Сага о нормо-часах

Стоимость ремонта обсуждению не подлежит?

Текст: Александр Николаевич Вершинский

Подсчитано: гомо-сапиенс средней руки в краткий миг между прошлым и будущим (а именно он называется Жизнь) успевает выпить и сожрать всяческой снеди аккурат с почтовый вагон. Но тот, что в данный момент вылезал из Chevrolet Blazer с наклейкой «ДПС», претендовал на два...

«Влип ты, очкарик», – посетовал толстый гаишник и велел немедля убрать машину с проезжей части избранных. А дело было так. Мгновенье назад отмороженный «киоск» Gelandewagen не по-детски рванул от кромки тротуара через четыре ряда и вытеснил меня на разделительную полосу (лягнув при этом правый бок подножкой). На элитной полосе движения места оказалось маловато, но жизнь опять победила смерть каким-то неизвестным способом, и мы счастливо разошлись со встречным нарушителем, едва соприкоснувшись бамперами. Невольное притормаживание (ДТП все-таки) завершилось легким поцелуем в зад ДПС-ного Blazer. Разлетевшиеся же безнаказанными дорожные самодержцы – участники ДТП – только и успели осесть в памяти назойливым сочетанием букв в номерных знаках… За правый бок надо благодарить Mercedes, в госзнаках которого роились буквы ААА, левая сторона не понравилась ездуну с буквами ССС в номере, ну а впечатанный в родной бампер номер ООО был, собственно, наиважнейшей частью Blazer, из которого и вышел тот самый обжора. Причем с его слов вроде бы выходило, что во всем произошедшем виноват исключительно я сам. Время подсчитывать убытки наступило...

Как известно, стоимость ремонта определяется ценой нормо-часа, умноженной на количество этих самых нормо-часов, необходимых для проведения восстановительных работ. Цена нормо-часа устанавливается приказом по предприятию и обсуждению не подлежит (разве что до момента его утверждения), чего никак не скажешь о втором сомножителе – времени, затраченном на работу. Вот уж где собака порылась... «Зарыто» это время в профессиональных каталогах, но, во-первых, их как минимум несколько, и указанные там значения времени на одну и ту же работу могут сильно отличаться, а во-вторых, в предисловии к любому каталогу написано, что приведенные цифры могут служить лишь ориентирами при выполнении работ и вовсе не обязательны к исполнению. Ну а в-третьих, работа по ремонту именно вашей машины, скорее всего, как стандартная операция в каталоге не описана (за исключением простых операций типа замены колодок или масла). И это правильно, ведь даже теоретически невозможно предусмотреть все варианты поломок и их сочетаний! Именно это, по-видимому, и побудило высказаться одного из великих незабвенных в том смысле, что теория суха, а древо жизни расцветает! Мало того, оно цветет еще и с одурманивающим запахом. Запахом денег...

После ремонта вам выдадут распечатку, в которой опытные работники автосервиса свели выполненную работу к перечню операций, в каталоге имеющихся, а если нет, напишут строчку «Дополнительные слесарные работы». Разглядев их стоимость, вы имеете конституционное право вежливо поинтересоваться: «Вы что там, обалдели?!». Что же касается перечня вписанных операций, то и эту тему жаль оставлять без внимания. Конечно, мастер не может не знать, что данная работа проводилась в совокупности с целым рядом других (одна операция частично совпадает с соседними, вписанными отдельной строчкой). К примеру, стоимость замены тормозного диска должна быть ниже, если при этом менялись и тормозные колодки. В итоге перечень отдельных операций в распечатке по ремонту вашей машины скорее всего будет соответствовать необходимому техпроцессу, но вот объявленная цена ремонта не всегда, мягко говоря, равна сумме выполненных операций, расцененных как самостоятельные работы. В такую шальную капиталистическую погоду нельзя доверяться волнам произвола. Что же делать? А это смотря кому…

Клиенту – торговаться сколько есть мочи, но знать, что даже в каталогах тошнотно занормированной Германии иногда вместо цифры нормо-часов бывает просто неприличная фраза: «По факту затраченного времени». Похоже, совсем они там не учитывают наш национальный колорит.

Труженикам сервиса – работать, не охать! Потому что если сегодня уйма сил и времени ушла на присобачивание китайского крыла к американскому внедорожнику, то завтра непредвиденные затраты с лихвой окупятся работой, которую удастся сделать быстрее отведенных на это нормо-часов (каталоги тоже люди составляли). И, несмотря на обилие проверяющих и от рождения недовольных клиентов, автосервис был и остается делом неубыточным! Поскольку торгуйся не торгуйся, а платить за ремонт все равно придется...

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№3 май 2005

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты