Летопись смутного времени

«От заката до рассвета». II этап Off-Road Challenge. Углич

Как-то так получилось, что я уже года три или четыре не бывал на соревнованиях «партизанской» серии. За это время «Партизан-трофи» успел побывать и в статусе этапов Кубка и Чемпионата России, и в статусе независимого кубка. И вот новые планы – серия Off-Road Challenge. И сразу же вопрос – зачем, собственно, название этапа организаторы позаимствовали у знаменитого фильма Роберта Родригеса? Какие такие вампиры будут пить джиперскую кровь в окрестностях Углича? И вообще, почему «От заката до рассвета», если в регламенте написано, что никаких ночных спецучастков не предусмотрено? Впрочем, Бог с ним, с названием. Важнее другое – какие будут трассы, как будет организовано судейство и получат ли участники то, за чем они сюда ехали? Конечно, у «партизан» с этим, как правило, все в порядке, но случаи, как известно, бывают разные…

Когда-то именно здесь, в Угличе, с ножа, пронзившего горло царевича Димитрия, началась большая русская смута… «И спускался на землю Русскую мор и глад, и всходило на небо по две, а то и по три луны, два, а то и три солнца светили днем, и бродили по полям и лугам огненные столпы, и поднимались невиданные доселе бури, сносившие кресты с церквей». Гибли от голода люди, и словно бы из смрада гниющих тел и возникала зловещая тень самозванного царевича. Но вы помните, чем все это кончилось – радостным благовестом московских колоколов, приветствующих ратников ополчения Минина и Пожарского. Нет, конечно же, у меня не было прямых исторических параллелей, но жесткие слова, высказанные Андреем Слепушкиным в адрес руководства РАФ (его интервью можно прочитать во втором номере журнала за этот год), давали основание ожидать, что «партизаны» собираются заварить кашу. Тем более что начало соревнований только усилило мои сомнения.

Опять сухо

Трасса представляла собой несколько коротких СУ, между которыми участники должны были перемещаться по легенде, соблюдая норму времени. Так вот, первый СУ оказался, как говорится, «ни о чем». По идее организаторов, спортсменам предстояло пройти несколько сот метров через лесок, дважды форсировав по пути небольшой ручей. Но матушка-природа выкинула очередную шуточку, и воды в ручейке почти не осталось. Да и берега, которые весной, во время прокладки трассы, были топкими и болотистыми, стали сухими и плотными. Словом, единственными трудностями на этом СУ были те, что участники создали для себя своими собственными руками. Например, стартовавшие первыми Алексей Малышев и Сергей Тихомиров из тверской команды «Мощщ» решили подвинуть преграждавший им путь ствол упавшего деревца рамкой лобового стекла своего УАЗа. В результате автомобиль расклинился между стволами, причем в довольно неприятном положении – заднее колесо начало стаскивать в ручей, и машина оказалась на грани переворота. Пришлось разматывать лебедку. Пока они этим занимались, их объехали несколько стартовавших следом участников.

Чайки над озером

Даже на таком коротком СУ нужно было все же как-то ориентироваться и следовать легенде. Ктото из участников пропустил хитрый поворот, ведущий к «нормальному» броду. Он вернулся назад, но след оставил. За ним отправились еще несколько экипажей. Они тоже вернулись, но след стал колеей. И вот те, кто ехал сзади, рванули по накатанному, затем взяли азимут на точку финиша… и плотно застряли в заболоченных зарослях. Из-за кустов был слышен рев моторов и визг лебедок, при том, что по «правильной» трассе можно было проехать на заднем приводе. Но я не слишком расстраивался – впереди был целый день, и мне было к кому пристать по поводу интересных мест. Дело в том, что доставку прессы на места событий взял на себя Иван Грошев из «Land Cruiser клуба», который участвовал в прокладке трассы и знал ее как свои пять пальцев. Иван задумчиво наморщил лоб, но затем лицо его просветлело, и он произнес: «Тут недалеко есть точка на окраине болота, а участники там прямо по воде поедут!» «По воде» звучало заманчиво и не вызывало никаких возражений. Действительно, точка оказалась весьма любопытной! В тот момент, когда мы к ней подъехали, через прибрежные кусты, вздымая буруны, промчался ГАЗ-69 Михаила Жака и Артема Михайличенко. Я пишу «прибрежные», потому что болотце оказалось настоящим лесным озерцом с затопленными березками посередине и кружащими над водным зеркалом чайками. Собравшись с духом, я побрел в «глубину». О, чудо! – воды в «озере» оказалось чуть более чем по колено, а дно было плотным и не заиленным. Тем временем я занял позицию и принялся высматривать следующую машину. Она не заставила себя ждать: сначала из кустов на противоположном берегу высунулся капот, экипаж посовещался, Land Rover Discovery все той же тверской команды «Мощщ» вновь пропал за кустами и появился именно там и с той стороны, что я и ожидал. Я снова сменил позицию… И на этом мое журналистское везение закончилось. Одна за другой команды появлялись из кустов, но вид водного пространства производил на экипажи такое впечатление, что они исчезали в зарослях и больше не появлялись. Зато из лесочка начали доноситься характерные звуки – команды решили пробиваться по гребню в стоящую на холме деревню, а оттуда двигаться по грунтовой дороге. Примерно через час мне стала ясна бесперспективность дальнейшего стояния в воде, и мы отправились дальше. Иван предложил следующее «блюдо» нашего обеденного меню – брод на трассе ТР1.

Где же они проехали?

У брода мы обнаружили девственно чистый луг и отсутствие следов каких-либо автомобилей. Связались по рации с КП, расположенным неподалеку от брода, и узнали, что несколько машин через КП уже прошли. Интересно, откуда они там взялись, если на броде никого не было? Может быть, это не тот брод? Нет, линия трека в приемнике GPS недвусмысленно утверждала, что мы находимся в нужном месте, а через минуту мы получили и еще одно подтверждение: с «правильной» стороны к нам подъехала пара участников на кроссовых мотоциклах. Упакованные в пластиковую броню парни в поводу провели своих коней через топкий брод и умчались, швыряясь комьями мокрого грунта. Мы же решили двигаться навстречу машинам зачета «Туризм». По словам нашего чичероне, впереди должно быть единственное сложное место – переправа по бобровой плотине.

Вот и творение трудолюбивых грызунов, красы среднерусской фауны. С одной стороны от нагромождения бревен – совершенно непреодолимое болото в «тосненском» стиле, с другой – ручеек. Форсирование его потребовало он нас размотать лебедку, но буквально через минуту мы выскочили на просеку, где и обнаружили пребывающую в глубоких раздумьях команду ТАО (б) и примкнувший к ним московский экипаж (Тихон Красовский и Дмитрий Русаков) на Isuzu Trooper. Возможно, если бы наша «восьмидесятка» не выскочила из кустов как чертик из табакерки, вся эта гоп-компания тоже убоялась бы лапо- и зуботворной болотины и, как все стартовавшие ранее экипажи, отправилась бы искать объезд. Но теперь оснований отступать у них не было, и кавалькада в составе Cherokee, Isuzu Trooper, двух Jeep Wrangler и нашего Land Cruiser в качестве замыкающего смело бросилась штурмовать брод через плотину.

В люди

Вечером, уже в лагере, «пройдясь по кострам», я убедился, что сегодняшний день оставил противоречивое чувство не только у меня. Одним сегодняшние трассы показались до неприличия простыми, а другие сетовали, что участки между СУ были гораздо сложнее самих спецучастков, а отведенные на их прохождение нормы времени – совершенно нереальными. Участники зачета ТР1, наоборот, жаловались на то, что им предложили просто убийственные препятствия. Много нареканий вызывало отсутствие контроля за прохождением трасс:
– Они на 20 минут позже нас стартовали, на трассе не обгоняли, а на КП сказали, что они финишировали 40 минут назад?
– Да, в регламенте было прописано, что отклонение от трасы более чем на 50 метров подлежит пенализации, но как это отклонение отследить?

Впрочем, были и те, кому понравилось все: и трассы, и легенды, и отношение. Что же касается меня, то беспокоило малое количество сделанных за день кадров. Хотелось надеяться, что следующий день окажется интересней и для джиперов, и для журналистов. И надежды оказались не напрасными…

Рельсы

Практически весь следующий день я провел на одном-единственном месте – рядом с финишем первого СУ второго дня. Дело в том, что трассы всех зачетных категорий выводили участников на заброшенную лесную дорогу. По ней экипажи вполне комфортно доезжали почти до финиша спецучастка. Собственно, они уже видели автомобиль судейской команды и стоящий около него складной столик с протоколами. Одна загвоздка: от финиша их отделял мост через ручей, точнее, то, что от этого моста осталось – две бетонные балки шириной сантиметров 30–40 каждая. Но колея большинства автомобилей не слишком хорошо соответствовала расстоянию между балками... Один за одним бойцы подгоняли свои аппараты к началу переправы, примеривались, но затем отступали назад, предпочитая вполне понятную битву с заболоченной поймой риску соскользнуть с бетонных «рельсов». Но ручеек, который им предстояло преодолеть, оказался коварным, и вскоре в его липких торфяных объятиях сидел уже добрый десяток машин. И тут произошел прорыв: зеленоградцы Аркадий Сабитов и Сергей Суханов все-таки решились провести свой УАЗ по балкам. Оказалось, это вполне возможно, а раз это смог сделать один, значит, смогут и другие...

Преодоление

Итак, закончился второй этап серии Off-Road Cellenge. Сегодня можно с уверенностью сказать, что в общем и целом соревнование получилось! Не случайно же настроение участников в финишном лагере в корне отличалось от того, что я наблюдал днем раньше, вечером. А объясняется все просто – участники, вне зависимости от занятых мест, получили то, ради чего они готовили машины к соревнованиям и платили заявочные взносы. Они получили… радость преодоления.


Андрей СЛЕПУШКИН
Руководитель гонки

ЭКСТРЕМАЛЬНЫЙ АВТОТУРИЗМ

Соревнования Off-Road Challenge в своей сути являются маленькими экспедициями, чтобы было постоянное перемещение без постоянного базового лагеря. Думаю, что в дальнейшем мы будем успевать писать под маршрут историческую подоплеку. Сейчас мы не вдавались в эти подробности, и участники, например, не знали, что кусками их трасса шла по старому екатерининскому тракту и другим дорогам, которыми очень давно никто не пользуется. Это конкретное соревнование мы делали совместно с «Land Cruiser клуб», и никакой спешки у нас не было. Вся трасса была протестирована на Land Cruiser 80, на 35х BF Goodrich, то есть, по нашим понятиям, просто проходимым автомобилем, который приспособлен для дальних путешествий и по своим возможностям близок к подготовленным автомобилям категории TP1. И я очень рад появлению у нас вновь этого класса тяжелых машин, которые фактически, что греха таить, были выкинуты из всех соревнований. Что же касается несовпадений по нормам времени, то все это из-за того, что на эти соревнования приехал совершенно новый контингент, чему я очень рад, но эти участники чуть менее опытны и не смогли уложиться в столь зажатые нормы. Но в итоге все сложилось, в том числе и спортивная борьба. Ближе к началу соревнования я начал понимать по составу заявленных участников, что трассу надо сокращать и упрощать.

С организаторской стороны у нас есть одна проблема – контроль прохождения маршрута. Но тут у нас родилось вполне рациональное решение, и мы его попробуем на следующем этапе. Очень не хочется связываться с электроникой. Она меняет настроение людей на трассе и отношение к самой езде. На следующем этапе мы будем делать соревновательные участки, грубо говоря, только до обеда, и СУ будут относительно короткими – может, 400 метров, а может, километр, как уж природа позволит, но не более четырех. Хочется, чтобы основное время дня люди не дергались по поводу нормы времени, а просто проехали несколько незачетных точек.

Начало следующего этапа уже готово. Пройдет он в том же формате, то есть в рамках «Золотого Кольца». Наша идея – замкнуть кольцо и раскрутить этот проект линейной гонки в средней полосе. Кстати, хочу извиниться за свои нападки на большой спорт. Он, безусловно, имеет право на жизнь, но я открыто заявляю, что наша линия – это экстремальный автотуризм. А еще мы планируем серию вылазок выходного дня «Партизан-уикенд». Там не будет никаких отсечек времени, но трассы будут тяжелые. Если мы и вернемся в спорт, то в несколько ином качестве. Я обратился в комитет с вопросом, возможно ли назвать «Золотое Кольцо», которое мы делаем к следующему году, Кубком России по трофи-марафонам.


текст и фото: Андрей СУДЬБИН

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№7-8 июль-август 2006

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты