Оптимальный минимум

Железные аргументы Mazda BT-50: простота, надежность, харизма

Каковы механизмы выбора путей модернизации утилитарных автомобилей, и зачем вообще их нужно модернизировать? В прошлом году появилась рестайлинговая версия пикапа Mazda ВТ-50 – вполне подходящий образец для раскрытия заданной темы

За последние лет двадцать автомобиль как техническая система развивается по большей части за счет внедрения электронных систем управления в его узлы и агрегаты. Это обстоятельство прямо отражается на себестоимости и соответственно на розничной цене. Производители быстро смекнули, что нет ничего страшного в том, что покупатель будет платить больше. В качестве компенсации потребителю предлагают высокую степень универсальности современного автомобиля.

А как быть с машинами, которым «электронная» модернизация трансмиссии и ходовой части не нужна в принципе, с утилитарными внедорожниками? Ведь они и в первую, и во вторую, и в третью очередь – вездеходы и «вездепролазники» и лишь в десятую – доставщики еды из супермаркета и прочее.

При проектировании таких машин во главу угла ставят жесткую экономию средств, что и подразумевает практически полное отсутствие электроники. Исключение делают разве что для обязательных систем вроде ABS и тех, что обеспечивают нужные экологические показатели. Да и «железа» предусматривают по минимуму – лишь то, что действительно необходимо. Предположим, что отдельно взятая модель утилитарного типа успешно продается. Но неизбежно наступает момент, когда ее следует обновить. Как правило, из ситуации выходят следующим образом: «старые» механизмы подают в «новой» упаковке.

Яркий пример тому – Mazda BT-50. Модернизировать ее агрегатную часть – все равно, что портить, а освежить внешность и навести уют в салоне – от этого только польза.

Основы стабильности

Трансмиссия и ходовая часть «вездепроходца» – именно эти системы и определяют сферу применения ВТ-50 – просты и надежны. Ремонтопригодность высокая даже в полевых условиях. Подвеска передних колес снабжена продольно расположенными торсионами, выполняющими роль демпфирующих элементов. Листовые рессоры задней подвески и вовсе рассчитаны на ядерный взрыв. Дифференциал заднего моста блокируется самостоятельно: при проскальзывании одного из колес фрикционные шайбы намертво соединяют полуосевую коническую шестеренку и корпус. Надежность процесса выше, чем у электронных аналогов, а сам механизм дешевле, чем дифференциал типа Torsen.

В полноприводном режиме поток мощности не распределяется по мостам: происходит отбор в самом своем естественном и натуральном виде. Поэтому узел, состыкованный с коробкой передач, в данном случае является не раздаточным узлом, а узлом отбора мощности. Тот факт, что в этом узле п р е дусмотрена только одна понижающая передача, а не две, как на некоторых внедорожниках, также иллюстрирует принцип «необходимого и достаточного». Почему же в состав приводного вала заднего моста входят три карданных шарнира неравных угловых скоростей, а не два? Ответ прост: при колесной базе в 3000 мм – так дешевле. Зачем такая база? Чтоб в кузов помещалось больше полезного груза.

Механизм подключения передних колес – вот где разработчики слегка потратились! Чтобы водитель, не вылезая из кабины, да еще и на скорости, переключался из режима 2Н в 4Н, предусмотрели исполнительный механизм с сервоприводом. Нажал кнопку RFW, расположенную на панели слева от рулевой колонки, и не нужно останавливаться, выходить под дождь, залезать по колено в лужу, в которой увязли передние колеса, чтобы продолжить движение.

Стоит предположить, что следующий рестайлинг или даже смена поколения ВТ-50 практически не затронет агрегатную часть.

Немного лишнего

Что касается уюта и элементов самоидентификации модели, здесь дизайнеры развернулись на полную. Сидя в салоне дорестайлинговой Mazda BT-50, только по шильдику, украшавшему накладную кнопку сигнала, можно было опознать марку автомобиля. Теперь все по-другому. Практически каждый элемент отделки напоминает о фирменном происхождении автомобиля. Интерьер перестал навевать ассоциации с боевой машиной пехоты времен холодной войны, а наличие AUX-разъема, через который можно подключить mp3плеер, показывает, что инженеры ориентируются на продвинутую целевую аудиторию ВТ-50, типичный представитель которой редко выходит из дому без mp3плеера.

Удельный вес автомобилей, обладающих повышенными свойствами на бездорожье, в общей массе автотранспорта неумолимо, устойчиво и прогнозируемо уменьшается. И вроде бы даже стремится к нулю. Однако внимательный наблюдатель заметит, что к нулю означенная характеристика стремится не абы как, а по асимптоте. То есть будет приближаться бесконечно долго, но не приблизится никогда. Даже если всю сушу земного шара покроют асфальтом, покупатели на ВТ-50 все равно найдутся: нужно же куда-то подключать mp3плеер.


текст: Сергей АРБУЗОВ
иллюстрации: фирма-производитель

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№4 апрель 2009

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты