Далеко и еще дальше

Экстремальная гонка глазами английского журналиста

Гонка через всю Россию. 16 тысяч километров от Мурманска до Владивостока. В середине зимы. За 14 дней... Не только эти цифры и метеопрогноз говорили мне, что «Экспедиция-Трофи» будет еще сложнее, чем казалось издалека. На регистрации в мурманской гостинице, в трехстах километрах за полярным кругом, не было никаких хлюпиковских бланков медстраховки. Никто не волновался о том, как меня лечить, если я заболею. Мне просто выдали жестяной жетон с моим именем.

На продуваемом всеми ветрами склоне горы, под гигантским оранжевым маяком в предрассветной мгле бродит поп. Он раздает благословления и окропляет святой водой большого розового зайца на капоте... Это не бредовый сон, навеянный избытком алкоголя в организме, а всего лишь старт гонки... Настоящее безумие началось, когда стали известны детали задания на первый этап.

К тому, что команды снова встретятся только через 1800 километров обледеневших дорог, добавлялась необходимость собирать контрольные точки, разбросанные по замерзшим арктическом просторам. И это только первый этап!

Но перед тем как тронуться в путь, нужно было выполнить «спецзадание». Через сугробы на льду замерзшего озера были размечены коридоры для 15 команд из двух машин. Чтобы пробиться, экипажи могли использовать все, что взяли с собой: лопаты, лебедки, траки и даже бензопилы. Сначала снег пробовали пробить с разгона. Безуспешно! Копать, копать и копать — только это имело смысл.

Меня подсадили к команде русского Top Gear, и я смотрел на коридор из деревьев вдоль дороги, невероятным образом не прерывавшийся целых 900 километров. О присутствии цивилизации свидетельствовали только ветхие заправки. На некоторых был даже бензин с октановым числом 76!

Два дня спустя на берегу замерзшего озера недалеко от Великого Новгорода выдали следующее задание. Какихто 2200 километров... Но в этот раз задача осложнялась тем, что контрольные точки были мобильные. Командам выдали расписание движения 19 поездов, идущих на восток, с указанием вагона и места человека, который поставит штамп о взятии точки. В кафе под названием Bummer наша команда села за один из липких пластиковых столов. В течение нескольких минут мы читали задание, а потом порвали его на клочки. «Нереально», — сказал Игорь.

Гонкой за поездами не заинтересовалась и команда «Олени». Они выбрали «Золотой конверт», о котором все говорили с почтением и трепетом. Если команда справляется с заданием из «Золотого конверта», то ей до финиша больше не нужно ничего делать, но в случае фиаско — вылет. Кстати, я упоминал, что за первое место полагался приз в сто тысяч долларов? А теперь на минуту забудьте о всех других внедорожных соревнованиях, о которых вы когда-либо слышали, и представьте себе, что вам нужно выполнить одну-единственную задачу за всю 14-дневную гонку: уехать на юг, в Казахстан, и найти обломки разбившихся спутников где-то в бескрайних замерзших степях! Район поиска — примерно с Францию... Но в России возможно все, как гласил плакат на границе. Так что «Олени» запарковали свои Land Rover и наняли два вертолета прочесывать указанную местность. И они все же нашли эти спутники!

Екатеринбург.

Пять дней без остановок, и организаторы поздравили «выжившие» команды с завершением легкой части соревнования. После пятичасовой перегруппировки — снова в путь, но к хроническому недосыпу и поспешным перекусам в кафе для дальнобойщиков добавился еще один фактор — русские дороги стали рвать машины на куски. Большие колеса «Патруля» команды NEC, к которой я пересел, все больше и больше разбивали рулевое управление. Затем отказали тормоза, потом погас свет... «Да уж, очень бодрит, когда руль трясется, ничего не видно и нельзя остановиться», — улыбнулся мой новый приятель Константин.

Так мы продолжали двигаться на восток и днем и ночью. Промелькнули Уральские горы... Ярко-синее небо над замороженным пейзажем, метель, бушевавшая всю ночь, и почти неделя без кровати — все это стало сливаться в нечто, где не действовали законы пространства и времени. Я смотрел на снег, небо и деревья, не имея представления, где я и какой сегодня день. «Экспедиция-Трофи» настолько грандиозна, что даже меньшая часть пути казалась совершенно бесконечной. Очередная короткая остановка, синяк под глазом из-за того, что я заснул, прислонившись к стеклу. Навигатор говорит, что до следующей точки 2200 км. «Через 1724 км поверните налево»... Где-то недалеко нас ожидает спецучасток длиной в 200 м по полю с метровым слоем снега, но каждый хочет спать, а не копать. Периодически проносилась информация, что кто-то из участников уснул и вылетел с дороги. Наконец, через 10 дней нам каким-то образом удалось добраться до озера Байкал. Его мистическое величие нас приободрило, и я наконец-то заметил то, чего так долго не хватало, — улыбки на лицах! Мы проехали полдороги.

Мы уже вошли в режим постоянного движения, а огромное замерзшее озеро было очередным спецучастком. Приходилось пересекать широкие трещины, а хруст наста нервировал — казалось, что под нами трескается лед. Но после стольких тысяч километров по русским дорогам у меня выработался иммунитет к чувству опасности...

Потом «Золотой конверт» взяла команда «Йети», к которой я присоединился после Байкала. Те, кому не нужно было собирать контрольные точки, спешили в Хабаровск, а нам предстояло сделать небольшой крюк до БайкалоАмурской магистрали. «Крюк» на языке «Экспедиции-Трофи» — это 1400 км по зимнику. И если русские говорят, что тут проехать невозможно, то можно представить, насколько это трудно! Мы уже давно пересекли черту, у которой человек должен полностью выдохнуться. Мы выпрыгивали из машины, чтобы проложить замерзшие доски через щели хлипких мостов, сползали к замерзшим речкам, а потом «лебедились» на другом берегу. Именно здесь мне открылась истинная сила русской души. На заднем сиденье всегда кто-то спал, подпрыгивая под кучей курток. Еще чуть-чуть, и спящего разбудят на смену водителю, который больше не может сидеть за рулем. Мы не останавливались уже дня три или четыре... Я точно не помню.

Мы начали эту одиссею недалеко от норвежской границы, а через 12 дней уже были у границы с Китаем. Но все понимали, что до финиша осталось совсем немного. И после пройденного пути двухдневная дорога до Владивостока казалась нам не сложней поездки в магазин!

Финальная задача выглядела просто смешной — подняться на вершину холма, где победителя ждали 100 000 долларов. На этом этапе я вновь присоединился к команде NEC и с тихим отчаянием наблюдал, как судьи дают старт другим экипажам. Все, что мы могли пока сделать, — это стоять и смотреть. Команда-победитель уже успела вбить лебедочные якоря в промерзшую землю и забраться на вершину прежде, чем судья начал давать нам отсчет на старт... Но мы доехали до Владивостока и прошли эту гонку до конца!

Думаю, что «Космос» — название команды-победителя — очень метко описывает эту гонку, выходящую за рамки привычного мира.

Я хотел бы выразить особую благодарность команде NEC и лично Константину Руденко и Инге Прайс.

текст : Робб ПРИТЧАРД (Robb PRITCHARD)
фото : Владимир МЕДВЕДЕВ и автор
перевод: Екатерина ДОБРОВОЛЬСКАЯ

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№5 май 2013

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты