Безлюдная тундра

Попытка путешествовать без сопровождающих

Каждую зиму мы отправляемся в Заполярье, дабы всласть насладиться бескрайними просторами и побыть какое-то время наедине с собой. Так мы поступили и в этот раз. Вот только никакой возможности остаться один на один с дикой природой нам не дали.

Мы дошли До Котласа, как и положено отважным покорителям севера: пустые дороги, снег и суровые экспедиционные будни. Подъехали к ледовой переправе через Вычегду, тут-то все и началось. Оглядев наши подготовленные внедорожники, дежурный на КПП изрек: «Своих догоняете?». Я не придал значения этой нелепой фразе, решив, что от мороза и алкоголя у мужика случились видения.

Прошли переправу, заночевали в лесу. Когда ужин подошел к своему логическому завершению, я удалился от лагеря и приступил к вечернему моциону, предварительно развернувшись по ветру. Я стоял рядом с заснеженной дорогой, по которой нам предстояло утром продолжить путь. Тут мимо пронеслось три лифтованных внедорожника, улепленных наклейками. «М-да, — подумал я. — На севере становится тесновато».

Жизнерадостные поляки

Утром мы продолжили свой путь в гордом одиночестве, которое, увы, продолжалось весьма недолго. Буквально через пару десятков километров у стелы на границе Республики Коми мы догнали те самые внедорожники, промчавшиеся мимо меня ночью. Опа! А номера-то у них польские. Надо же, братья-славяне! Естественно, мы остановились и незамедлительно приступили к братаниям. Обменяли водку на невнятное тридцати пятиградусное пойло, подарили друг другу внедорожные журналы и сфотографировались на память. Затем решили поговорить «за жизнь». Выяснилось, что эти ребята едут точно туда же, куда и мы, а именно в Салехард через Воркуту.

«Е-мое, накрылось единение с природой, — подумал я, — такая толпа на зимнике это не «автономка», а шапито какое-то». Дальше пошли колонной из шести машин — три наших и три «не наших». Поляки на вседорожной и «мудовой» резине. Ехать быстро не могут, с дороги вылетают. Жесть. Наконец-то братья-славяне решили притормозить. Естественно, мы немедленно ушли в отрыв. И снова романтика странствий и одиночество.

Пока заправлялись в Ухте, эти демоны нагнали нас снова. Но после довольно быстро потерялись, оставшись ночевать в городе. Мы, естественно, включили форсаж (если это понятие вообще применимо к нашим атмосферным дизелям) и умчались на Печорский зимник

Не успели мы обрадоваться тому, что расстояние, отделяющее нас от братьев по разуму, увеличилось, как на обочине зимника обнаружился засевший камаз. И вот вместо того чтобы мчать в туманную даль, мы два часа извлекаем бедолагу. Поставили грузовик на ход и нажали на педали.

Все бы хорошо, но я снова (в третий раз на одном и том же месте) допустил навигационную ошибку, и мы, свернув не туда, вместо Печоры приехали к газовым насосам. Ладно, ничего, запас еще есть, мы оторвемся. Естественно, поляки нас немедленно догнали и сопровождали до самой Печоры.

Пурга-сводница

В городе мы провели два дня, отдыхая и набираясь сил. И вот снова в пути. А погодка не шутит, ветер все сильнее, дорогу переметает, и видимость метров десять. Одно хорошо — поляков давно не встречали.

До Инты добрались уже по темноте и сразу выскочили на Воркутинский зимник. За последующие сутки проехали всего половину дороги и… снова уперлись в поляков. Те, потеряв надежду пробиться дальше, встали лагерем. Мы решили, что такие героические парни, как русские джиперы, не должны пасовать перед трудностями. Поэтому, помахав руками полякам, отважно углубились в пургу. Правда, не сильно, метров на двести. Впереди переметы в рост, сбоку ветер, сзади фары поляков (они за нами поехали). В общем, ночевали мы кучкой на зимнике. Утром продолжили рубиться. Ветер гонит снег, ребята машут лопатами, а машины едут в час по чайной ложке. Я уже совсем было решил принести в жертву местным богам парочку нетрезвых поляков, но тут пришел бульдозер и всех спас.

Следуя по ровной твердой дороге, остающейся за ковшом гигантского трактора, мы добрались до автобазы местного отделения Газпрома. При этом выяснилось, что бульдозер шел именно сюда и дальше дорогу чистить не планирует. На наш закономерный вопрос: «Что же делать?» — местные ребята ответили классическим: «Сухари сушить». В том смысле, что «ждите, пока пурга не утихнет, тогда и дорогу начнут чистить». Ну что нам оставалось? Мы выбрали в качестве временного укрытия от пурги стопку бетонных плит и, выставив внедорожники в ряд, принялись ждать хорошей погоды.

В машинах мы провели два дня. За это время несколько раз приходили в гости поляки, пережидавшие пургу за земляным отвалом в двадцати метрах от нас. Также нас навестили местные трактористы, которые продали нам двухсотлитровую бочку солярки за две тысячи рублей и полтора литра водки. Потом водилы приходили снова и клянчили водку, но ее уже не было.

Отсутствие действий и водки одновременно ввергло меня в пучину сильной нелюбви к окружающим в лице жизнерадостных поляков и утомленных трактористов. От необратимых действий меня удержал исключительно тот факт, что пурга пошла на убыль и вечером второго дня на зимник встал бульдозер, дабы чистить дорогу. За ним моментально выстроилась очередь из двух десятков грузовиков, трех наших машин, трех польских и нескольких разномастных внедорожников местных жителей, не меньше нашего хотевших попасть в Воркуту.

Бульдозер работал медленно и без огонька. Маленький ЧТЗ больше разгребал снег в стороны, чем прочищал дорогу, и за ночь мы продвинулись от силы километров на пять. Под утро бульдозерист объявил, что его смена закончилась, и уехал обратно на базу. Пурга заметала машины, мороз усиливался, и вроде бы самое время приступать к терпению лишений и борьбе за жизнь на безлюдном зимнике, только делать это совершенно невозможно, когда тебя окружает несколько десятков машин. Все испуганы, нервничают и честят дорожников на чем свет стоит, в общем, все как дома в вечерней пятничной пробке.

Утром пришел другой бульдозер, огромный и бодрый, с ним подтянулась еще одна колонна грузовиков и… как вы думаете кто? Нет, не поляки, поляки никуда и не уходили. Ну подумайте, кто может появиться на зимнике, когда ты уже видеть не можешь полноприводные автомобили. Правильно! Два улепленных наклейками лифтованных внедорожника из клуба «Там в России».
    — Привет! Чего стоите?
    — А что делать-то? Лежать?
    — Да не, надо всех обходить и по тундре идти!
    — Идите и поляков с собой прихватите.

Естественно, никто никуда не пошел. Мы так и толкались в этой пробке еще несколько часов. А потом бульдозерист сказал, что дальше чистить не будет, потому что, куда ему было надо, он уже приехал, а все остальное его не тревожит. «Уралы» попробовали идти по целине и завязли. Мы обошли их и, проехав еще несколько десятков метров, обратили внимание на огни вдалеке. К нам навстречу шла колонна из Воркуты с бульдозером в качестве флагмана. Весь азарт покорения бездорожья в нас мгновенно утих, и мы решили скоротать время в ожидании встречных за ужином и приятной беседой, благо поляки подотстали. Во время трапезы мы с интересом наблюдали за «тамовцами». Те наминали себе путь в нашей колее, потом спускали колеса, потом пробовали проехать через перемет впереди, потом возвращались, потом качали колеса — в общем, как могли, терпели лишения, пользуясь любой возможностью. Меня даже охватила легкая зависть. Тем временем бульдозер приблизился к нам вплотную и, накидав снег с дороги в трехметровые сугробы, чинно проследовал дальше, за ним шла вереница грузовиков и… Ну, угадайте, кто! Конечно, внедорожник в наклейках с… Вот теперь точно не угадаете, с чем. С прицепом, заполненным МОТОЦИКЛАМИ! Откуда они ехали? Правильно! Из Салехарда через Воркуту. Понятное дело, что снова братания, обмен журналами и наклейками.

«Тамовцы», как только поток встречки иссяк, с пробуксовкой сорвались вдаль. Ясное дело, ребятам не меньше нашего хотелось потерпеть лишения в диночестве. Попрощались с мотоциклистами, из всего разговора мне больше всего запомнился их ответ на мой вопрос: «Парни, вы что, совсем отмороженные, на зимник на эндуро выпираться?» — «Если бы мы знали, что нас там ждет, то ни за что бы не поехали!» Эх, мужики! Да если бы я знал, что меня тут ждет, то поехал бы в Европу, уверен, там путешественников гораздо меньше, чем здесь.

Итак, колонны грузовиков скрылись вдали, уехали «тамовцы», мотоциклисты удалились, даже поляки куда-то свинтили. И вот мы остались один на один с зимним бездорожьем. Мне хотелось плакать от счастья. Наша команда была готова приступить к суровым экспедиционным будням. Впереди нас ждала далекая и безлюдная Воркута.

Продолжение следует.

текст: Лёня НЕМОДНЫЙ
рисунки: Катя ЧУДНОВСКАЯ

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№6 июнь 2013

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты