В разливе

Весна - время прихода Большой Воды

Текст: Олег Зверьков
Фото: Игорь Константинов

Итак, позади еще один трудный день за рулем. Последние на сегодня метры пути, и вот вы уже тормозите на берегу симпатичной речушки. Разминая затекшие члены и нервные окончания, вылезаете из авто, дабы с крутого пригорка насладиться видом раскинувшихся окрест далей (пасторалей, руин старинного замка, пепелища колхоза-миллионера – неважно). И вдруг начинаете ощущать смутное беспокойство – налицо явный оптический обман! Вы со всей очевидностью стоите на месте, а река тем временем неуклонно приближается...

Похоже, приплыли


Долго я шел берегом реки,
Я шел, судьбу свою кляня.
А. Макаревич «Люди в лодках»

Надо сказать, что причин для вышеописанной природной аномалии может быть лишь две. Тщательно проанализируем обе... Во-первых, не исключен вариант, что грибы, собранные вашим штурманом накануне и зажаренные на завтрак, оказались-таки не подберезовиками (как он уверял), а мухоморами-галлюциногенами. В этом случае считайте, что легко отделались – Кастанеда вон кое-что и похлеще бродячих рек наблюдал, и ничего, даже книжки после этого писал. Ну а во-вторых, вы могли угодить на реку в разгар ее разлива. И поверьте, это значительно неприятней всех глюкосодержащих грибочков, вместе взятых! Ведь в этом случае у вас появляются неплохие шансы стать предметом классификации социума по признаку «сухие – мокрые». Ну а чтобы избежать этого, придется в ритме огненного чардаша ретироваться на безопасное расстояние от взбесившегося водотока. Да, узенький ручеек, который не найдешь даже на самых крупномасштабных топографических картах (и по сей день составляющих главную военную тайну нашей непобедимой державы), чудесным образом преображается. Буквально на ваших глазах он превращается в ревущий мутный поток, до середины которого вряд ли долетит не только редкая птица, но и сверхзвуковой истребитель «СУ-27» без обязательной дозаправки в воздухе.

Вы рванете в объезд, в тщетной попытке найти мост, но такового в радиусе ближайших сот километров, разумеется, не окажется (учитывая дороги, которые мы выбираем, это неудивительно). И вот тогда вам придется, с трудом выпуская через сведенные от злости губы воздух вперемежку с интимными подробностями из жизни данной речки, ждать, ждать, ждать... Сколько? А это как повезет – от нескольких часов до недели. Или больше...

Страшно? То-то же... Ну а чтобы избежать встречи с раскуражившимся чудом природы и не оказаться на месте княжны Таракановой с известного полотна Флавицкого, попробуем вместе разобраться в причинах столь вызывающего поведения рек.

Кушать подано

Питание должно быть правильным.
П. Брэгг, «Чудо голодания»

Вообще речной сток формируется в результате поступления в реки вод атмосферного происхождения. Однако пути этого поступления весьма и весьма различны. Выделяют четыре основных вида питания рек: дождевое, снеговое, ледниковое и подземное.

Основной вид питания рек, протекающих в условиях теплого климата – дождевое. Так, сток крупнейших рек мира (Амазонка, Ганг, Меконг и др.) формируется именно за счет дождевых вод. Именно с дождями связаны и наиболее катастрофические наводнения. Причем чем больше отношение между площадью, над которой идет дождь, и площадью бассейна реки, тем наводнения разрушительней.

Для рек, текущих в наших российских (весьма умеренных) широтах, более актуальным является питание снеговое. Именно ему мы обязаны весенними разливами, со школы знакомыми по картинам Левитана и бессмертному стишку дедушки Некрасова. Территорию, где в конкретный момент времени происходит таяние снега, называют зоной одновременного снеготаяния. Эта зона ограничена фронтом таяния (линией, отделяющей ее от области, где таянье еще не началось) и тылом таяния (линией, отделяющей зону от области, где снег уже сошел). Зона одновременного снеготаяния перемещается на равнинах северного полушария с юга на север, а в горах – вверх вдоль склонов, причем скорость движения тыла таяния зависит от того, насколько уверенно поспешает к нам весна-красна. Так, если обычно граница зоны одновременного снеготаяния сдвигается в среднем на 40–80 км в сутки, то в случаях резкого потепления эта цифра может возрастать до 150–200 км в сутки. Именно в последнем случае и происходят мощные разливы рек. Что же до подземного и ледникового питания, то эти виды играют существенно меньшую роль в функционировании рек и на сезонные колебания уровня практически не влияют.

Строго по расписанию

Режим – наелись и лежим!
С. Довлатов «Записные книжки»

Река, как всякая уважающая себя саморегулирующаяся система, имеет свой режим. В режиме этом, безусловно, можно выделить спокойные, и даже ленивые фазы. Их называют «межени». Большинство российских равнинных рек имеет два периода межени – зимой и летом. Осадков в эти сезоны выпадает минимальное количество, и подпитываются реки практически только за счет подземных вод. В общем, межень – идеальное время для форсирования различных водных преград без риска замочить подвеску.

Весной же для наших рек наступает праздник – повсеместное снеготаяние и максимальные осадки предоставляют им обильное питание. Весной наступает наиболее бурный и активный период в жизни каждой реки – половодье. Короче, дамы и господа, тщательнее следите за прогнозом погоды! И пусть ваши весенне-летние гормоны играют в безопасной удаленности от обладающих неприятной привычкой бурно половодить (ladies, sorry for expression!) водных артерий. Ну и, естественно, как обойтись без нарушений режима?! На это у рек существует специальный прикол под названием «паводок». Начинаются паводки обычно внезапно (по крайней мере, для Гидрометцентра) и вызываются мощными осадками. На реках России они, как правило, проходят в конце лета и осенью. Наиболее характерен паводковый режим для средних и малых равнинных рек, а также для рек горных. Различают однопиковые и многопиковые паводки, а также паводковые периоды, когда на реке проходят целые серии паводков. Как правило, они носят хоть и краткосрочный, но более разрушительный характер, нежели половодья. Поэтому, уважаемые любители форсирования водных преград вне мостоподобных сооружений, если вам дороги жизнь, рассудок и состояние личного транспортного средства, держитесь подальше от паводочно-припадочных рек!

Братья по разуму

Иа-Иа стоял на берегу и понуро смотрел в воду.
– Душераздирающее зрелище, – сказал он наконец.
А. Милн «Винни Пух и все-все-все»

Один видный географ высокопарно назвал реки «кровеносной системой природных ландшафтов, переносящей вещество и энергию». Наверное, так оно и есть, вот только автору этих строк реки больше напоминают нас, простых смертных, прихотливой волею случая населяющих время-пространство века № 21. Ведь у каждой реки свой темперамент, характер, размер, причудливые изгибы и излучины-меандры, живо напоминающие хитросплетения наших собственных, полных приключений и непредсказуемости биографий. Недаром же в гидрологии, как вы успели заметить, при описании рек в качестве основополагающих используют термины «питание» и «режим». Ничего не напоминает? Да-да, конечно, две основные проблемы человечества со времен царя Гороха – чего пожрать да где (как вариант – когда и с кем) поспать. Похоже, у ученых, начитавшихся в юности Фрейда, на подсознательном уровне все это однажды проскочило, да так и прижилось на уровне фундаментальной науки!

Ну а если серьезно, то избежать встречи с неприятностью под названием «вода уже в салоне», а попросту наводнением, достаточно легко. Просто, отправляясь в путь, запаситесь физико-географическим атласом и хоть изредка, но поглядывайте на замечательную карту под названием «Водный режим рек». И вам тогда сразу станет предельно ясно, куда лучше не ехать, поскольку именно там с большой долей вероятности ожидается Большая Вода.

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№3 май 2005

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты