Три погоды

Рассказ о трех первых этапах ЧР по джип-триалу

Так уж получилось, что составители календаря Чемпионата России по джиптриалу впихнули три первых этапа в тридцать пять календарных дней. Вот и вынуждены были участники прыгать из погоды в погоду, как героиня рекламного ролика пены для волос «Тафт». Нам же и вовсе пришлось объединить рассказ о трех этапах в одну большую статью. И тут бы самое время написать о стремительном дебюте Чемпионата, о туго завязавшейся интриге, о напряженной борьбе, но, увы… Впрочем, судите сами.

Положение в Чемпионате России по джип-триалу 2006 года после трех этапов
МестоЭкипажАвтомобильШтрафные очки
1ГАВИНСКИЙ Виталий / ЩЕРБОВ Роман Jeep CJ-728
2ЩЕТИНИН Сергей / КОНДРАШОВ Дмитрий УАЗ-317124
3ФИЛИМОНОВ Антон / ЛУЦКИЙ Алексей Jeep Cherokee 20


Иван ЕВДОКИМОВ
Председатель комиссии РАФ по джип-триалам

ЛИХА БЕДА НАЧАЛО

В этом году мы «гоняемся» по правилам и техническим требованиям прошлого года. Изменения коснулись количества этапов и числа организаторов. Организаторов у нас осталось всего два, зато сильных – администрация Ленинского района Тульской области и Зеленоградский спортивный офф-роуд клуб. Что касается малого количества участников, то тут дело в том, что они вспомнили, что нужно готовить машины, чуть ли не когда прозвучала команда «на старт». У Самодурова не успели подготовить мотор, не поставили каркас на машине Егорова, у Щербова автомобиль не готов, Казак не восстановил машину после «ушей», исполненных им на «Распутице». Из всех из них только Самодуров как-то подсуетился, договорился о выступлении на чужой машине и хоть какие-то очки получил. В целом, я считаю, что лиха беда начало. На самом деле оптимальное количество участников для Чемпионата России – 6–8. Если машин становится больше, то соревнование затягивается и сильно разрушается трасса. Если когда-нибудь у нас будет 20 участников, то придется делать отборочные соревнования, без прессы и зрителей, по дешевому варианту, чтобы выпускать на трассу бойцов, готовых к серьезной борьбе. Что касается наполнения, то все ожидали, что уже на втором этапе будет на пять машин больше, чем в Барсуках, но реально к участникам первого этапа добавился только Егоров на своей старой «Ниве». У Самодурова ожидался «праздник последней гайки», но он явно не состоялся, а жаль: Юра очень яркий боец, всегда вызывающий симпатию у зрителей, и машина у него уникальная. Что касается спортивной стороны вопроса, то могу, например, сказать, почему выигрывает Гавинский. Он едет сосредоточенно на результат. А почему проигрывает Филимонов? Потому что он нервничает, не верит в машину и сам едет хуже, чем едет его автомобиль. У экипажа Щетинина, помимо того, что Сергей еще не привык к своей машине в ее новом виде, есть проблема внутри экипажа. Мне кажется, что не очень правильно сажать справа другого сильного триалиста, у которого свое видение прохождения препятствий, в результате чего они часто начинают спорить прямо в секции и не всегда принимают правильное решение. Ну а Егоров – виртуоз. Ехать на «Ниве» по вот этому… Все зрители болеют за него, хотя, конечно, изначально все понятно.


I этап Чемпионата России по джип-триалу.
Барсуки, Тульская область. Дождь.


На колеса Ford Explorer стремительно наматывается серая лента Симферопольского шоссе. Мы торопимся, мы спешим, мы боимся опоздать к началу первого соревнования триального сезона 2006 года.

За рулем автомобиля обладатель Кубка России по джип-триалу 2005 года Роман Щербов. Ему-то как раз спешить незачем. В этом году Кубок России не разыгрывается, не нашлось достаточного количества желающих бить на непростых трассах стандартные машины. Ну а новый автомобиль модифицированного класса, на котором Роман собирался выступать в Чемпионате этого года, пока еще не готов. Строят его, кстати, в Туле. Но на первом этапе Роман будет просто зрителем.

Что касается опоздания, то все мои опасения были напрасны. Когда мы въехали в хорошо известный всем любителям триала заброшенный карьер вблизи поселка Барсуки, там только заканчивались технические и административные инспекции. А вот насчет погоды я опасался не зря. Стоило чемпиону прошлого года Антону Филимонову поднять флаг, знаменующий официальное открытие соревнований, как на Барсуки накатил первый (и, кстати, не последний в этот день) заряд проливного дождя. Дождь – это, конечно, обидно, тем более что за всю трехлетнюю историю Чемпионата России по джип-триалу без него как-то обходилось. Но по большому счету – ерунда. Спортсмены на то и спортсмены, чтоб справляться с трудностями, журналисты тоже не сахарные, не растают. Гораздо больше меня огорчило количество участников. В стартовом протоколе значились всего четыре экипажа, причем число это было виртуальное, ибо одним из четырех был Юрий Самодуров, который не успел подготовить к новому сезону свой прототип по имени «Кадабра». Чтобы не получить «баранку» за этап, он договорился с Антоном Филимоновым о выступлении на его Cherokee. А где же остальные? Все там же, среди зрителей. Не успел подготовить новый автомобиль серебряный призер прошлогоднего Кубка Андрей Егоров, не успел восстановить свою «Тигру» после переворота на «Весенней Распутице» Владимир Казак. В итоге за золото первого этапа боролись лишь три пилота – Антон Филимонов, Сергей Щетинин (на радикально перестроенном УАЗ-3172, получившем пространственный каркас и напоминающем теперь рокбагги) и Виталий Гавинский на рок-кроулиноговом Jeep CJ7. Впрочем, «боролись» – это громко сказано.

Машины участников, даже CJ быстро завоевавшего лидерство Виталия Гавинского, просто отказывались ехать вверх по скользким камням. Кроме того, Антон Филимонов, по обыкновению, порвал полуось своего Cherokee. СергейЩетинин, видя такое дело, яростно бросился на штурм второй секции. Ведь если бы ему удалось взять хоть одни ворота, он мог бы еще побороться с Виталием за первое место! Раз за разом он пытался «поймать зацеп» и преодолеть каменистый уступ. Наконец, под крики из толпы «Газу, газу, газу давай!» он действительно дал газу, но тут автомобиль потащило по скользким камням, и «уши» получились любо-дорого.

К полудню стало ясно: пока что соревнование не получилось.Фактически лишь один участник смог взять одни-единственные ворота в зачетной секции! И оргкомитет решил взять полуторачасовой тайм-аут и построить третью, незапланированную секцию. К началу заездов в ней разочарованные зрители окончательно разбрелись кто куда – терпеть эти огромные паузы под периодически начинающимся дождем никому не хотелось. Единственный, кто был рад задержкам, это Филимонов, который успел поменять порванную полуось. Наконец, все было готово, в динамиках прозвучало: «Участники приглашаются на старт третьей секции», и на Барсуки в очередной раз обрушился дождь, по счастью, короткий. Третья секция получилась самой зрелищной, потому что оказалась проходимой, но никаких изменений в расстановку сил она не внесла.

Первый этап Чемпионата России по джип-триалу 2006 года
МестоЭкипажАвтомобильШтрафные очки
1АВИНСКИЙ Виталий Jeep CJ-71037
2ФИЛИМОНОВ Антон / ЛУЦКИЙ Алексей Jeep Cherokee 1731
3ЩЕТИНИН Сергей / КОНДРАШОВ Дмитрий УАЗ-3171 2196


Виталий Гавинский
Пилот

У МЕНЯ ЕСТЬ ОПРЕДЕЛЕННЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ

Что касается этого безобразия, то, прежде всего, огромное спасибо организаторам за то, что они все это организовали. Конечно, у меня есть определенные замечания, и я их только что высказал, но в общем и целом все понравилось. С точки зрения участника главная проблема была в том, что некоторые секции буквально вынуждали их не ехать. Ты знаешь, что уже имеешь отрыв от соперников, а максимальный штраф за непрохождение ни одних ворот в секции – всего 500 очков, при этом ты имеешь шанс в этой секции усесться или перевернуться и получить штраф в 500 очков за превышение нормы времени плюс те же 500 за непройденные ворота. Так зачем тогда рисковать? Именно это я господину Гарину сейчас и втолковывал: ворот в секции должно быть существенно больше. Во второй секции я попытался атаковать, но машина не пошла, камень был слишком скользким. В принципе, если бы это было уж очень надо, можно было бы попробовать с разгона, но успех не был гарантированным. Ну а поскольку у меня не было особой надобности рисковать, я сделал пару попыток ехать в лоб – не пошло. Выступлением своим доволен, количеством участников – нет.



II этап Чемпионата России по джип-триалу.
Тушинский аэродром, Москва. Солнце.


Второй этап Чемпионата состоялся на искусственных бетонных секциях, построенных на Тушинском аэродроме в Москве, а в качестве его организаторов выступил Зеленоградский офф-роуд клуб. Собственно говоря, организаторы построили единую конструкцию из бетонных блоков, плит и труб. Изменяя расположение зачетных ворот, они могли предложить участникам препятствия «от просто сложных до очень сложных». Честно говоря, я очень надеялся, что число участников серьезно изменится в сторону увеличения. Увы, увы…В стартовом протоколе вновь были только четыре машины. К Гавинскому, Филимонову и Щетинину добавился Андрей Егоров на своей видавшей виды «Ниве». А вот Роман Щербов занял место штурмана в экипаже Виталия Гавинского...

По части зрелищности это было лучшее соревнование по джиптриалу из тех, что мне довелось видеть! Самое любопытное, что, несмотря на скромное число участников, на этапе наметилась серьезная борьба. Первую секцию все проехали практически на равных: у Гавинского 6 штрафных очков, у Филимонова – 8, у Щетинина, слегка промахнувшегося с выбором давления в шинах – 18. Что же касается Андрея Егорова, то он со своим штурманом Сергеем Кузьминовым продемонстрировал фантастическую езду! Однако выше головы не прыгнешь, их «Ниве» отчаянно не хватало дорожного просвета, и на последних воротах она капитально повисла на бетонных зубьях.

Вторую секцию Гавинский вновь преодолел лучше всех, получив всего 10 штрафных очков. Филимонов слегка отстал (46 очка штрафа), а вот экипаж Сергея Щетинина впервые подвела техника: у его УАЗа, без единой поломки прошедшего весь прошлогодний сезон, оторвался поворотный кулак.

Все решилось в третьей секции. Гавинский и Щербов вновь выступили практически безупречно (восемь штрафных очков), а вот Антон Филимонов вновь порвал полуось своего Jeep Cherokee. Это стоило ему 1283 очков штрафа и второго места. Подварившие поворотный кулак УАЗа Щетинин и Кондрашов не упустили свой шанс и закончили секцию пусть не безупречно, но всего лишь с 298 штрафными очками. Четвертая, дополнительная секция не решала уже практически ничего. Разрыв между лидирующим экипажем Виталия Гавинского и его преследователями превышал 1000 очков, а автомобили Филимонова и Егорова выбыли из борьбы.

Второй этап Чемпионата России по джип-триалу 2006 года
МестоЭкипажАвтомобильШтрафные очки
1ГАВИНСКИЙ Виталий / ЩЕРБОВ Роман Jeep CJ-787
2ЩЕТИНИН Сергей / КОНДРАШОВ Дмитрий УАЗ-31712335
3ФИЛИМОНОВ Антон / ЛУЦКИЙ Алексей Jeep Cherokee2589


Роман ЩЕРБОВ
Штурман

ЕДЕШЬ И НАСЛАЖДАЕШЬСЯ

Штурманом у Виталия Гавинского я оказался так: Виталий позвонил мне и попросил, а поскольку моя машина еще не готова и будет готова в конце лета или ближе к осени, я согласился. На моей же машине только-только сделали мосты, сейчас их нужно устанавливать, настраивать подвеску, словом, начать и кончить. Что касается этого этапа, то я давно не выступал в триале штурманом. И мне понравилось! Едешь, от тебя ничего не зависит, ты не боишься, что сломаешь машину. Словом, просто едешь и наслаждаешься. Но у штурмана оказалось на удивление много работы. Сложно не было, сам этап был достаточно простой. Все сложности у других участников были в основном из-за недостатков в подготовке машин. А у Виталия машина едет и не ломается.



III этап Чемпионата России по джип-триалу.
Барсуки, Тульская область. Холодный ветер.


Третий этап Чемпионата отделяли от второго всего две недели. Организаторы очень надеялись, что на этот этап заявятся хотя бы 6–7 экипажей. Но нет… Автомобилей на старте опять было только три, а экипажей четыре (Филимонов договорился о выступлении на CJ-7 Гавинского). И если малое число участников на первом этапе вызывало только сожаление, то тот факт, что ситуация ничуть не улучшилась к третьему, вызывает откровенную тревогу. Получается, что если кто-то из спортсменов все же сумеет подготовить автомобиль к следующему этапу, вступить в реальную борьбу за «золото» он уже не успеет. Но если в итоговой ведомости Чемпионата будет значиться менее шести участников (сейчас их пять), то «серебро» и «бронза» никому присуждаться не будут.

Что же касается самого этапа, то он получился весьма интересным. Началось все с того, что организаторы в порядке эксперимента предложили участникам две секции вообще без ворот, этакий мини-рок-рейсинг. Лично мне эксперимент не показался слишком удачным. Трассы стоило сделать значительно длинней, а то после двух секций экипажи Гавинского и Филимонова отделяли друг от друга лишь две секунды. У Сергея Щетинина дела пошли чуть хуже – и в отношении времени, и в отношении штрафных очков, но не настолько, чтобы опускать руки и отказываться от борьбы. А вот «Ниве» Андрея Егорова барсуковские трассы оказались не по зубам, и после первой же секции Андрей был вынужден сойти. Неожиданности начались в третьей секции: на CJ Виталия Гавинского в самый неподходящий момент забарахлил бензонасос, и автомобиль заглох прямо в створе первых ворот, в то время как выступавший на этом же автомобилеФилимонов сумел пройти секцию, пусть со сбитыми воротами и 27 очками штрафа. И тут наступил звездный час для Сергея Щетинина и Дмитрия Кондрашова! Похоже, Сергей ехал по принципу «нам терять нечего», но это сработало, и он переместился на лидирующую позицию. В последней секции ситуация повторилась, но в зеркальном отражении: на этот раз бензонасос задурил в тот момент, когда за рулем был АнтонФилимонов. И хотя Щетинин проехал эту секцию с изрядным грузом штрафов, заработанное в третьей секции преимущество оказалось вполне достаточным, чтобы его экипаж получил первый в этом сезоне комплект золотых медалей. Что же касается Виталия Гавинского и Романа Щербова, то отличное выступление в последней секции помогло им обойти чемпионов прошлого года и занять вторую ступень пьедестала.

P.S. Итак, Чемпионат 2006 года перевалил через экватор. Все это говорит о том, что на данный момент дисциплина оказалась в состоянии очень серьезного кризиса. Похоже, организаторы Чемпионата несколько преждевременно сделали крен в сторону «жестких» трасс, на которых могут выступать только специально построенные прототипы. Впрочем, ситуация не кажется мне безнадежной: если комиссия по джип-триалам сделает правильные выводы, кризис вполне может быть преодолен. Но, боюсь, уже не в этом сезоне.

Третий этап Чемпионата России по джип-триалу 2006 года
МестоЭкипажАвтомобильШтрафные очки
1ЩЕТИНИН Сергей / КОНДРАШОВ Дмитрий УАЗ-3171142
2ГАВИНСКИЙ Виталий / ЩЕРБОВ Роман Jeep CJ-7694
3ФИЛИМОНОВ Антон / ЛУЦКИЙ Алексей Jeep Cherokee1053


Сергей ЩЕТИНИН
Пилот

ИЗМЕНИЛ ОБЫЧНОМУ ПРИНЦИПУ

Машиной в новой конфигурации я более чем доволен. Она стала реально лучше. Я теперь, во-первых, вижу колеса. Это очень важно. Появилась возможность загружать и разгружать подвеску, подтягивая мосты к раме. Но еще важнее – у меня появился штурман. Обычно, если я вижу, что трасса непроезжаемая, я въезжаю в секцию и выезжаю, не насилуя автомобиль, а сегодня я изменил своему обычному принципу... Что касается размера колес, то я считаю, что надежность и безопасность автомобиля гораздо важнее. Эти колеса, на наш взгляд, полностью соответствуют задаче. Автомобиль на них и безопасней, потому что выдерживает больший крен, и мосты не ломаются. Уникальность прошлого года в том, что я на каждый этап чемпионата приезжал своим ходом, и с каждого этапа эта машина также уезжала сама. Первые два этапа были для нас очень напряженными, потому что мы явно не выигрывали, и из глубин души поднимались пессимистические настроения. А сейчас стало понятно, что есть смысл продолжать бороться.


текст: Андрей СУДЬБИН
фото: Александр ДАВИДЮК, Андрей СУДЬБИН

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№7-8 июль-август 2006

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты