По зимнему Подмосковью

Что таит заброшенный бункер?

Снежная зима после Нового года обычно ставит крест на внедорожных выездах. Cнега на лесных дорогах уже столько, что пробиться по ним довольно сложно даже на подготовленном автомобиле, не говоря уж о машинах «из салона». Но всегда найдется какое-нибудь интересное место, к которому даже зимой можно попробовать проехать, – главное, знать, где искать, что искать, и не забыть взять компанию друзейединомышленников

В начале февраля 2009 года клуб «Внедорог» пригласил всех желающих присоединиться к поездке к заброшенному недостроенному военному бункеру связи. Бункер находится в лесах Московской области, недалеко от поселка Вороново (40-й км от МКАД по Калужскому шоссе А101). Дорога к бункеру доступна для проезда на практически любой полноприводной технике, а основную сложность составляют последние 800 метров – это глубокие замерзшие колеи, но при желании можно пройти этот участок пешком.

История

Известно об этом бункере немного. Ясно лишь, что в конце 80-х – начале 90-х годов планировалось построить вокруг Москвы целый комплекс сооружений «на случай ядерной войны». Об истинных масштабах этого строительства и назначениях того или иного объекта мы теперь можем только догадываться. Бункер является одним из немногих недостроенных бункеров связи. В нем планировалось автономное несение службы – есть места под установку дизель-генераторов, фильтровентиляционные установки, есть емкости под запасы воды и топлива. То, что многие принимают за «ракетные шахты» на крыше сооружения, в действительности является контейнерами для размещения антенн. Но то ли «ядерную войну», то ли СССР «отменили», но бункер так и не был достроен, его даже не успели замаскировать под холм.

Желающих посетить такой объект оказалось много: 18 внедорожников (по большей части абсолютно стандартные городские машины) выдвинулись на штурм дороги к бункеру. Даже почти легковушка – «Лада-Тарзан», и та отчаянно пробивалась наравне с Мitsubishi Pajero, Tayota Land Cruiser и УАЗами. В программе поездки был небольшой рейд по близлежащим полевым и лесным дорогам. Как оказалось, заметенные снегом колеи стандартные машины даже не замечают. А вот самый последний участок дороги до бункера все-таки потребовал применения рывковых тросов и помощи экипажей друг другу. Несмотря на близость к Москве, зимний лес запорошен чистейшим снегом, и, когда стихает рев моторов, можно слушать полную тишину.

Как попасть внутрь

Сам бункер выглядит суровым и неприступным. Трехэтажная махина из железа и бетона находится в огромном котловане. С нижних этажей наверх выходят воздушные каналы. Попасть в бункер можно несколькими способами. Через центральный вход (предварительно подтянувшись на заботливо привязанной кем-то страховочной веревке) можно пройти сквозь гермодверь – огромную тяжелую металлическую дверь выгнутой формы. Мы обнаружили еще один вход через небольшое круглое отверстие диаметром сантиметров 80 в задней части бункера. Правда, каждый пролезал в него как мог – кто нырял головой вперед, кто пытался пролезть боком (и застревал), кто так и не решился сунуться туда. Про этот бункер широкой интернет-общественности стало известно около трех лет назад, и с тех пор к нему началось настоящее паломничество, особенно летом. Обратная часть маршрута предполагала определенные сложности в преодолении бездорожья. На картах была «короткая» дорога до асфальта через лес, которая на самом деле оказалась перегороженной сплошными завалами деревьев. Но ни один из участников не испугался преград. Конечно, пришлось и пилить поваленные деревья, и толкать застрявшие машины, тянуть их на тросах и на лебедках, но зато вечером, у общего костра, у всех было много тем для обсуждения и единое чувство гордости за то, что мы смогли преодолеть этот путь.

Желающим повторить маршрут:
Калужское шоссе, 40 км от МКАД, в поселке Вороново поворот на деревню Троица. Координаты N 55 19.669 E 37 02.508. Маршрут реально проехать за один световой день.


текст: Алексей ЛЮТКЕВИЧ
фото: Андрей СЕНЮШКИН

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№4 апрель 2009

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты