонка, проложенная на стадионе «Ладога» в шестидесяти километрах от Санкт-Петербурга. Чередование прямых разгонных участков и извилистых рулежных кусков делало ее очень интересной. Интриги добавляло то обстоятельство, что стартуют соперники плечо к плечу и едут по трассе, то дыша конкуренту в спину, то ощущая его дыхание на своей.

Короткий ССУ незначительно влиял на итоговые результаты, однако в его рамках проходил Кубок губернатора Ленинградской области, и спортсмены боролись в полную силу!

Стартовавшие первыми участники международного зачета сразу задали высокий скоростной режим гонки, и, казалось, Гадасин, Заплетал и Мисиков поделят подиум, однако выступление пилота национального зачета Юрия Боровикова чуть не перетасовало результаты: он проехал почти так же быстро, как и Руслан Мисиков, отставание составило всего 5 секунд. Пилоту ВАЗ-2123 из Тольятти вручен специальный приз администрации Кировского района. Администрация хотела вручить живого гуся, но посчитали, что сойдет и свежемороженый. Настоящей сенсацией стало выступление в последнем заезде латыша Райвиса Зелтинша, показавшего лучшее время трассы – 3 минуты 38 секунд. Трехкратный чемпион Латвии обогнал нескольких чемпионов России и обладателей Кубка FIA, однако впереди было еще два полноценных гоночных дня.

Не повезло на ССУ известному трофисту, с недавних времен выступающему в ралли-рейдах, Михаилу Анциферову – Bowler Wildcat вылетел с трассы и не смог продолжить гонку до истечения контрольного времени, перекрыв дорогу другому экипажу на «Волге».

Награждали победителей Суперспецучастка возле музея-диорамы «Прорыв блокады Ленинграда». Первое место – Зелтинш, второе – Гадасин, третье – Заплетал.

А где же КамАЗы?

Традиционно задаваемый вопрос зрителей на ралли-рейдах: «Почему на «Северном лесе» нет КамАЗов?». Ответ простой: трасса узкая и извилистая, и большие грузовики просто не помещаются между деревьями.

Суббота

Утром стартовала основная гонка. В этот день состоялись три СУ. Ожидалось, что трасса будет ледовой, но перед гонкой и во время нее шел снег. Первые участники пробили в снегу колеи, и разница в ширине машин сделала непростым прохождение круга как более узким, так и более широким машинам – участники жаловались, что не попадают в колеи. Обычно на первом круге спортсмены вкатываются в гонку, привыкают к машине, а некоторые и заново вспоминают технику пилотирования на скольком покрытии. Особенно непривычно было иностранным гостям, ведь таких трасс у них попросту нет. Нелегко приходилось и российским гонщикам: несмотря на то, что гонка «Северный лес» проходит уже несколько лет по одной и той же трассе, покрытие меняется каждый год. Однако латвийские экипажи ехали гораздо быстрее наших спортсменов. И было ощущение, что они лучше умеют ездить по скользкой поверхности, уверены в себе и своих машинах.

Езда по скользкому покрытию (снег, а под ним лед) кому-то доставила удовольствие, а кому-то проблемы: многие «встретились» с деревьями, но сходов на первом в этот день СУ-2 не было.

Минус кардан

Проблемы с техникой начались у фаворита гонки Бориса Гадасина – на первых пяти километрах его автомобиль потерял задний кардан и почти весь круг ехал только на переднем приводе. Однако это не помешало спортсмену показать неплохое время и всего лишь чуть меньше четырех минут уступить Руслану Мисикову. Второе и третье время на СУ показали Александр Мироненко и Алексей Денисов. Мирослав Заплетал (четвертый результат) привыкал к трассе, а у итальянского экипажа Джованни Манфринато возникли проблемы с трансмиссией.

На сервисе между вторым и третьим СУ механики Гадасина починили его автомобиль, и он рванулся догонять соперников. На третьем спецучастке Гадасин опережает Мисикова, показывает лучшее время и становится лидером гонки.

В ралли-рейдах конечный результат зависит не только от быстроты пилота, но и от надежности техники, и уже на третьем СУ начались сходы. «Кончился» двигатель у Константина Жильцова, а Ярослав Соловьев пробил радиатор и не доехал до финиша спецучастка. Прямо в сервисном парке у Toyota экипажа, выступающего под псевдонимами «Fast» и «Ronin», поломался редуктор.

Экзотично на финише СУ-3 выглядел Mitsubishi под номером 20: штурманская дверь была привязана сзади. Некоторые экипажи, например Манфринато, теряли колеса и вынуждены были останавливаться для их замены, в итоге показав плохое время.

Чемпионат Латвии

Машины, участвующие в чемпионате Латвии, готовятся по несколько иным техтребованиям, чем их российские собратья. Основное отличие – отсутствие ограничения в мощности мотора. Необходимые по российским требованиям рестрикторы здесь не применяются, поэтому зачастую на прямых латыши ехали быстрее. Кроме того, на прологе машины латвийских участников были обуты в кроссовую резину, и они стартовали последними, когда первые гонщики уже разбили на трассе лед. Поэтому победивший на Суперспецучастке экипаж Райвиса Зелнитса обладал некоторым гандикапом, что не принижает мастерства спортсмена.

Руслан Мисиков

Героем гонки оказался Руслан Мисиков (на фотографии справа), который отдал кардан со своего боевого автомобиля Борису Гадасину. В тот момент, когда у Гадасина сломался кардан, техничка Бориса не успела еще подьехать, и Руслан предложил перекинуть кардан со своего авто на машину Бориса, тем самым показав, что Руслан не только хороший организатор и спортсмен, но и отзывчивый друг, готовый помочь даже своему сопернику по гонке.

Перевороты

Прямо в зрительской зоне исполнил переворот Юрий Боровиков, но подоспевшая толпа поставила машину на колеса, и она продолжила гонку. Как рассказал Юрий, он всю трассу ехал вслед за экипажем Логинова на Mitsubishi, в снежном шлейфе, вследствие чего на прямике всего за 500 метров до финиша не увидел кочку. Машина просто перевернулась в воздухе, мягко приземлившись затем в елки.

Смешно до слез было экипажу Фролова и Царева. На первом кругу они «поймали» дерево, что в принципе не повлияло на результаты. Но второй круг внес свои коррективы, и именно это дерево второй раз перешло дорогу экипажу. Возникли серьезные проблемы: оторвалась шаровая опора, и колесо оказалось зажатым в колесной нише. Как результат оно через некоторое время разбортировалось, и дальше экипаж поехал на диске. Пришлось остановиться и ставить запаску, но вскоре «взорвалась» и она, так что финишировали на голом диске.

Результаты второго дня оказались предсказуемыми – лидерство захватил Борис Гадасин, вторым стал Руслан Мисиков, третьим – Александр Мироненко. В классе Т2 лидер – Алексей Денисов, за ним следуют Виктор Воликов и Артем Варенцов, в кубке РАФ первое место у Алдиса Вилцанса, второе – у Юрия Боровикова, третье – у Сергея Кравцова.

Против часовой стрелки

На третий день трассу закрутили в обратную сторону, то есть все траектории, накатанные в предыдущий день, стали мешать гонщикам, и трасса, несмотря на похожесть, стала совсем другой. На последних двух спецучастках у всех присутствовавших оставалось предвкушение отчаянной борьбы, ведь Руслан Мисиков проигрывал Борису Гадасину всего полторы минуты, остальные тоже показали неплохое время, и единственная техническая проблема, например, пробитое колесо, могла решить исход борьбы. Но чуда не произошло – Гадасин победил со значительным преимуществом.

Курьезный случай произошел с экипажем под номером 34. Как известно, по завершению гонки боевые машины ставятся в ЗП (закрытый парк). Так вот, едва они успели въехать туда, у их автомобиля из подкапотного пространства буквально повалил дым. Механики всех команд, пилоты и штурманы зааплодировали. Это надо ж было так: проехать всю трассу, уложиться в норму времени, заехать в ЗП и «взорваться»!

Международная баха «Северный лес» завершилась победой сильного экипажа Бориса Гадасина и Владимира Демьяненко. Чемпион России 2008 года по ралли-рейдам Руслан Мисиков занял второе место, третье досталось чехам Мирославу Заплеталу и Владимиру Немайеру.

Перспективы и развитие

«Северный лес – 2009» был ориентирован в первую очередь на международный зачет. Организаторы гонки несколько лет бились за придание соревнованию международного статуса, но иностранцев было все-таки не так много, как хотелось бы им увидеть. Из звезд мирового ралли-рейдового сообщества кроме российских спортсменов присутствовал один только чех Заплетал (седьмое место на «Дакаре» в этом году), остальные зарубежные участники, даже приезжавшие до этого на «Северный лес», не спешат снова появляться здесь. Причин для этого много: и «нестандартность» покрытия трассы, и насыщенность международного календаря, и недавно завершившийся « Дакар» (автомобили некоторых российских гонщиков не успели приплыть на пароме из Южной Америки, а ведь еще нужно восстановить технику). Неудивительно, что даже российские спортсмены, регулярно выступающие за рубежом, также не приехали на «домашнюю» гонку, ведь «Северный лес» – короткая и очень техничная баха, требующая не только надежной машины, но и филигранной техники пилотирования автомобиля.

Как заверили организаторы, в следующем году гонка не потеряет своего международного статуса, однако многие отмечали, что появилась несогласованность с Чемпионатом России: если результаты международного зачета появлялись практически мгновенно, то российские классы обсчитывались с большими задержками. Тем не менее верится, что команда организаторов справится с проблемами, и в 2010 году гонка будет еще ярче и лучше.

Международный зачет
Т1 и «Абсолют»
1ГАДАСИН Борис ДЕМЬЯНЕНКО Владимир
2МИСИКОВ Руслан ТАЛАНЦЕВ Сергей
3ЗАПЛЕТАЛ Мирослав НЕМАЙЕР Владимир
Т2
1ВАРЕНЦОВ Артем ЕЛАГИН Роман
2ВОЛИКОВ Виктор ВОЛИКОВ Анатолий
3БОНДАРЕВ Игорь ГОРЕЛОВ Александр
Чемпионат России
Т1 и «Абсолют»
1ГАДАСИН Борис ДЕМЬЯНЕНКО Владимир
2МИСИКОВ Руслан ТАЛАНЦЕВ Сергей
3МИРОНЕНКО Александр НЕШИН Андрей
Т2
1ОЛЕЙНИКОВ Александр КУЗМИЧ Алексей
2ВАРЕНЦОВ Артем ЕЛАГИН Роман
3ВОЛИКОВ Виктор ВОЛИКОВ Анатолий
«Национальный»
1БОРОВИКОВ Юрий РОГОЖИН Владимир
2ВАВРЕНЮК Богдан КОСТЕНКО Павел
3МАРЗАЛЮК Владимир ПЛЕТЕНЕВ Антон
Кубок РАФ
1ВИЛЦАНС Алдис ЗЕЛТИНШ Янис
2БОРОВИКОВ Юрий РОГОЖИН Владимир
3ВАВРЕНЮК Богдан КОСТЕНКО Павел
Чемпионат Латвии
1ЦЕЛТИНС Райвис - ТУТЕРС Мартинс
2БРАНТС Томс - ЧУРКСТЕ Карлис
3ОЛЕЙНИКОВ Александр - КУЗМИЧ Алексей
Командный зачет
1GEORAID-RSG
2G–Force Motorsport
3GEORAID GROU


текст: Алексей МЕНЬШЕНИН
фото: Владимир ШИШОВ
Мария ГОРШКОВА

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№4 апрель 2009

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты