Действующие лица

Два первых этапа чемпионата мира по ралли, прошедших в начале года, показали расстановку сил на сезон

Два первых этапа чемпионата мира по ралли, прошедших в начале нынешнего года, показали расстановку сил на сезон. С претендентом на первое место все ясно, а в остальном, похоже, нас ожидает много сюрпризов. И кто в итоге поднимется на пьедестал почета – это большой вопрос

Поскольку речь идет о начале сезона, то мы расскажем о самих гонках, а потом подробно остановимся на каждом из топ-пилотов и посмотрим, у кого какие шансы в этом году.

Вопреки традициям

Календарь чемпионата мира претерпел большие изменения. Самую неоднозначную реакцию вызвало исчезновение ралли «МонтеКарло», обычно начинающего каждый раллийный сезон. Теперь оно вместе с некоторыми другими бывшими этапами чемпионата мира перебралось в альтернативную, ее еще называют молодежной, серию IRC (Intercontinental Rally Chalenge). Отныне календарь мирового первенства будет состоять из 12 этапов, и гонки будут ежегодно кочевать из одной серии в другую.

По официальным заверениям это сделано потому, что слишком много стран хотят принять у себя этап чемпионата мира и могут провести его на высочайшем уровне. Но, помнится, ходили слухи, что боссы Международной автофедерации принимают непопулярные меры по отношению к ралли, которое затмило собой «Формулу 1». А тут еще кризис. Но вернемся к нашим гонкам. Ралли Ирландии осталось одной из двух уцелевших в чемпионате гонок с асфальтовым покрытием, которое оказалось весьма специфичным: то ледяная корка, то глубочайшие лужи. Из-за этого на первых скоростных участках многие спортсмены показали неожиданные результаты. Так Себастьян Лоэб завершил СУ-1 седьмым с 42-секундным отставанием от лидера, Яри-Матти Латвалы, и смог отыграться лишь на СУ-4. А перед самым финишем француз едва не растерял все свое преимущество, потому что машина чрезмерно скользила. И еще. К началу чемпионата не всем удалось справиться с кризисными проблемами – на старт вышло лишь 36 экипажей. Для сравнения: в 2007 году их было 84. Ралли Норвегии стало единственным в сезоне этапом чемпионата со снежно-ледовой трассой. Здесь состоялось несколько дебютов, главными из которых были появление на трассе Петтера Сольберга и россиянина Евгения Новикова в составе полузаводской Citroen Junior Team. Новиков сотворил сенсацию, о чем мы расскажем позже. В остальном, хотя трасса больше подходила финским пилотам из команды Ford, гонку вновь выиграл Лоэб, не оставивший соперникам никаких шансов. А вот почему так получается, мы сейчас попробуем понять, рассмотрев возможности каждого из топ-пилотов.

Безоговорочный лидер

Многие заранее отдают будущий чемпионский титул Себастьяну Лоэбу. Эльзасец вполне способен завершить на позиции лидера шестой сезон подряд. Себастьян очень талантлив и редко ошибается, команда Citroen не скрывает, что работает на него, машина настроена филигранно. Словом, препятствий к очередной победе Лоэба быть не должно. Правда, в Ирландии изза неверно выбранной резины Себ дал повод болельщикам своих соперников надеяться на то, что с ним можно сражаться, но смог удержать лидерство и выиграть две гонки подряд.

Пилотов, способных занять итоговое второе место, несколько. Многие до сих пор считают лидера команды Ford Микко Хирвонена будущим чемпионом мира. После плотной борьбы с опередившим его в итоге Лоэбом Микко завершил прошлый год в ранге вице-чемпиона. Похоже, расстановка сил нескольких последних сезонов осталась прежней, когда Микко не мог догнать лидировавших Лоэба и Гронхольма, а его, в свою очередь, не могли настигнуть все остальные. Микко сейчас второй потому, что ушел Гронхольм, но до Лоэба ему далеко. Финн выигрывает лишь отдельные спецучастки, где у противника возникают какие-то проблемы, или на тех трассах, которые идеально подходят к его стилю пилотирования. К тому же, похоже, на прошлогоднем Ралли Финляндии Хирвонен «сломался». Сложнейшие дороги, к которым он привычен, покорились человеку, еще недавно слывшему специалистом по асфальту! Именно после этой победы Лоэб уверовал, что он сильнейший на любых дорогах. Хирвонен заявил на пресс-конференции: «Во второй половине прошлого сезона моя скорость увеличивалась». А ведь в конце сезона Лоэб его попросту разгромил!

Яри-Матти Латвала – восходящая звезда финского ралли. Год назад, вдохновленный тем, что подписал контракт с заводской топ-командой Ford, он одержал свою первую победу на этапе WRC. Можно смело предсказывать ему блестящее будущее, но... Слишком неровно молодой финн выступает, слишком много он допускает ошибок, что для потенциального чемпиона непростительно. В начале прошлого сезона Латвала говорил, что ему не хватает стабильности, и теперь повторяет: «Стабильность – вот что я хочу улучшить в 2009-м». Но вряд ли в команде будут долго терпеть его эксперименты.

Стремятся к вершинам

Петтер Сольберг – бывший первый пилот заводской команды Subaru, которая в межсезонье покинула чемпионат мира. Сейчас его перспективы туманны. В Норвегии Петтер дебютировал за рулем частной Citroen Xsara. Несмотря на технические проблемы, норвежец финишировал шестым. Если так и дальше пойдет, возможно, кто-нибудь из боссов топкоманд возьмет его к себе.

На протяжении двух последних лет Хеннинг Сольберг выглядел намного лучше своего младшего брата, он вел машину быстрее и агрессивнее. Правда, с 2006 года норвежец только трижды завоевывал «бронзу» на этапах чемпионата мира, и это максимум того, чего он сумел добиться. Но Хеннингу удалось сохранить спонсорскую поддержку, а значит, и место в полузаводской командe Stobart. За нее Сольберг-старший выступит на всех этапах 2009 года.

И, наконец, Крис Аткинсон, не так давно бывший товарищем Петтера по команде Subaru. Треть своих прошлогодних стартов Крис завершил на подиумах. Такие результаты позволили специалистам заявлять, что Петтер начал «сдавать», а Криса, наоборот, ожидает подъем. Подтверждением этого стало приглашение Аткинсона в Citroen Junior Team, тогда как Петтер остался без контрактов. Две первые гонки сезона Крис провел хуже, чем мог бы; посмотрим, что будет дальше.

Российская сенсация!

Впервые в истории автомобильного спорта представитель нашей страны будет выступать за одну из команд – участниц чемпионата мира по ралли. Совсем недавно Евгений Новиков успешно сражался с чемпионами России, а также Эстонии и лидерами IRC. В свои 18 Женя уже опытный пилот. В 8 лет он дебютировал в автоспорте на мини-багги, с 10 лет занимался картингом, в 13 стал штурманом в экипаже своего отца и стартовал на двух этапах кубка и этапе чемпионата России по ралли. Двукратный чемпион страны по картингу, он не прекращал заниматься этой дисциплиной автоспорта и выступал в чемпионатах некоторых стран Европы. Одновременно Женя занимался кольцевыми гонками, но наибольших успехов добился в ралли. В 15 лет стартовал за рулем автомобиля организатора в Пено и показал время фаворитов гонки. В следующем году завоевал Кубок страны, потом стал вице-чемпионом России и Эстонии. В 2007 году Евгений дебютировал на этапе чемпионата мира – Ралли Великобритании. Его прогресс был настолько впечатляющ (одну из гонок он едва не выиграл в зачете Production), что Евгений минувшей осенью получил приглашение от нескольких команд – участниц чемпионата мира. Новиков подписал контракт с Citroen Junior Team.

В Норвегии Евгений Новиков сразу преподнес сенсацию: на СУ-9 он финишировал вторым в «Абсолюте», лишь 6,2 секунды уступив Лоэбу! И теперь всех занимает вопрос: хватит ли запала Евгению, чтобы попасть в первую пятерку абсолютного зачета чемпионата по итогам года?

В Норвегии стартовал чемпионат мира Production WRC (среди серийных автомобилей), где выступает российская команда «Успенский Ралли Техника». Теперь ее пилотами стали чемпион Швеции Патрик Флодин и чемпион Норвегии Андреас Миккельсен. Патрик три раза выигрывал этапы чемпионата мира в группе N, был чемпионом и призером своей страны. А в конце 2008-го Флодин принес хэтчбеку Subaru Impreza N14 от «Успенский Ралли Техника» (УРТ имеет права от STI на то, чтобы самостоятельно строить спортивные Subaru для участия в ралли по группе N, в мире шесть таких фирм-производителей) победу на финальном этапе Production в Великобритании.

Норвежское ралли стало для российской команды неоднозначным. С одной стороны, 12 выигранных спецучастков (восемь – у Флодина и четыре – у Миккельсена), с другой, нелепые ошибки вроде вылетов в сугробы и разрядившегося аккумулятора: норвежец забыл на ночь снять клемму. Миккельсен сошел, Флодин заработал два очка. А к машине претензий не было.

Трудовые коллективы

В командном зачете продолжат многолетнее противостояние Citroen Total WRT и BP Ford Abu Dhabi WRT. Их состав не изменился, но, похоже, исход поединка решат вторые пилоты, которым придется выступать как можно стабильней и занимать высокие места. Незадолго до Нового года Suzuki WRT и Subaru WRT покинули чемпионат мира. Прошлый сезон у обеих команд не сложился, Subaru с 2006 года построила две машины, и обе оказались неудачными. Будем надеяться, что «Плеяды» вернутся в 2010-м. Что касается Suzuki WRT, эта команда призналась, что во всем виноват финансовый кризис: на участие в чемпионате мира по ралли у завода не хватило средств.

Еще одним значимым событием стало возвращение заводской команды Skoda. Правда, пока только в серию IRC, но у чехов обширная программа, за них выступает один из прошлогодних лидеров зачета Production чемпионата мира Юхо Хяннинен, Fabia S2000 стали приобретать частные гонщики. Так что у Skoda большое будущее, остается надеяться, что кризис на него не повлияет.

Чемпионат мира по ралли
Положение после 2-го этапа
МестоПилотОчки
1ЛОЭБ Себастьян20
2ХИРВОНЕН Микко14
3СОРДО Даниэль12
4СОЛЬБЕРГ Петтер10
5ЛАТВАЛА Яри-Матти6
6АТКИНСОН Крис4
7УИЛСОН Мэттью4
8ОЖЬЕ Себастьян3
9СОЛЬБЕРГ Хеннинг3
10ААВА Урмо1


текст: Ольга КОРНЕЕВА
фото: Александр МАТРОСОВ

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№4 апрель 2009

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты