На кофейной гуще

Сколько раз и в какую сторону изменятся цены на автомобили зарубежного производства?

Повышение российских цен на зарубежные автомобили эксперты предсказали с редким единодушием. К началу весны все дилеры действительно обновили прайс-листы. Впрочем, скачок оказался не столь значительным, как ожидалось. Означает ли это, что в течение года цены снова будут пересмотрены в сторону увеличения?

Несложные арифметические расчеты показывают, что жаловаться покупателям не на что. Пошлины на новые импортные автомобили в январе были подняты на 5%, курсы доллара и евро за кризисные месяцы выросли примерно на треть. Кроме того, каждый год импортеры и без того повышают цены, делая поправку на инфляционные процессы. К слову, в 2008 году по данным Росстата инфляция составила 13,3%. Только с учетом изменений курса и пошлины рублевая цена могла увеличиться вполовину, однако рост в среднем составил лишь 15%.

Итак, повышение цен оказалось несоразмерным влиянию ценообразующих факторов. Этот отрадный факт могут оценить далеко не все. Причина в том, что реальные доходы населения за время кризиса упали на четверть, если считать в рублях. А если в валюте, то почти на 50%. Наряду с этим кредиты стали практически недоступными. Еще прошлым летом ставка по рублевому целевому займу в 20% считалась чуть ли не грабительской, а сегодня банки предлагают рубли под 30% годовых, и это не предел! Естественно, подорожали и валютные кредиты: вместо заманчивых 9% предлагают неподъемные 15%. Ужесточились и требования к заемщикам. А ведь более половины автомобилей граждане приобретали с привлечением заемных средств.

Ясно, что в 2009 году объемы продаж новых автомобилей в России значительно сократятся. Специалисты Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) дали прогноз на уровне 2,4 млн машин в год. Однако с учетом динамики январских продаж (падение составило 33% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года) прогноз АЕБ был скорректирован в меньшую сторону – до 1,9 млн шт. Примерно столько автомобилей россияне приобрели в 2006 году.

Валютный вопрос

По закону единственным легальным платежным средством в РФ является российский рубль. Одно время цены на иномарки номинировали в рублях, но жестко привязывали к валюте. Поэтому количество рублей, которое покупатель выкладывал за автомобиль, могло «плавать» день ото дня. Каждый дилер был волен отталкиваться от текущего курса ММВБ или вообще устанавливать свой собственный курс. Некоторые предприимчивые дилеры зарабатывали еще и на конвертации!

В последние два года процесс перехода на централизованный импорт практически завершился. Дилеры, по крайней мере официальные, автомобили не ввозят, а приобретают их у импортеров, причем за рубли. Поэтому в 2007–2008 годах отпускные (дилерские) цены менялись не чаще двух раз в год и были жестко привязаны к цене импортера. Это не могло не радовать рядовых потребителей.

Кризис перевернул все с ног на голову: цены опять стали жестко зависеть от обменного курса. Jeep зафиксировал цены в долларах и пересчитывает их по курсу на определенный день. Mercedes-Benz отталкивается от оригинального «справочного» курса - 46 рублей за евро. Toyota и Lexus официально заявили, что отныне прайс-листы формируются только в долларах США. Все эти логичные с позиций продавцов меры привели к тому, что покупатель узнает рублевую цену непосредственно в день оплаты покупки!

Впрочем, эта валютная политика, т.е. фиксация цены в условных единицах, все же имеет свои плюсы: она позволяет организовывать различные акции-распродажи с пересчетом цен по льготному курсу. С одной стороны, это стимулирует локальный спрос, с другой, не сильно ударяет по имиджу премиум-марок.

От всей души!

В январе-феврале традиционно устраиваются распродажи машин предыдущего года выпуска. Мероприятия, организованные дилерами этой зимой, кроме как «аттракционами неслыханной щедрости» назвать нельзя. Место для маневра определяется не только возможностью устанавливать местные валютные курсы: прошлогодние машины, оставшиеся на складах, завозились еще по старым налоговым ставкам. В былые времена на залежалый товар некоторые дилеры давали скидку в 5%, в крайнем случае – 10%, сейчас же 15–20процентные скидки считаются нормой.

Toyota RAV4 2008 года выпуска этой зимой можно приобрести со скидкой до 25%, Toyota Land Cruiser 200 – со скидкой 15%. И это при том, что еще совсем недавно очереди на легендарный Land Cruiser достигали нескольких месяцев. Скидки на Mazda CX-7 и CX-9 достигают 240 тыс. руб., что фактически «откатывает» стоимость CX-7 и CX-9 к уровню октября 2008 года. Топ-версию Mitsubishi Pajero с ценой согласно «прайсу» в 2,5 миллиона «рэ» предлагают дешевле на 360 тыс. рублей. Lexus устроил распродажу со скидкой до 20%.

Для привлечения покупателей используются и другие средства, например снижение процентных ставок по кредитам. В итоге многие продавцы сумели подсластить горечь от снижения доходов. Peugeot и Citroen сумели несколько поднять продажи. Вырос сбыт продукции и у MercedesBenz. Продлятся все эти «благотворительные» распродажи вплоть до завоза новых партий автомобилей. Поглядим тогда, сохранят ли дилеры свое теплое отношение к покупателю.

Что впереди?

Ясно, что в течение года российские потребители еще столкнутся с повышением цен и, скорее всего, не единожды. Более того, не исключено, что рублевые суммы в прайс-листах будут перманентно ползти вверх. Это касается и цен на те иномарки, которые собираются (по тем или иным технологиям) на территории России. Дело в том, что комплектующие все равно приобретаются за драгоценную валюту, а степень локализации производства, повышающая рублевую составляющую себестоимости, на большинстве предприятий невысока.

Продавцы понимают, что бесконечно задирать цены бессмысленно: в конце концов сам бизнес может стать невыгодным. Поэтому наряду с вялотекущим повышением следует ожидать и крупных распродаж. И здесь должен сработать принцип здоровой конкуренции: фирма А обязательно снизит цены, если пример ей подаст фирма Б.

На вопрос «Что будет дальше?» не могут ответить и те, кто непосредственно завозит автомобили из-за границы. Так, М. Магуайр – PR-директор Mazda Motor RUS – констатирует: «Как и все импортеры, мы пока не видим перспективу достаточно далеко. Так что планируем свои действия не более чем на месяц вперед. За рынком приходится следить в ежедневном режиме».


текст: Валерий ЧУСОВ
фото: Сергей ХРЮШИН

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№4 апрель 2009

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты