Осенние картинки

Два дня вокруг Серпухова

«Осень велика, зима долга», — давно появилась эта русская поговорка... Ноябрь — последний осенний месяц, самый темный, снежномрачный, нагоняющий хандру... Самое время отправляться на поиски новых ярких впечатлений.

Именно в поисках новых ярких красок экспедиционная группа журнала «Офф-роуд Драйв» отправилась в очередное маленькое путешествие. На этот раз — в двухдневный поход в южном направлении, включающий в себя посещение городов Серпухов, Таруса, Протвино и курорта Дракино.

Поле боя и святой родник

Первый марш-бросок — от Москвы до села Молоди, где в 1572 году произошла битва между русскими войсками, во главе которых стоял князь Михаил Воротынский, и армией крымского хана Девлета I Гирея. Русская армия победила, несмотря на внушительное численное превосходство крымчаков. В честь этой победы был установлен памятный камень, ставший теперь достоянием села. С 2009 года на поле, где гремела Молодинская битва, проходит реконструкторский фестиваль.

После поля брани нас ждала усадьба графа Головина на берегу реки Рожайки. Там мы сумели осмотреть только церковь (вся остальная усадьба – в руинах) и усадебный парк с прудами, аллеями и приятным, глубоко осенним настроением. В общем, несолоно хлебавши отправились в путь — в Талеж, к источнику преподобного Давида.

Звонницу, храм преподобного Давида, купальню, мостики и беседки у родника возвели только в 1998 году, но, несмотря на относительную новизну этого места, оно пользуется успехом как у туристов, так и у паломников. Долго задерживаться у родника не стали и отправились дальше — в поселок Новый Быт, где расположен мужской монастырь.

По пути заехали в Мелихово, полюбовались усадьбой, принадлежавшей когда-то Антону Павловичу Чехову. Сейчас здесь работает дом-музей писателя. Собрание впечатляет — более 18 000 экспонатов, так что посмотреть определенно есть на что.

Наконец приехали в Вознесенскую Давидову пустынь. Основана пустынь тем же преподобным Давидом, в честь которого был назван родник в Талеже. Первые храмовые постройки появились в здесь в 1515 году. При царе Иване Грозном началось сооружение каменного храма, названного в честь Вознесения Господня, однако он долгое время оставался недостроенным. Храм в итоге разобрали, а на его месте вновь возвели церковь с тем же посвящением. Сейчас она — самая древняя в монастыре. В общем, если вы случайно окажетесь неподалеку от поселка Новый Быт, рекомендуем обязательно выкроить хотя бы час и заехать в Вознесенскую Данилову пустынь.


О Серпухове и... павлинах

На утвержденном и внесенном в геральдический регистр РФ гербе Серпухова красуется... павлин. А появился он так. В XVIII веке по поручению императрицы Екатерины главный герольдмейстер империи, граф Франц Санти, разослал по всей России анкеты, «дабы выяснить, что в каждом из городов есть особенного». В ответе из Серпухова художника из Пьемонта зацепила фраза: «В монастыре одном павлины родятся…» Речь шла о Высоцком монастыре, которому в 1691 году окольничим Михаилом Колупаевым были подарены «…гнездо журавлей, павлин да пава…». Так символом Серпухова стал «в красном поле стоящий с распростертыми крыльями павлин».


Чудеса рядом

Строительство монастыря продолжалось до начала XX века. В советский период пустынь пришла в упадок, но сейчас комплекс храмов отреставрирован и находится в прекрасном состоянии. От его красоты захватывает дух: новая позолота и яркие краски радуют глаз, внутреннее убранство храмов просто великолепно. И следят за всем этим только семь монахов и столько же трудников и послушников во главе с игуменом Сергием.

Ехать от монастыря до Серпухова всего ничего. Какие-то тридцать пять минут — и перед вами открывается исторический комплекс на Красной горе. Гора эта — по сути не гора, а большой холм, где князь Владимир Андреевич Храбрый повелел заложить град Серпухов. Сейчас на Красной горе можно увидеть остатки кремля, а также церкви Успения Пресвятой Богородицы и Ильи Пророка (последний храм не закрывался и продолжал службы даже в нелегкий советский период). К сожалению, от уникального Серпуховского кремля остался лишь фундамент и два фрагмента стен, потому что в 1934 году было принято решение использовать камни его кладки для постройки некоторых станций метрополитена в столице. Так пал Серпуховской кремль, выдерживавший до этого и мятежи, и набеги... Но для грусти нет времени — нужно ехать дальше.

Пока машины на дороге, а воспоминания о Серпухове еще свежи, добавлю пару слов: в городе хранится более десятка чудотворных икон. Наиболее известная их них, икона Божьей Матери «Неупиваемая чаша», находится в Высоцком мужском монастыре. У этой иконы ежедневно служатся молебны, и молитвы людей перед ней обращены к Первообразной об исцелении пьяниц, курильщиков и страждущих другими недугами. Вторая же чудотворная икона называется «Поможение родам». Нетрудно догадаться, чего просят люди, приходя к ней помолиться.

Подытожил первый день путешествия приезд в парк-отель «Дракино». Он расположен около села с тем же названием в Серпуховском районе Московской области. Там мы переночевали.

Город-вдохновитель

Второй день нашего маленького путешествия начался с Тарусы. Это старинное поселение считается природноархитектурным заповедником. Что же там посмотреть?

В первую очередь — музей семьи Цветаевых. Родители Марины Цветаевой приехали в Тарусу в 1891 году, и с тех пор вся семья буквально влюбилась в этот город. Музей Цветаевых расположен в так называемом Доме Тьо. Этот дом купил дед поэтессы, а такое странное название появилось из-за прозвища его второй жены. Эта женщина, уроженка Швейцарии, довольно плохо говорила по-русски и, прося Марину и Асю Цветаевых называть себя «тётя», выговаривала «тьо». Так это прозвище и прижилось... В музее хранится много вещей семьи, да и сам дом еще сохранил память о своих бывших хозяевах.

Достоин внимания и собор Петра и Павла. Храм хоть и невелик размерами, но внушителен. Во времена СССР в этом красивейшем здании размещался тарусский Дом пионеров, однако не так давно собор был возвращен церкви.

Теперь наш путь лежит в Поленово. В 1931 году в усадьбе, спроектированной, кстати, самим художником, был открыт дом-музей. Для многих молодых художников Поленовская усадьба стала «натурной академией». Но мы не художники, поэтому нам понадобился экскурсовод. В этой роли выступила Раиса Викторовна Герасимова, научный сотрудник музея. Она рассказала, что усадьба сохранена практически в первозданном виде. Во время войны, например, ущерб ограничился выбитыми во время артиллерийских обстрелов стеклами домов. Сейчас усадьба охраняется как памятник архитектуры и выдающийся образец русского барокко. На Новый год в музее проводится елка для учащихся окрестных школ — эта традиция сохранилась еще со времен жизни самого хозяина усадьбы. Нам дом-музей очень понравился. Советуем приезжать сюда как можно раньше, чтобы увидеть как можно больше. Но не забудьте, что с 15 по 30 апреля музей закрывается на профилактику, не прогадайте со временем поездки!

Конец — делу венец

К сожалению, поездка подходит к концу. Последние запланированные посещения — город Кремёнки и усадьба Троицкое, которая была собственностью Михаила Ивановича Дашкова, мужа Екатерины Романовны Дашковой — одной из самых просвещенных женщин своего времени, подруги и сподвижницы императрицы Екатерины II и первого президента Российской академии наук. Прекрасная природа этих мест привлекла внимание княгини, выросшей в Санкт-Петербурге. Построили усадьбу, ставшую одним из лучших образцов архитектуры второй половины XVIII века. Сейчас, правда, строения пребывают в печальном состоянии. Они почти полностью разрушены, но храм Святой Троицы на территории усадьбы, в котором похоронена Дашкова, все-таки реставрируется.


GPS-координаты маршрута

  • Мелихово Музей Чехова
    N 55°06,8454‘
    E 037°38,8890‘
  • Талеж Святой источник
    N 55°04,9000‘
    Е 037°40,4666‘
  • Монастырь Вознесенская Давидова пустынь
    N 55°03,7667‘
    Е 037°36,6833‘
  • Парк-отель «Дракино»
    N 54°52,507‘
    Е 037°16,734‘
  • Поленово
    N 54°44,8860‘
    Е 037°14,2380‘
  • Бёхово
    N 54°45,6167‘
    Е 037°14,9833‘
  • Таруса Музей Цветаевой
    N 54°43,9314‘
    Е 037°10,4520
  • Кремёнки Усадьба Дашковой
    N 54°52,4437‘
    Е 037° 06,6550‘

Где поесть
Можно пообедать в «Дракино» — в ресторанах «Братья Райт» и «Клюква в сахаре» подают отличную домашнюю еду, а летом на территории парка работает множество палаток (дизайном напоминающих южные хутора), в которых тоже можно перекусить.

По пути следования поесть можно в кафе «Пончики», что находится на 61-м километре Симферопольского шоссе. Там подают отличные свежие блины и выпечку. Все заезжают, пробуют и одобряют.

Те, кто спешит, могут поесть и в Макдоналдсах, расположенных на выездах из Серпухова (если быть точнее, то на Варшавском и Симферопольском шоссе). Можно порекомендовать и многочисленные ресторанчики города Чехова.

Где переночевать
Поездка была двухдневной, нам требовалось найти место для ночлега. Оптимальным вариантом стал парк-отель «Дракино», где можно не только передохнуть от поездок, но и развлечься, например покататься на квадроциклах или поиграть в пейнтбол. Не любите активный отдых? Тогда просто погуляйте по аллеям или сходите в зоопарк; мы лично наблюдали там забавные сцены общения волчонка с чрезмерно назойливым гусем.

Что купить
Привезти с собой можно сувениры из бересты, которые продаются в избушке, стоящей перед входом на родник у подворья Вознесенской Давидовой пустыни в Талеже. Тут найдете и магниты, и кошельки, и картины — всё из бересты. Если вы человек религиозный, можно зайти в церковную лавку Высоцкого монастыря в Серпухове и приобрести копию одной из чудотворных икон. Или заказать список понравившейся иконы в самой Вознесенской Давидовой пустыни.

Дорога
Состояние Симферопольского шоссе (федеральной автомобильной дороги М2 «Крым») можно оценить как хорошее. Ремонтные работы проведены, так что повторить нашу поездку можно не только на кроссовере, но и на обычной легковой машине. Единственное, пожалуй, негативное впечатление оставило состояние дорожного покрытия на участке до Поленова. Но и там до экстрима дело не дошло, хотя «заплатки» бы, конечно, не помешали... Отдельная история — наши заезды в песчаном карьере около Протвина. Вот это место точно не для легковых машин! Просто потому, что не пройдут.


Их боевые качества

Volvo XC90 D5 AWD
Силовой агрегат 2,4 л (200 л.с.), 6AT
Шины Nokian Hakkapeliitta 7 255/50R19

Volvo XC60 D4 AWD
Силовой агрегат 2,4 л (163 л.с.), 6AT
Шины Nokian Hakkapeliitta 7 235/55R19

Флагманский XC90 бороздит российские дороги уже десять лет и за это время успел себя зарекомендовать на российских дорогах и отчасти направлениях. Комфортный, просторный, хорошо переваривающий колдобины и умеренно разбитый асфальт — то, с чем приходится постоянно сталкиваться путешественнику. Снобы могут посчитать эту модель морально устаревшей, но «старый конь борозды не испортит», и большой шведский кроссовер все еще отлично подходит на роль автомобиля для путешествий. Многочасовые марш-броски по самым разным дорогам, от городских магистралей до грунтового бездорожья, не вызывают никакого напряжения. Соскучиться в пути не дает великолепное звучание многоканальной системы Dynaudio.

На фоне флагмана
Более молодая «шестидесятка» — совсем другой автомобиль, более современный и спортивный. Хотя материалы в этом салоне попроще, здесь есть все то, чего ожидаешь от Volvo: чувство стиля и респектабельности. Ну а по комфорту и эргономике органов управления, обилию регулировок и всевозможных приспособлений XC60 даже превосходит своего старшего собрата. По поведению на дороге они очень схожи: разгон проходит не только динамично, но и эластично, программа управления «умной» коробкой буквально угадывает ваши желания. Крутящий момент двигателя ровный во всем диапазоне оборотов. Но руль у XC60 все же несколько пустоват. Зато есть возможность управлять плавностью хода, выбирая один из трех режимов работы подвески: Comfort, Sport и Advanced. В режиме Comfort подвеска лучше обрабатывает жесткие неровности, но возрастают крены в поворотах. Переход на спортивный режим устраняет неприятные ощущения, правда, дорожные неровности при этом начинают досаждать жесткими толчками. Выявить существенную разницу между режимами Sport и Advanced нам не удалось, и потому наиболее приемлемым оказался все-таки режим Comfort. Стоит учесть, что плавность хода и отличная звукоизоляция несколько притупляют чувство скорости, так что можно просто не заметить, как стрелка спидометра уйдет далеко за разрешенный предел.

Электроника поможет
Дополнительную уверенность придают системы безопасности, которых тут не меньше, чем на атомной электростанции. Можно включить активный круиз-контроль, убрать ноги с педалей, и автомобиль будет сам разгоняться и тормозить, следуя за потоком. Согласитесь, в дальней дороге это очень удобно. Distance Alert предупредит вас об опасном сближении, система BLIS забьет тревогу, если в слепой зоне окажется догоняющая машина, а боковые камеры включат тревожную «светомузыку», если вы пересечете линию разметки, не включив поворотник. Нужно сказать, что все эти системы очень дисциплинируют и буквально заставляют ехать, соблюдая правила. Наконец, XC60 не хуже «старшего собрата» справился с полуметровыми песчано-грязевыми ловушками внедорожной трассы.


текст: Мария КОБЕЛЯЦКАЯ, Александр БАРЫШЕВ
фото: Владимир ЕШТОКИН, Сергей КОСОРУКОВ

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№1 январь 2013

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты