Американский ниндзя

Прототип боевого багги XC2V FLYPMode

Объявляя тендер на новый контракт, Пентагон обычно ищет специализированные компании-разработчики, способные уложиться в установленные сроки, бюджетные рамки и в то же время остаться в пределах требуемых правил. На этот раз американское оборонное агентство DARPA провело открытый «кастинг на роль лучшего боевого транспортного средства». Победителем конкурса стал прототип XC2V FLYPMode, построенный компанией Local Motors.

В феврале 2011 года агентство передовых оборонных исследовательских проектов DARPA (Defense Advanced Research Projects Agency) объявило открытый конкурс на разработку многоцелевого военного автомобиля, который можно было бы задействовать в боевых и логистических операциях, разведке, а также эвакуации раненых. В состязании приняли участие как частные лица, так и всевозможные компании и организации. Подобный метод привлечения широкой аудитории и использование ее потенциала для решения поставленных задач называется краудсорсингом.

«Вояка» за 3,5 месяца

Крупные и маленькие компании, университеты и институты прислали 150 проектов-предложений «боевой единицы» XC2V (Crowd-Derived Experimental Combat-Support Vehicle) — экспериментального автомобиля боевой поддержки. Особое предпочтение отдавалось дизайн-концепциям, в которых удалось совместить инновационность, улучшенную обзорность, уникальные возможности для транспортировки, удобство посадки и выхода. В тройку финалистов попал FLYPMode (автор Виктор Гарсия), Kratos (автор Марк Сенгер), а также французский автомобиль от Style and Design Studio. Однако самой лучшей была признана идея Виктора Гарсии.

Постройкой FLYPMode занималась компания Local Motors, базирующаяся в штате Аризона. Она имеет репутацию прогрессивной и инновационной, а также известна созданием автомобиля Rally Fighter.

Всего на разработку машины, начиная с эскиза и заканчивая постройкой ходовой модели, потребовалось 14 недель, что в 5 раз меньше, чем для создания обычного автомобиля.

Серьезный комплект

FLYPMode имеет привод на заднюю ось. Он «заряжен» алюминиевым двигателем General Motors LS3 V8 объемом 6,2 л и мощностью 430 л. с., сблокированным с четырехступенчатой автоматической коробкой передач 4L85-E. Длина «бойца» 5055 мм, ширина 2177 мм, высота 2032 мм, колесная база 2921 мм. Его полная масса 2700 кг, он способен тянуть прицеп 1800 кг. В основе машины лежит «скелет» из трубчатой рамы, изготовленный Local Motors. Задний мост с главным передаточным отношением 4,10/1,00 позаимствована у Ford. Благодаря стойкам Fox Racing ход как передней независимой, так и задней с жесткой балкой подвески составляет 457 мм. Расчетная максимальная скорость — 209 км/ч. Но главная и уникальная особенность FLYPMode заключается в особом дизайне и расположении окон, обеспечивающем обзор в 360 градусов. Виктор Гарсия говорит, что «архитектура» его детища сфокусирована на достижении круговой обзорности и эффективной защиты. «Автомобиль можно реконфигурировать из боевого транспортного средства в разведывательное за считаные минуты благодаря «сменной» конструкции. Он может взять на борт четверых, включая водителя, да еще останется место для оборудования. Если позади передних кресел придется положить раненых, то оборудование можно перевозить также и снаружи FLYPMode», — рассказывает американец.

XC2V, созданный в сверхсжатые сроки, по сути является прототипом, демонстрирующим видение боевой машины для разведки и групп обеспечения. Однако выпускать FLYPMode для армии в его нынешнем виде не планируется.

Первая модель от Local Motors, обязанная своим появлением на свет также механизму краудсорсинга, зовется Rally Fighter и имеет несколько различных конфигураций. Авторство необычного кузова, слегка напоминающего истребитель P-51 Mustang времен Второй мировой войны, принадлежит одному дизайнеру, а под созданием интерьера подписан совсем другой человек. Вклад в создание этой машины внесли десятки людей, чьи идеи определили то, каким должен быть заднеприводный SUV, начиная с дизайна головной оптики и заканчивая простотой обслуживания. Уникальный процесс помог снизить затраты на разработку: стартовая стоимость Rally Fighter на 50 тыс. долларов больше, чем цена любой серийной машины, но меньше, чем у некоторых схожих эксклюзивных экземпляров. В стоимость входит возможность участия владельца в процессе сборки своего автомобиля. Базовая модификация «раллийного бойца» оснащена трехлитровым дизельным двигателем BMW, однако по желанию клиента может быть установлен практически любой агрегат, работающий и на другом типе топлива. В отличие от проектов, которые «законсервированы» ввиду их революционности, Local Motors смогла наладить производство Rally Fighter: первые экземпляры внедорожника уже выпущены.


Мнение джипера

Алексей ПЕДЯШ,
директор магазина «ОФФ-РОАД ШОП»

С военной машиной этот интересный проект у меня не ассоциируется. Хотя автомобиль и заявлен как БРДМ (бронированная разведывательнодозорная машина), он, по-видимому, начисто лишен защиты. Огромные ниши между передними колесами и крыльями обеспечивают беспрепятственный доступ в моторный отсек для пуль и снарядов. Даже если бы экземпляр снимали в фильме «Безумный Макс», его бы усилили дополнительным железом. Стрелять из такого «бойца» вряд ли получится — даже если поместить пулемет на крыше, то человеку за ним придется стоять практически на спинках передних кресел, поскольку у машины смещенная назад компоновка салона. Обзорность в 360 градусов — это, конечно, хорошо, но где и, главное, как это может пригодиться экипажу?

Разработанный «коллективным разумом» XC2V, который так хочет походить на военную технику, правильнее считать шоу-каром. По факту это багги с кузовом. Армейские перспективы подобных конструкторских решений мне кажутся сомнительными, зато будь машина серийной, то наверняка понравилась бы молодежи.


текст: Ллуис АСТИЕР
перевод: Асатур БИСЕМБИН
фото: фирма-производитель

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№1 январь 2012

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты