Самостийный офф-роуд

Обзор внедорожных клубов Украины

Большинство ныне здравствующих украинских внедорожных клубов начинает свою историю с 2005–2006 годов. Рыцари бездорожья существовали и раньше, участвовали и в «Ладога-трофи», и в «Арктик-трофи», но появление клубов произошло значительно позднее.

На сегодняшний день зонами активного внедорожного движения стали: Киев, Донбасс, центральная Украина (Днепропетровск, Харьков, Кременчуг), регион Карпат (Львов, Ужгород, Черновцы, Тернополь); набирает оно обороты в Одессе, Запорожье и Полтаве. В целом в стране активно живут более 30 внедорожных клубов, каждый из которых ежегодно проводит несколько соревнований или рейдов. Проходят серии региональных кубков и Чемпионат Украины по трофирейдам.

Свой особый колорит имеет внедорожная жизнь в Крыму: она затихает с наступлением курортного сезона и возрождается ближе к зиме. Маршрутов для свободного передвижения вне дорог на полуострове с каждым годом становится все меньше, а желающих их пройти все больше. Сегодня наиболее активными из четырех местных организаций являются «Крымский клуб 4х4» и экстримклуб «Бомба». Календарь внедорожных соревнований, проводимых в Крыму в 2013 году, состоит из 15 событий.

Карпаты манят к себе всегда: и зимой, и летом, но джиперов тянет туда больше всего весной, в районе майских праздников, и осенью, когда проходит традиционное Gorgan Trophy, проводимое клубом «Львов 4х4». Осенняя непогода делает соревнование весьма жестким и непредсказуемым. Так, в 2012 году ливень начался в день регистрации участников и закончился на третий день соревнований и Gorgan Trophy стало напоминать Rainforest Challenge, только при 5–7 °C.

Если же ехать в Карпаты весной, то можно в полной мере насладиться пробуждающейся природой и пройти незабываемый маршрут по горным хребтам. Называется это мероприятие «Карпатский Кордон» и привлекает своим демократизмом и возможностью выбрать маршрут по силам. В этом регионе на сегодня действуют шесть внедорожных клубов, каждый из которых имеет свои непростые маршруты.

Жаркий и засушливый центр Украины живет офф-роудом благодаря наличию приречных низменностей, пойм и старых русел рек. Все основные соревнования проходят на таких участках. Возможно, поэтому в последнее время в регионе активно развивается триал — благо глинистых буераков предостаточно.

В центральной части плотность населения максимальна, а расстояния между городами минимальны. В результате мероприятия одного из крупнейших на Украине днепропетровского «OffRoad Club 4х4» всегда сопровождаются аншлагами. На трофи «Самарские дебри», уже семь лет проводимое этим клубом, любят приезжать экипажи из Запорожской, Харьковской, Полтавской, Луганской, Донецкой областей, из Киева и Кременчуга.

Жизнь харьковских внедорожных клубов полностью подтверждает теорию эволюции клубов Лёни Немодного. Они распадаются на новые и сверхновые, не успев как следует «наследить» вокруг себя. Однако это не мешает джиперам общаться, встречаться, организовывать соревнования и круглогодично вести активную жизнь. Одно из традиционных мероприятий, проводимых зимой, называется «Рейд трех городов». В точке, равноудаленной от Харькова, Донецка и Днепропетровска, встречаются три колонны участников. Они начинают сверять координаты своих GPS-приемников и делиться содержимым своих котомок. Мероприятие душевное и теплое, несмотря на сезон. Весной, летом и осенью харьковчане совместно с представителями соседних регионов любят «купаться» в старицах Северского Донца.

Чем не может похвалиться Донбасс, так это болотистыми низменностями и густыми лесами. Их просто нет. Основное развлечение здесь — триальные проезды по каменистым холмам и покорение меловых косогоров. Илистые берега немногочисленных рек — лакомый кусочек любого соревнования, но изобретательные организаторы умудряются найти такие засадные ловушки, что в целом участники не скучают и не мерзнут. Особенно летом, когда температура в донецкой степи легко переваливает за 40 градусов. В это время клубом «Донбасс 4х4» проводится «Володарское трофи». Старейший в регионе стахановский клуб «Azimyt 4x4» организует два мероприятия: в мае и в сентябре. Яркий рельеф, наличие шикарной старицы Северского Донца плюс опыт организаторов делают эти трофи весьма популярными который год подряд.

Одесский клуб экстремального автотуризма «Направление» начинал с дальних экспедиций, но последние несколько лет завис на трофи. В результате многочисленные победы в Чемпионате Украины и много оригинальных прототипов собственной разработки делают этот клуб сильнейшим в украинском внедорожном спорте. Трофисоревнования в Одессе отличаются не только юмором, но и наличием шикарных лиманов и больших площадей солончаков; не чужды одесским шутникам и триальные участки.

Киев наделен обширными лесными массивами, которые простираются до самой северной границы. А где лес, там и болота. Огромный потенциал этого региона каждый год используется в нескольких соревнованиях, проводимых различными организаторами.

Крупнейшее киевское внедорожное сообщество Off Road Master тяготеет к «застолбленным» локальным участкам с очень интересным рельефом, на которых удобно собирать экипажи новобранцев, — на привлечении оных в офф-роуд и специализируются владельцы бренда. Количество участников на старте двух ежегодно проводимых трофи может быть в 2–3 раза больше, чем на финише. Также ORM проводит другие мероприятия, самое известное из которых Offroad Free Fest. На него летом под Киевом собирается рекордное количество владельцев полноприводной и другой техники, чтобы в течение трех дней упражняться в погодонезависимости при помощи самого эффективного адаптатора — местного пива. Для тех, кто не пьет пива, проводятся разнообразные конкурсы, в том числе и грязевые драг-рейсы.

Ежегодно в начале июля из Киева стартует Ukraine Trophy — шестидневный трофи-марафон Киев — Шацк. Протяженность трассы СУ порядка 1000 км. Количество участников в 8 категориях в прошлом году перевалило за 150 экипажей.

К сожалению, формат статьи не позволяет рассказать еще о многих ярких клубах: например, «Кремень Полный Привод» из Кременчуга, Ялтинский клуб внедорожного экстрима «Горелка» или Клуб любителей «Сороковок». Также остаются вне обзора спортивные команды, которые в отличие от свободной клубной атмосферы нацелены на достижение результатов и на серьезную борьбу. Многочисленные клубы приверженцев одной марки: лендкрузеровцы, джиповоды, «китайцы», шнивоводы, — а также беспокойные собрания квадроциклистов — все они яркие участники офф-роудной жизни на Украине. О них расскажу как-нибудь в следующий раз…


Мнение джипера

Лёня Немодный,
руководитель внедорожного клуба

Украинские внедорожные клубы напоминают мне наши российские несколько лет назад. Это не значит, что соседи отстают в развитии, скорее, совсем наоборот. Наши коллеги смогли сохранить то, что большинство российских клубов уже потеряло: душевную атмосферу межклубных отношений и дружескую взаимовыручку. Несколько лет назад для отечественного внедорожного спорта было нормой помочь другому экипажу в ущерб собственному результату, собраться за общим костром после гонки, пообщаться на форумах других клубов. Сейчас это уже редкость. Приход больших денег в офф-роуд убил теплоту отношений. Джиперы из соратников стали конкурентами, и все изменилось. На Украине это не так. Там по-прежнему помощь важнее результата, ребята дружат клубами и ездят друг к другу в гости не себя показать, а затем, чтобы пообщаться с друзьями. Я присутствовал на праздновании пятилетия Конотопского клуба Boloto Forever. После гонки все сели за накрытые столы в столовой дома отдыха, как когда-то сидели и мы после суточной гонки Ильи Савельева. Царила дружеская атмосфера, никто не предъявлял претензий ни организаторам на неправильный подсчет результатов, ни другим участникам, что они не так и не там ехали. Люди просто хорошо проводили время вместе. Представители клубов из других городов по очереди выходили и поздравляли конотопцев с праздником, дарили подарки, говорили добрые слова. Наблюдать за происходящим было радостно и печально одновременно. Радостно за них и печально за нас.


текст : ОДИССЕЙ
фото: ILHUS

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№5 май 2013

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты