Лучшее побеждает не всегда

Alfa Romeo Matta: красота по законам военного времени

В 1951 году по заказу итальянского правительства сразу две компании приняли участие в конкурсе на разработку утилитарного внедорожного легкового автомобиля для армейских нужд. Нетрудно догадаться, что это были FIAT и Alfa Romeo. Представленные ими модели и по названиям, и по конструктивным решениям полностью отражают разницу в подходах двух итальянских компаний. И та и другая модели носили индекс AR‑51, что означало «Автомобиль разведки (Autovettura da Ricognizione) образца 51 года». Но, что характерно, модель компании FIAT называлась Campagnola (т. е. «крестьянская, для сельской местности»), модель же Alfa Romeo прозвали Matta («сумасшедшая, бесшабашная»). Именно о ней и пойдет речь.

Kак и во многих других странах, история итальянского полного привода началась с армейских грузовых автомобилей. Надо признать, Вторая мировая война всерьез подстегнула развитие автопрома по обе стороны океана. В конце 30-х в США появляются первые легковые утилитарные внедорожники Bantam, Италия же задумывается о полноприводных грузовиках. Пионером в этой области была, естественно, компания FIAT, вписавшая себя в историю автопрома хотя бы тем, что первое системное использование автомобилей в военных действиях произошло во время итало-турецкой войны. В боях участвовали автомобили Fiat Tipo 2 и разработанный специально для ливийской операции Fiat 15. Последний собирался и в России, а впоследствии стал прототипом АМО-Ф 15. Эти грузовые автомобили имели привод только на одну, заднюю, ось. Но уже в конце 30-х годов в сотрудничестве с компанией SPA начинают создаваться такие монстры, как полноприводный тягач SPA TM40. Вскоре обрел полный привод и классический грузовик Fiat 626.

Компания же Alfa Romeo пошла, как обычно, своим собственным путем. Она не могла остаться в стороне от разразившейся войны и поэтому тоже начала производить машины для армии. В ее активе — самый быстрый штабной автомобиль Alfa Romeo 6C 2500 Coloniale, развивавший скорость до 130 км/ч, и самый красивый грузовик времен Второй мировой войны Alfa Romeo 430.

Однако вернемся к конкурсу 51 года. Руководствуясь каждая своими принципами, обе фирмы представили министерству обороны автомобили. Первым представленным прототипом от Alfa Romeo был упрощенный вариант, созданный на базе Land Rover Series I со слегка измененной передней частью. Двигатель позаимствовали у довоенных седанов серии «1900». В целом автомобиль военным понравился, но они тут же выкатили целый список дополнительных требований и пожеланий.

Следующий вариант, следуя инструкциям министерства обороны, был сделан с независимой торсионной подвеской. Так же поступили и конструкторы FIAT. Кроме того, по требованию военных была уменьшена компрессия (в расчете на низкооктановый бензин), а также произведена доработка двигателя для достижения большей мощности и тяги на малых оборотах.

Вот характеристики представленных автомобилей.

Fiat AR-51
Двигатель1901 см3, 53 л.с. при 3700 об/мин
Скорость100 км/ч
Длина3634 мм
Ширина1546 мм
Высота1945 мм
Вес1290 кг
Грузоподъемность480 кг
Alfa Romeo AR-51
Двигатель1995 см3, 65 л.с. при 4400 об/мин
Скорость105 км/ч
Высота1820 мм
Вес1250 кг
Колесная база2200 мм
Грузоподъемность650 кг

Уже из этого простого сравнения видно, что Alfa Romeo сделала автомобиль лучше по многим параметрам. Он был легче, имел большую грузоподъемность и развивал более высокую скорость. Легендарный двигатель, устанавливавшийся на довоенных седанах Alfa Romeo 1900, был более мощным, чем тот, что выбрали инженеры FIAT. К числу достоинств автомобиля относился весьма приличный дорожный просвет, равный 205 мм, и больший, чем у Fiat Campagnola, угол опрокидывания. Единственное, в чем конструкторы Alfa Romeo уступили конкурентам, это стоимость как самого автомобиля, так и его содержания. Обладающая гоночным темпераментом Matta стоила намного больше своего «крестьянского собрата» и была существенно прожорливей по части топлива. Кроме того, компании FIAT удалось снизить себестоимость производства за счет унификации узлов со многими автомобилями, относящимися к военной и грузовой линейкам, а также за счет применения большого количества компонентов собственного производства.

В итоге при выборе победителя министерство обороны руководствовалось практическими соображениями цены и стоимости обслуживания и на вооружение был принят Fiat Campagnola. В армию призвали «трудягу-крестьянина», а «бесшабашный гонщик и стиляга» оказался не у дел.

Как же складывалась судьба столь знаменательного автомобиля после этого? Руководство Alfa Romeo не захотело мириться с проигрышем и развернуло масштабную рекламную компанию своего детища. В результате модель и получила прозвание Matta, «бесшабашная». Например, один из прототипов с мотором серии «1307» въехал наверх и спустился вниз по лестнице базилики в Ассизи, а затем повторил этот подвиг на «Монте Стелла» в Милане.

На популярнейшем соревнованиии Mille Miglia 1952 Matta победила в категории военных автомобилей. В гонке участвовали два Fiat Campagnola и две Alfa Romeo Matta. К финишу первыми пришли пилоты Alfa Romeo Антонио Коста и Франческо Верга. Их Matta преодолела дистанцию менее чем за 17 ч, опередив соперников на 40 мин.

Многочисленные эксперты пророчили автомобилю большое будущее, и в марте 1952 года началось его серийное производство на авиационном заводе «Сан-Мартино», в коммуне Помильянод’Арко недалеко от Неаполя. Серийная машина имела V-образный двигатель серии «1307» с двумя распредвалами, четырехступенчатую коробку передач, шины размером 6,40x16 и две муфты включения заднего и полного приводов.

В апреле того же года два автомобиля с небольшими прицепами участвовали в рейде по Южной Америке общей протяженностью 7 тыс. км. Трасса пробега пролегла через бразильский штат Мату-Гросу, Парагвай, Аргентину и закончилась в Перу. И в горячем тропиках, и в холодных Андах автомобили показали себя весьма достойно.

Всего было произведено 1899 машин марки AR-51 и 154 — марки AR-52 (такой индекс получила гражданская версия Matta). По данным статистики, эти автомобили распределились следующим образом:

  • продано частным лицам — 116 шт. AR-51 и 154 шт. AR-52
  • министерство обороны (включая карабинеров) — 1281 шт.
  • министерство внутренних дел (дорожная полиция) — 457 шт.
  • министерство военно-морского флота — 29 шт.
  • министерство авиации — 11 шт.
  • министерство финансов — 3 шт.
  • министерство транспорта — 1 шт.
  • министерство сельского хозяйства — 1 шт.

У Matta до сих пор есть приверженцы, которые собирают и реставрируют немногие уцелевшие экземпляры автомобилей. А еще Matta участвует в соревнованиях, даже сегодня демонстрируя надежность узлов и агрегатов в самых сложных условиях.

текст: Юрий ТАГУНОВ
фото из архивов Centro Documentazione Alfa Romeo и Fonte Registro Alfa Romeo Matta

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№6 июнь 2013

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты