Зачем нам Европа?

Отчет об этапе Stiga Trophy в Латвии

STIGA TROPHY 2012
Этап чемпионата по трофи северной Европейской зоны NEZ Championship
Латвия
С каждым годом в Европу выезжает все больше российских трофистов. Но зачем нам европейские трофирейды? Казалось бы, в стране бездорожья и направлений, которой по праву считается Россия, достаточно мест для занятий этим видом спорта. И все же за границу едут и спортсмены, достигшие в нашей стране самых вершин, и новички, предпочитающие повышать мастерство за рубежом.

Страны Балтии третий год подряд проводят официальное международное соревнование NEZ Championsip, что означает: чемпионат по трофи северной европейской зоны. Почему среди устроителей этапов нет российских организаторов, понять несложно — не договорились, и прежде всего по вопросу о технических требованиях к автомобилям. Однако переговоры продолжаются и, надеюсь, увенчаются успехом. В Латвию приехало 60 автомобилей: 15 машин категории TR3, 10 — категории 4x4 Open (это «котлеты» свободной конструкции, но на небольших колесах), 17 — TR1 и 4 команды ATV. Остальные стартовали в «туризме». В соревнованиях принимали участие сильнейшие гонщики из Латвии, Литвы, Эстонии и Финляндии, а также два российских экипажа — Илья Савельев и Сергей Серёгин на прототипе TR3 и Евгений и Александр Никифоровы на TLC70.

Район проведения гонки отличается очень разнообразными ландшафтами: холмы, овраги, заболоченные леса, реки и ручьи, а также искусственные препятствия — заброшенные полотна железных дорог и бывшая советская ракетная база. На три дня организаторы приготовили семь спецучастков, по сути представляющих собой гонки по дорожной книге, GPS-ориентирование, триал и кольцевые гонки.

Трофи выходят к людям

В странах Балтии трофи-рейды не прячутся от зрителей в лесах и болотах, а «выходят» к болельщикам. Первый спецучасток — короткий, на него пришли тысячи людей. Вдоль трассы стоят и стар и млад и поддерживают как своих, так и чужих. Нередки приветственные крики на русском языке — его знает большинство населения. Второй спецучасток — длинная линейная гонка по дорожной книге протяженностью около 60 км. Трасса проходит по местам с разнообразным рельефом, изобилует бродами через неглубокие речки, болотцами, оврагами и канавами. Скорости для трофи-рейда достаточно высоки, но все же не запредельны: лидеры проехали маршрут за два с лишним часа.

На второй день участникам предложили три спецучастка: два свободных ориентирования по GPS-точкам и затесавшийся между ними джип-триал. Точки GPS-ориентирования были расставлены с большой фантазией. Например, одна из них находилась рядом… с бюстом Ленина на территории заброшенной воинской части. В этот день преимущество было у местных гонщиков — все-таки хорошее знание местности помогает. Увы, Илья Савельев на одном из перегонов по грейдеру не справился с управлением, и его прототип исполнил фигуру пилотажа, именуемую в среде гонщиков «уши». Забегая вперед, скажу, что наши парни в конце концов сумели собраться, наверстать упущенное и показать по итогам всех этапов четвертый результат. Очень неплохо, учитывая, какие сильные спортсмены здесь собрались.

По часовой и против

И наконец, в третий день на кольцевой трассе, проложенной в очень сильно пересеченной местности, прошло сразу два этапа в разных направлениях. Правила тут были просты и понятны: норма времени — 2 часа, кто «намотает» больше кругов за это время, тот и выиграет. Самое интересное в этой гонке — очная борьба спортсменов. Когда гонщики видят соперников и ощущают их «дыхание в затылок», они начинают показывать чудеса как в скорости пилотажа, так и в забегах штурманов с лебедочным тросом. Все это происходит на глазах у тысяч зрителей, обступивших трассу живым коридором. На некоторых участках гонка превратилась в соревнование мощности лебедок — машины тащили перед собой тонны торфа и глины, двигаясь исключительно на тросах. У многих для этих случаев были припасены механические и гидравлические лебедки с огромным тяговым усилием, которым были не страшны перегрузки и «короткие замыкания». Кстати, на одном из кругов на крутом спуске семейный экипаж Никифоровых допустил рывок на барабане лебедки, разрушивший ее мотор и приведший к возгоранию проводки. Продолжать борьбу с такой поломкой не было никакой возможности.

Неудивительно, что подиум заняли преимущественно местные спортсмены. Впрочем, они праздновали победу по праву: имена многих из них хорошо известны росиянам. К сожалению, в Латвию приехало мало российских гонщиков, и Илье Савельеву пришлось отстаивать честь нашей страны в этой престижной международной серии в одиночестве. Надеюсь, что в следующем году наших спортсменов будет больше. Ведь на Stiga Trophy много разнообразных и очень интересных спецучастков, а это позволяет исключить элемент случайности в определении сильнейших. Здесь нет сплошного ковра болот, а весьма разнообразная местность позволяет использовать весь арсенал технических и тактических средств в борьбе с бездорожьем.

Победители Stiga Trophy 2012
КАТЕГОРИЯ TR1
Алвис Петерсонс, Айгарс Мотиванс Toyota LC70Латвия
КАТЕГОРИЯ OPEN
Роман Ермолаев, Гатис ВидинсSuzuki SamuraiЛатвия
КАТЕГОРИЯ TR3
Хардо Мере, Оя ИоонасПрототипЭстония

Мнение участника

Вилнис ЗЕЙЗА (Латвия),
3-е место в категории TR3

Stiga Trophy понравилось мне тем, что в регионе, где проходили соревнования, очень разнообразная природа. Соответственно, и спецучастки получились очень разными. Организаторы постарались: первый СУ был короткий, как бы разогревочный, большой сложности там не было, хотя некоторые гонщики умудрились сломать машины. Второй СУ — линейная гонка, в которой, по моему мнению, было все: болота, реки, живописные лесные дороги. И традиционные кольцевые гонки: два заезда по два часа, где первый заезд по пересеченной местности участники едут в одном, а второй — в обратном направлении. Кольцевые гонки проводят в доступных местах, что привлекает большое количество зрителей, журналистов, операторов и создает атмосферу праздника. Еще мне понравилась то, что на СУ не было больших перегонов по грейдеру или асфальту, все-таки это не ралли-рейд. Я очень не люблю, когда организаторы из трофи делают ралли. Кстати, ограничение скорости на СУ до 70 км/ч я считаю правильным. Соревноваться надо на пересеченной местности, на то оно и трофи.


текст: Алексей МЕНЬШЕНИН
фото: автор, Алдис ТООМЕ, Эгилс ГРИНФЕЛДС, Эвита РУЖАНЕ, Андрис ЭГЛИТИС

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№1 январь 2013

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты