Тюленьим маршрутом

Экологическая экспедиция на Белое море

Популяция тюленей во всем мире возрастает. Самые разные фонды проводят мероприятия по их спасению. Есть подобные природоохранительные начинания и у нас в России. Например – уже второй год подряд Беломорской биологической станцией проводится программа «На поиски тюленей». Журналисты из разных изданий помогают биологам объезжать лежки зверя на Белом море и вести учет поголовья. В этот год участие в «тюленьем поиске» довелось принять и вашему покорному слуге. Разведка мест скопления ластоногих происходит преимущественно на внедорожниках, а «тюлений маршрут» проходит по побережью Белого моря и простирается более чем на триста километров.

Пять часов утра. Выглядываю за окно. Нильма-губа. Закат. Сопротивляюсь желанию снова немедленно лечь спать. Потому что за окном на самом деле утро, хоть и раннее. Что же до закатов, то они еще будут повторяться. Изо дня в день, по двенадцать часов! Белые ночи начинаются…

Короткие сборы, и, загрузившись в моторку, мы отправляемся на поиски мест скопления молодых тюленей. Буквально через несколько минут первая встреча.Молодь гренландского тюленя,штук сорок, разлеглась на каменистых островках и пытается греться в лучах восходящего солнца. Валяются, похлопывая себя ластами по бокам, и кивают головами. Чуть дальше – та же картина. Совместный подсчет и сверка результатов показывают наличие в Нильма-губе трехсот пятидесяти шести особей грендланского тюленя и ста сорока шести морских зайцев. Программа-минимум (перепись) выполнена. Теперь попробуемпообщаться. Кстати, само существование гренландских тюленей и морских зайцев на этих островках посреди моря не столь безопасно, как могло бы показаться. Проснувшиеся после спячки медведи приплывают на острова, чтобы полакомиться свежим мясом (узнав про хищников, наш фотограф решает отказаться от мысли переночевать в палатке, чтобы затем снять тюленей с близкого расстояния).

В характере вожака

Похоже, наша дрейфующая по течению лодка воспринимается тюленями как…очередная медвежья хитрость, и они резво ретируются. Через некоторое время они, повидимому, осознают свою ошибку, и хитрые усатые мордочки начинают появляться над поверхностью воды все ближе и ближе. Интересное наблюдение: в тюленьей стае есть вожак, который определяет ее поведение. Если вожак пугливый, стая чаще ретируется, и наоборот, если вожак не из робкого десятка, то тюлени стараются познакомится поближе с пришельцами. Похоже, что в данном случае с вожаком нам повезло. Стая подбирается к лодке и начинает описывать виражи, время от времени выглядывая, как будто приглашая порезвиться в морской водичке. Но нет, ноль градусов – это чересчур. Мы уж лучше в баню, и опять любоваться красками заката. До одури, до изнеможения...

Чупская губа

На следующий день мы отправляемся в сторону Чупской губы. Это около тридцати километров по очень узкой лесной грунтовке. По рассказам местных жителей, если зимой на ней встречаются две машины, то одной приходится сдавать до самой трассы задним ходом, а это может быть и десять, и пятнадцать километров... Грузимся в полноприводные «Соболь» и Patriot, и в путь. Программа на сегодня такова: проехать по берегу губы, найти береговые лежки тюленей и пересчитать их.

Населенный пункт Чупа поражает своей неустроенностью и разрухой. Районный центр смотрится как заброшенная деревня, и даже порт не улучшает общего впечатления. Слишком уж здесь много догнивающих свой век кораблей. Просто корабельное кладбище какое-то. Миновав порт, начинаем осторожно двигаться по каменистому берегу на некотором отдалении от кромки моря, аккуратно объезжая большие валуны. Лежки встречаются довольно редко, к тому же они малочисленны. Вообще-то тюлений молодняк появляется в заливах Белого моря вместе со льдинами. Детенышейбельков приносит на них ветром и течениями. Набрав сил в мае-июне, молодые тюлени уходят в Баренцево и Норвежское моря жить и размножаться. На следующий год все повторятся снова. Но изза непредсказуемости течений и ветра количество молодняка в конкретном месте тоже непредсказуемо. В прошлом году, например, в районе Чупы была повальная лежка, а в этом – три десятка гренландских тюленей и ни одного морского зайца.

На наше приближение животные реагируют нервно. Может быть, вожаки не слишком храбрые, а может, местные жители напугали. Не боятся людей только молодые тюлени, которые не успели познакомиться с браконьерами. Да-да, несмотря на то что промышленный промысел тюленей на Белом море не ведется, рыбаки и охотники продолжают добычу, так сказать, в личных целях – кто для кормежки собак, кто на шкуры, а кто на целебный жир. По всей видимости, в этом году браконьеры хорошенько «прошлись» по заливу…

Усталые и неудовлетворенные результатом поисков, возвращаемся в Нильму-губу на базу. Наконец, баня и возможность любоваться закатом до изнеможения…


А МОЖЕТ, ОНИ МЕДВЕДИ?

Тюлени – общее название двух семейств млекопитающих отряда ластоногих: настоящие и ушастые тюлени. Первые, вероятно, произошли от примитивных куньих, вторые – от примитивных медведеобразных. У настоящих тюленей (Phocidae) ушных раковин нет, обе пары конечностей преобразованы в ласты, вооруженные когтями; задние направлены назад и служат для передвижения в воде, а на суше не подгибаются вперед и не поддерживают массивное тело. Особенно многочисленны в приполярных широтах. Большинство видов образуют на льдах залежки. В водах бывшего СССР 9 видов (гренландский тюлень, каспийский тюлень, кольчатая нерпа, ларга, морской заяц) имеют промысловое значение.


ББС

С утра пораньше выезжаем на Беломорскую биологическую станцию, чтобы забрать двух биологов и принести подношение местному богу Радикулиту. Нет, серьезно – считается, что если, побывав на ББС, кто-то не сделал подношение, то впоследствии он будет разбит этим неприятным недугом.

Станция оказалась пуста (время практики на Биофаке еще не наступило). В полном одиночестве прогуливаемся по аккуратным дорожкам. «Избушка на курьих ножках», «Буль-озеро» (названное так из-за того, что его вырыли бульдозером), «Ботанический сад» и «Домик четырех огарков» – вот неполный список достопримечательностей, увиденных за короткую прогулку.Жаль, что у нас не было времени слазить на ветряк (еще один символ биостанции наряду с богом Радикулитом). Существует легенда, передающаяся из поколение в поколение приезжающих студентов, что тот, кто залезет на ветряк и потребует возвращения домой, будет выслан со станции в двадцать четыре часа. Нам же, как раз наоборот, хочется залезть и потребовать, чтобы нас оставили здесь навечно. До того упоительны закаты...

На обратной дороге заезжаем на «биофильтры». Это место названо так потому, что там имеется значительное скопление фильтрующих моллюсков. Характерный момент: неизвестные студенты нарисовали на окрестных скалах мамонта, и теперь сюда водят туристов, чтобы показать… наскальную живопись гипербореев или, может быть, просто первобытных людей. Все, хватит. Но поскольку до бесконечного заката еще далеко, мы отправляемся в Кандалакшский залив.


Кандалакшский залив

Кандалакша – наиболее интересная точка нашего путешествия. Это место, где гарантированно можно выйти на прямой контакт с гренландскими тюленями. Каждый год в черте города стая молодых ластоногих подкармливается рыбой из рук местных жителей, нисколько не боясь человека. В мае по всему побережью Белого моря проносится клич: «Тюлени пришли в Кандалакшу!», и все любители природы приезжают сюда посмотреть, покормить и даже потрогать настоящих тюленей. Даже жители Кандалакши каждый вечер приходят на берег залива, чтобы раз в год, в мае, насладиться невиданным зрелищем – совершенно ручными, но в то же время дикими тюленями.

После ста пятидесяти километров не самой приятной дороги останавливаемся на рынке. И вот в «Соболь» погружены два ящика сельди. Приближается апофеоз нашего путешествия – кормление «гренландцев». Покатый берег и сильное течение в отводном канале маленькой гидроэлектростанции. В бурунах мелькают знакомые усатые морды. Тюлени заняты важным делом. Проныривая метров на сто, они оказываются в сильном течении, которое их несет в море, а они лежат на спине и наслаждаются покоем. Отнесет метров на сто, скорость потока ослабнет – опять подныривают и снова дрейфуют. И так они играют часами. Наверное, им удивительно – лапами не гребешь, а перемещаешься. Наши попытки кидать рыбу в воду с целью отвлечь животных от столь интересного занятия не увенчались успехом. Рыба до воды даже не долетала – многочисленные чайки и альбатросы мгновенно сориентировались и не допускали намокания столь ценного продукта. Так бы мы, наверное, и уехали несолоно хлебавши, если бы один из биологов от отчаяния не бросил в воду… камень. И все сразу переменилось! На нас обратили внимание сразу четыре тюленя. Да что там внимание – такого собачьего поведения, честно говоря, я не ожидал. Гренландцы поскуливали, выпрашивая рыбу, отпихивали друг друга, давали себя трогать, только что с мячом не играли, как в цирке. Это действительно был апофеоз общения человека с дикими животными.

Вдоволь пообщавшись с «братьями меньшими», мы отправляемся на привычную работу – объезжать Кандалакшский залив и подсчитывать количество тюленей на береговой лежке. А потом снова домой и снова баня, и упоительный закат всю ночь, созерцая который, я подумал, что всех поборников отстрела тюленей надо просто вывести в Кандалакшкий залив и дать поиграть с этими дружелюбными существами.


ИЗ ЖИЗНИ ЛАСТОНОГИХ

На Белом море тюлени активны круглый год, и встречи с ними возможны в любой сезон. Зимой тюлени используют для отдыха лед и всю зиму поддерживают незамерзающие отверстия-продушины. Ластногие очень осторожны в это время, но иногда молодые тюлени подпускают к себе практически вплотную. Летом тюлени большую часть времени проводят в воде, где чувствуют себя уверенно и могут из любопытства очень близко подплывать к лодкам. Всего на Белом море 5 видов тюленей, но наиболее часто можно встретить серых тюленей, гренландских тюленей и морских зайцев. Гренландские тюлени знамениты своими детенышами – бельками, красивый и долговечный мех которых стал их проклятием. В прошлые века в Белом море была распространена добыча взрослых гренландских тюленей, а бельков трогать было не принято, так как они считались стратегическим ресурсом. Промысел завершился в 50-е годы прошлого века, когда тюлений жир потерял промышленное значение. Но после этого начался жестокий бой бельков, одежда из меха которых очень высоко ценится. В некоторых регионах России и Канады этот промысел продолжается до сих пор. В конце зимы самки гренландского тюленя рожают детенышей на льду и образуют огромные открытые скопления. Основная масса тюленей собирается на дрейфующих льдах в горле Белого моря, но отдельные стада приходят на щенение в разные его части. Только что рожденные тюленята растут удивительно быстро, эта особенность связана с высокой жирностью тюленьего молока. За месяц их вес увеличивается в 3–4 раза. По окончании периода выкармливания молодняк начинает вести самостоятельную жизнь. Много времени молодые животные проводят на льдинах, они доверчивы, и некоторые из них охотно вступают в контакт. Самое благоприятное время для общения с тюленями – месяц май. При приближении людей большая часть тюленей соскальзывает в воду и держится поблизости от мест лежек. Подойти поближе им не позволяет страх, уплыть далеко не дает любопытство. Обычно они держатся на расстоянии нескольких десятков метров от людей. Но попадаются наиболее любопытные зверьки (как правило, молодые самки), которые готовы к общению. Они будут играть в воде, как щенки, подныривать и разглядывать пришельцев из-под воды, а могут подойти к ним вплотную и даже дотронуться. Тюлени в воде удивительно подвижны и стремительны, что совсем не вяжется с их образом увальней, греющихся на камнях или льдинах. Основной же привлекательной чертой для исследователя является их врожденное любопытство, которое пересиливает страх. Каждый год большое стадо молодняка тюленей приносит на льдинах к городу Кандалакше. Тюленята и взрослые тюлени отдыхают на льдинах и на берегу. Иногда, а в последние годы все чаще и чаще, на отдельных льдинах из Баренцева моря заносит в эти края моржей. Как-то ученым посчастливилось встретить молодого моржа неподалеку от дайвинг-центра.Много столетий назад моржи были обычными обитателями этих мест, но вот уже 300 лет, как моржей полностью истребили и вытеснили из акватории Белого моря поморские охотники. Сейчас встреча моржа в Белом море – практически научная сенсация, хотя местные жители говорят, что таких зверей и раньше в этих краях иногда видели. А вдруг моржи и вправду вернутся?


текст: Виктор ЛЯГУШКИН
фото: Александр ДАВИДЮК
Наталья ЧЕРВЯКОВА


№7-8 июль-август 2006

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты