Страна трофи и джаза

Как проводят внедорожные соревнования в Финляндии

Для жителей Северо-Запада поездка в Финляндию стала проще, чем, скажем, в Москву. Но и москвичам несложно добраться туда на автомобиле. А если у вас внедорожник, то можно съехать с асфальта и увидеть гораздо больше.

Традиционно маршруты по Финляндии лежат от границы до Хельсинки, по направлению к паромам на Швецию, или в Лапландию, на родину Санта-Клауса. Однако в полутора сотнях километров к северу от столицы этого государства находится Тампере — самый большой город северных стран, не стоящий на морском побережье.

Драйв внедорожный

В начале ноября неподалеку от этого города проходило легендарное, прямотаки историческое мероприятие, которое даже судя по названию оказалось законсервировано во времени. Это «Ретроориентирование Finland Trophy». Приставка «ретро» появилась в названии потому, что спортсменам запрещено пользоваться современными средствами навигации — GPS. Поиск контрольных точек происходит с помощью старых добрых бумажных карт и магнитных компасов. В Финляндии в отличие от России проводить внедорожные гонки сложно — вся земля частная, да еще и экологи бдительно борются за то, чтобы джиперы не портили леса. Поэтому соревнования проходят на полигонах. В этом году из территории был исключен каменный карьер, где традиционно располагалось несколько самых зрелищных точек.

Для финских любителей офф-роуда Finland Trophy — одно из немногих событий «внедорожной жизни» страны. На 24-часовую гонку приезжает весь «цвет» финского офф-роуда, а также гости из стран Балтии, Скандинавии и России. Компактность соревнования, диктуемая ограниченностью территории проведения, позволяет посмотреть на гонщиков в непосредственной близости, не испытав трудностей с розыском их по лесам, как на многих мероприятиях в нашей стране. В базовом лагере имеется вся инфраструктура, вплоть до многочисленных точек общепита.

И драйв музыкальный

В эти же дни в Тампере проходит Tampere Jazz Happening — международный фестиваль джаза. Вообще, музыкальные фестивали проводятся здесь достаточно регулярно. В городском музыкальном центре я увидел расписание, из которого следовало, что практически каждый месяц здесь происходит какое-то событие: классическая музыка, кантри, рок, рок-н-ролл, народное пение и, наконец, джаз. Дело поставлено на поток, во благо всему городу. В дни проведения фестиваля забронировать номер во всех близлежащих отелях невозможно, так как все занято музыкантами и гостями.

У читателя может возникнуть вопрос: зачем надо ехать за музыкой в Финляндию? Ответ прост. Во-первых, концерт вживую не может сравниться ни с какой, даже самой высококачественной записью. Во-вторых, на Tampere Jazz Happening приезжают не только скандинавские музыканты, но и джазмены США, Франции, Бразилии, Португалии, Турции, Англии, Израиля, Кубы, Испании и других стран. Высокая концентрация хороших исполнителей в течение трех дней привлекает множество поклонников непростой музыки. В-третьих, одна из самых характерных особенностей джаза в том, что в силу импровизационности музыка рождается и звучит только «здесь и сейчас». Солисты играют так, что исполнение сегодня не похоже на то, которое тот же человек «выдаст» завтра. На сцене могут собраться, скажем, саксофонист и ударник, которые бывают вместе раз в год, и, чтобы услышать это, нужно оказаться вместе с ними в той же точке пространства и времени.

Концерты джазового фестиваля проходили в двух исторических зданиях — в старой таможне и в двухэтажной таверне ХIX века постройки. Эти залы специально приспособлены для высококачественного воспроизведения музыки. Формат автомобильного журнала не позволяет рассказывать обо всех исполнителях, да, наверное, это и не надо. На фестиваль приглашаются не только классические джазовые коллективы, но и представители других, близких направлений. Выступления американской джазовой певицы Регины Картер со своим ансамблем неизменно срывали бурные аплодисменты публики. Зажигательные свинги саксофониста и трубача, соло барабанщика и клавишника сменялись специализирующимися на фламенко гитаристом Пепе Абичуэллой и легендарным контрабасистом Дэйвом Холландом. Лично мне больше всего понравилось часовое выступление бразильского перкуссиониста Киро Баптисты, издававшего такие звуки, что душа буквально уходила в пятки. В композициях слышатся восход солнца и утреннее пробуждение птиц, брачная песнь лягушек и плач девушки, расстающейся с любимым, шум города и взлет самолета, шелест листьев и звонкая капель.

На фестивале полностью отключаешься от повседневных забот и только слушаешь и слушаешь. Его формат не предусматривает академичности исполнения — прямо за задними рядами кресел можно оккупировать столик и наслаждаться не только звуками, но и прекрасным пивом, сочетая духовную и телесную пищу. В конце концов, не бездорожьем единым...

текст: Алексей МЕНЬШЕНИН
фото: автор, Валерий ДАВЫДОВ, Анна ФИЛИПЬЕВА

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№1 январь 2012

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты