Запас хода

Как увеличить пробег от заправки до заправки

Дорожная инфраструктура нашей страны прекрасно развита вокруг двух столиц, неплохо себя чувствует в европейской части в целом, иногда встречается на Урале. А вот в Сибири, Заполярье и на Дальнем Востоке инфраструктура в виде АЗС попадается далеко не каждую сотню километров. А без топлива далеко не уедешь.

Если вы готовите свой внедорожник для дальних путешествий, то наряду с внедорожным оборудованием встает вопрос увеличения запаса топлива. Вариантов тут всего два: либо ставить дополнительные топливные емкости, либо запасаться канистрами. В этой статье мы разберем плюсы и минусы обоих вариантов. И начнем с более бюджетного и, как следствие, популярного.

Канистры

Сколько километров между заправками? Вот один из самых популярных вопросов во время подготовки к путешествию. Его задают будущие участники экспедиции, чтобы понять, сколько канистр с собой брать. Обычно это внушительное количество. И пока канистры пусты, проблем они особых не доставляют, лежат себе и лежат, разве что полезный объем занимают. Но вот колонна подъезжает к заправке, за которой начинается дикая местность, и все начинают заливаться по полной. И тут выясняется, что пять из восьми канистр текут и все как одна воняют. В салон машины такое не положишь — начинается крепеж емкостей на верхний багажник, причем стоя, чтобы не текли. И вроде бы победили проблему, канистры не воняют в салоне, все надежно закреплено, вот только машина, из-за того что 150 кг угнездились на крыше, стала такой валкой, что ни о каком движении по рельефу и речи идти не может. Группа снова останавливаетс я, и начинается перераспределение багажа. По одной-две канистры на чужие верхние багажники и в грузовые отсеки пикапов. Проблема снова побеждена, уже во второй раз. А впереди предстоит заправка машины из этих канистр, процедура утомительная и неприятная, потому что сначала надо отвязать их от багажника, потом просить кого-то придержать воронку и долго обнимать тяжелую тару руками, стараясь не пролить горючее. Особенно это противно делать под проливным дождем или в пургу. А еще во время зимних путешествий по Заполярью очень неприятно осознавать, что солярка в канистре на крыше от мороза и постоянного обдува ледяным ветром превратилась в кисель и ее надо отогревать в салоне, перед тем как залить в бак. Пройдя через вышеуказанные мытарства, любой путешественник к следующей дальней поездке обзаведется дополнительным топливным баком и забудет все эти «танцы с канистрами» как страшный сон. Единственный внедорожник, на котором перевозка канистр дело удобное и необременительное, это пикап. Но наличие отделенного от салона грузового отсека снимает лишь проблемы с неприятными запахами и дополнительным багажным пространством, при этом процедура по опорожнению тары в бак никуда не исчезает.

Дополнительный бак

Так что как ни крути, а от дополнительной топливной емкости, установленной стационарно, не уйти. Где ее расположить? Тут масса вариантов. Например, в УАЗах 469-й серии и ее «наследниках» дополнительный бак прекрасно встает под полом багажного отделения внутри рамы. При этом штатные баки обычно вовсе демонтируются, так как в условиях внедорожного туризма они там долго не живут. Иногда новый бак делают настолько большим, что приходится вырезать полик багажного отделения и поднимать его выше. В Land Rover, Toyota Land Cruiser, Nissan Patrol и многих других дополнительный резервуар устанавливается на место запасного колеса. К тому, как это реализуется во внедорожниках Toyota Land Cruiser 105, мы еще вернемся в этой статье. Но на некоторых автомобилях установить дополнительную топливную емкость не представляется возможным из-за отсутствия свободного места под днищем. Чаще всего такая ситуация имеет место на современных машинах с интегрированной рамой. Но это не повод отказываться от увеличения запаса хода. Просто нужно пойти немного другим путем — демонтировать штатный бак и изготовить другой большего объема, который и установить вместо штатного.

О том, как организовать систему топливоподачи из дополнительного бака, мы поговорим вскользь, так как эта тема весьма специфична. Дело в том, что в каждом конкретном случае нужно исходить из реалий своего двигателя. Если у вас старый добрый дизельный мотор с рядным ТНВД, то совершенно спокойно можно продублировать систему топливозабора и переключать подачу с помощью обычного электроклапана. Если же вы владелец современного двигателя, то проще установить систему перекачки топлива из дополнительного бака в штатный, чем городить огород с топливной системой высокого давления.

Еще один важный вопрос: из какого материала изготовить новый бак? Для большинства популярных моделей внедорожников в продаже имеются австралийские дополнительные баки от ARB. Я бы не рекомендовал их к установке по той простой причине, что это обычные баки из черного металла, стоящие довольно дорого только потому, что их провезли через полмира. В любом профессиональном внедорожном тюнингателье вам сделают точно такой же бак за меньшие деньги и, возможно, большего объема и лучшего качества. Также можно изготовить дополнительную топливную емкость из нержавеющей стали.

Плюсы вышеописанных процедур понятны: увеличивается запас хода, интервал между заправками и нет никаких проблем с канистрами. Но есть и минусы. Их два. Первый в том, что, как бы ни старались мастера, сделать бак на 200 л, из которого топливо будет использоваться полностью, к сожалению, конструктивно невозможно. Поэтому, установив такой бак, вы должны быть готовы к тому, что в качестве несгораемого остатка в нем всегда будет плескаться литров 15—20 горючего. Ну и второй недостаток, гораздо более критичный, это вес. Бак сам по себе тянет на пару-тройку десятков килограмм и грязи на себя соберет еще килограмм на десять, так что его установка утяжелит ваш внедорожник и это надо четко понимать. Но все же плюсов у дополнительного топливного бака существенно больше, чем минусов.

И если вы всерьез решили стать внедорожным путешественником, то рано или поздно осознаете необходимость установки дополнительной топливной емкости, потому что любой автотурист скажет вам: запас хода — это наше все.


Японцы давно все придумали

Так как я уже давно путешествую на внедорожниках Toyota Land Cruiser 80-й и 105-й серий, с установкой дополнительного бака сталкивался неоднократно. И хочется сказать большое спасибо японским автостроителям, продумавшим эту процедуру от и до. Начнем с того, что для этих моделей существует заводской дополнительный бак. Правда, емкость всего в 40 л делает его практически бессмысленным для экспедиционного автомобиля, но зато к нему существует вся фурнитура, поэтому вам остается только приобрести тюнинговый бак или изготовить его самостоятельно. Все остальное, начиная от горловины с разводкой на два бака и заканчивая кнопкой переключения, можно купить «родное». Разница между 80-й и 105-й моделями только в том, что у второй при переключении баков на панели приборов загорается надпись SUB, а в «восьмидесятке» такой роскоши не предусмотрен о. Что до цен, то австралийский бак на 180 л стоит около 80 000 руб., серийно выпускаемые о течественные — около 60 000, а индивидуально изготовленные из нержавеющей стали — в диапазоне 70 000–90 000.

Бак устанавливается в межрамное пространство под багажным отделением. Несмотря на внушительные размеры, емкость не увеличивает свес. На вопрос, каков должен быть объем дополнительного бака, у меня как путешественника есть только один ответ — максимально возможный. Поэтому на «восьмидесятках» и «стопятках» моей экспедиционной команды стоят дополнительные баки емкостью в 190 л. При штатном баке в 90 и расходе в 13–15 л общий запас хода получается в районе 2 тыс. км, что очень неплохо с точки зрения свободы передвижения. Даже когда вы отправляетесь на маршрут в 500 км, лишнее топливо не помешает. Любому путешественнику известно, что внедорожные маршруты измеряются не в километрах, а в днях, поэтому рассчитать количество топлива заранее обычно не представляется возможным и дополнительный запас хода не помешает.


текст: Лёня Немодный
фото из архива автора

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№12 декабрь 2013

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты