Вне времени

Land Cruiser FJ 55 выпускался до 1980 года, однако в России таких машин просто нет. Редкость они и в Европе. 55-ю серию экспортировали главным образом в США и Австралию, где до сих пор сохранилось довольно большое число этих ветеранов. Однако ехать на другой конец света, чтобы живьем увидеть легендарный автомобиль и оценить, насколько комфортабельным по современным меркам был первый Land Cruiser, мне не пришлось. Нужная машина нашлась во Франции. Ездит на ней обычный прованский фермер, а в его гараже стоят еще три полуживых «донора запчастей». Интересно, что у одного из них очень редкий кузов. У большинства LC 55 дверь багажника состоит из двух створок, открывающихся в стороны, а тут- цельное стекло, поднимающееся вверх, и откидной борт.

Ришар, хозяин всего этого автопарка, признался, что не очень осведомлен о прошлом своих «сокровищ». Тот экземпляр, на котором он ездит, был привезен из Австралии, где его оснастили огромным кенгурятником, верхним багажником, дополнительными прожекторами, газобаллонным оборудованием и вторым бензобаком. Машина выпущена в 1974 году. По всей видимости, она была в числе первых модернизированных FJ 55. По крайней мере, у нее уже 4,2-литровый карбюраторный двигатель и четырехступенчатая коробка передач, а ведь до этого 55-я серия, как и 40-я, комплектовалась 3,8-литровыми бензиновыми двигателями и трехступенчатыми коробками. Пробег автомобиля неизвестен - сложно сказать, сколько кругов уже намотал одометр, показывающий 50 тысяч с хвостиком. При этом, несмотря на возраст, автомобиль в очень неплохом состоянии. Да, родная краска кое- где облупилась, а обивка сидений полопалась, но при этом машина работает как надо.

Такие вот аналогии

Сев за руль этого Land Cruiser, я очень быстро понял, какой из отечественных автомобилей он мне напоминает. ГАЗ-51! Такой же звук рядной низкооборотной «шестерки», большой трехспицевый руль с тонким жестким ободом и безо всякого гидроусилителя, цельный почти плоский диван с нерегулируемой спинкой, тяжелые педали, огромные ходы рычага коробки передач и «тракторная» тяга с самых низких оборотов. При этом резвой машину не назовешь. Разгоняется она плавно, степенно, но всегда одинаково прогнозируемо, вне зависимости от загрузки.

В салоне просторно. По-американски мягкий и аморфный передний диван, регулируемый целиком и только в продольной плоскости, может спокойно вместить троих. Но среднему пассажиру придется куда-то девать ноги, чтобы не мешать рычагам управления трансмиссией. Как ни странно, посадка в машине довольно низкая, из-за чего обзор получается так себе. На зад-нем диване места тоже предостаточно, даже если передний отодвинуть до упора. При этом он складывается, увеличивая багажник по длине пола почти на метр. Но на данном автомобиле этим преимуществом воспользоваться было уже нельзя -в багажнике сделан специальный шкаф-органайзер. Сделан, надо сказать, он довольно неплохо и весьма удобно.

Без компромиссов

На ходу Land Cruiser показался мне довольно шумным и жестким автомобилем. Но это опять же если судить с высоты современных представлений о комфорте. Если же сравнивать с «сороковкой», другими вездеходами или грузовиками середины XX века (а каковы тогда могли быть еще эталоны для внедорожника?), то эти показатели совсем неплохи. Зато чувствуешь, что едешь на серьезном большом автомобиле, внедорожнике без всяких компромиссов. Несмотря на тяжелый руль, невысокую избирательность коробки передач (она здесь уже полностью синхронизированная), длинные ходы педалей и другие чисто грузовые ощущения, автомобиль показывает очень достойную управляемость, обратную связь и траекторную устойчивость. По асфальтовому шоссе мы забираемся в скалистые холмы, усаженные виноградом, и съезжаем на каменистую тропу. Включаю хабы. Интересно, что на них маркировка... Warn. Честно говоря, не знаю, поставляла ли эта американская фирма их на японский конвейер, но судя по дизайну, они того же времени, что и машина. Хабы делают полный оборот и защелкиваются. Теперь можно с помощью тоненького старомодного рычажка в салоне возле левой ноги включать передний мост, пониженную передачу, а затем уже лезть на камни. Спуск, подъем, траншея по диагонали... Toyota, несмотря на возраст, тащит как трактор. Мотор хоть и бензиновый, но тяги на почти холостых оборотах тут как у паровоза. Торможение двигателем на крутых спусках - на пять с плюсом. Все сомнительные места мы проходим на удивление легко. Но при этом видно, что ходы подвески у автомобиля довольно маленькие.

Гражданский, но не городской

Покатавшись по склонам и поняв, что с проходимостью у автомобиля все в порядке, я вернулся на асфальт, остановился, одним движением пальца выключил пониженную передачу и начал выключать передний мост. Сначала я пытался сделать это на стоящем автомобиле, затем на едущем, с выжимом сцепления и без - все без толку. Оказалось, что все гораздо проще: в первую очередь нужно отключить хабы и проехать назад, после чего рычаг мягко переводится из 4Н в 2Н. Честно говоря, с такой странной схемой я столкнулся впервые, и она меня озадачила. В целом же машина произвела удивительно приятное и доброе впечатление честного надежного внедорожника. Что же до комфорта, то не надо рассматривать Land Cruiser 55 как статусный городской автомобиль, и все встанет на свои места. Да, он безусловно гражданский, но совершенно не городской. Его место - на тяжелых проселках, в дальних экспедициях. В таких условиях он даже сегодня не будет восприниматься анахронизмом. Просто есть понятие «ретро», а есть понятие «вне времени»...

текст и фото: Евгений КОНСТАНТИНОВ

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№7-8 июль-август 2006

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты