Жидкий хлеб

Пиво есть, его не может не быть!

Текст: Олег Зверьков
Фото: Андрей Каменев, Игорь Константинов, Сергей Юсовик

Помните, как пела маленькая наглая девочка из старой доброй сказки нашего детства про тех, кому не страшны «буераки-реки-раки»? Так знайте – это же про вас, господа, про настоящих романтиков бездорожья, рыцарей драйва и королей экстрима. Ну а когда все эти «рельефно-членистоногие» преграды позади, мало кто, согласитесь, откажет себе в кайфе цапнуть свежесваренного рака за пурпурную клешню и сделать смачный глоток пьянящего ячменного напитка. Но тут возникает закономерный вопрос: откуда он, собственно, взялся, этот янтарный «жидкий хлеб»? И на какой благословенной почве взросло его генеалогическое древо?

Кажется, что пиво было всегда. «Пиво есть, его не может не быть», – утверждают наиболее продвинутые ценители этого напитка. И знаете, похоже, они правы! К сожалению, мы уже не можем спросить старину Дарвина, что конкретно обезьяна в своем мучительном и полном приключений процессе превращения «из себя в нас» взяла в руки в первую очередь – палку или же выдолбленный из ореховой скорлупы сосуд, в котором плескалась янтарная ароматная жидкость с изрядной шапкой пены. Труд трудом, но мне почему-то кажется, что без вышеупомянутого напитка там не обошлось...

Если верить уважаемой науке археологии, первые свидетельства того, что люди умели готовить пиво, относятся к 70 веку до нашей эры. По крайней мере, уже тогда шумеры, проживавшие в Двуречье (территория современного Ирака), варили напиток из ячменного солода и приносили его в дар богине плодородия. Последнее, кстати, им нисколько не помогло: шумерская цивилизация, как известно, полностью исчезла. А вот пили бы пиво вместо того чтобы поливать им грубо обтесанные статуи из известняка, глядишь, и обернулось бы для них все куда как приятнее.

Автомобили на пивных этикетках – большая редкость. Очевидно, дизайнеры считают, что руль и пиво – вещи несовместные, как гений и злодейство.

Более рачительно подошли к проблеме в Древнем Египте. Тамошние обитатели умели варить до 70 сортов пива, которое называли hekt. Уже тогда у них существовала поговорка «Пиво – это жидкий хлеб». Оно даже в обязательном порядке входило в рацион строителей пирамид (3 жбана в день!). А приняв на грудь бочоночек-другой хектика, египтяне в поисках драйва выезжали на своих колесницах в пустыню и устраивали там гонки. Кстати, уж не отсюда ли вообще пошла страсть человечества к офф-роуду?

История взаимоотношений русского человека с пивом – тема достаточно противоречивая. С одной стороны, пиво на Руси любили испокон веков и толк в нем знали. Но с другой, у него всегда были достаточно серьезные конкуренты: брага, мед (медовуха) и зелено вино (водка). Кстати, именно славянам принадлежит бесспорное авторство идеи подмешивать к пиву хмель. Считалось, что он сильно пьянит, хотя на самом деле это дивное растение способствует устойчивости пива к хранению и придает ему своеобразный горьковатый привкус. Когда «просвещенная» Европа еще и слыхом не слыхивала про использование в пивоварении хмеля, наши предки уже не могли представить себе этот напиток в иной вкусовой гамме и композиции. В общем, в этом деле мы всегда шли в авангарде прогрессивной мысли. А кто бы сомневался?

Увы, но в ходе этой «технологической гонки» мы напрочь забыли исконно русские традиции Семиной недели (конец сентября). Тогда в каждом доме было принято по случаю сбора урожая наварить пива с брагой, вынести их к воротам и от души угощать фланирующих по улице добрых молодцев и красных девиц. Как правило, заканчивались такие гуляния исконно национальными забавами: хороводами у костров, массовыми купаниями и мордобоем, с обязательным примирением и распеванием специальных «семиных» песен:

«А уж как мы нонеча
пиво варили!
Ладо мое, ладо, пиво варили!
Теперь с этого пива
все передеремся!
Ладо мое, ладо,
все передеремся!»

И когда сегодня нелепый зигзаг бытия заносит тебя в какой-нибудь заскорузлый кабачок, где звучат «германские пивные марши», или ты в который уже раз слышишь о «традициях пивного праздника Oktoberfest», ничего кроме иронической улыбки это не вызывает.

Пиво привечали многие знаменитые исторические персонажи. Но если говорить о влиянии на распространение пива в России, то здесь горделивым исполином высится фигура Петра I, который на протяжении всей жизни слыл изрядным фанатом сего напитка. Известно, что Лефорт возил пиво царю, когда тот строил первый русский флот под Воронежем. Слали пиво Петру и под Нарву, которую он в то время осаждал. И, как известно, взял-таки. Вот они, корни непостижимых иноземному уму побед русского оружия! Петр также активно вводил пиво в меню ассамблей и дипломатических раутов. По застольному протоколу гостей в основное время потчевали винами и водками, а на посошок в обязательном порядке подносили по бокалу пива. Петр строго спрашивал подчиненных о состоянии пивного промысла: насколько вкусным и свежим вываривается пиво и правильно ли его подают к столу. Пивоваренная индустрия России в то время развивалась бурными темпами. Существовал даже госзаказ на пиво для армии и флота. Крупными потребителями пива были и госпитали, где его активно использовали в самых разнообразных медицинских целях. Но золотая эра пивоварения в России приходится на период с 1863 по 1913 год. Тех объемов производства (в пересчете на душу населения) мы не достигли и по сей день. Ну а последовавшие затем печальные события и вовсе заставили страну в течение 70 с лишним лет жить под воистину антинародным лозунгом «Пива нет».

Но вернемся в день сегодняшний. А вернувшись, зададимся вопросом: что же это такое – пиво, и откуда оно берется?. Ну понятно, что из холодильника... Многие даже смогут построить и более сложную логическую цепочку: супермаркет – холодильник. А в магазине-то оно откуда возникает? Итак, немного скучной, но полезной теории... Основным сырьем для производства пива служат ячмень, хмель и вода. Главными технологическими циклами в пивоварении являются: производство ячменного солода, получение пивного сусла, сбраживание сусла пивными дрожжами и фильтрация. Ключевое слово здесь: солод. Для его приготовления зерна ячменя (пшеницы, риса и т.д.) замачивают при строго определенных физико-химических условиях на несколько дней. Зерна прорастают, и в них накапливаются необходимые ферменты: белки, крахмал, витамины. Затем зерна сушат, очищают от ростков и еще не менее месяца дают зреть. На выходе и получается солод – основа основ в производстве пива.

Сорта пива подразделяются на две основные группы – светлые и темные. Светлые сорта пива (Lager) готовят из светлого ячменного солода с добавлением пшеницы, овса, ржи, риса, кукурузы. В последнее время особую популярность завоевало светлое пшеничное пиво (Weisen), где основу (до 60 %) при варке составляет уже пшеничный солод. Темные сорта (наиболее популярное – Porter) варят из темного карамельного солода (получается при поджаривании ячменного солода с добавлением сахара). В зависимости от сорта пива весь процесс его изготовления в идеале должен занимать от 2–3 месяцев до полугода. Увы, многие современные пивоваренные заводы откровенно плюют на подобные «условности» (а фактически – нам в кружки) и «бодяжат» священный напиток, подло подменяя натуральные ингредиенты банальной «химией» – ароматизаторами и спиртом. Особо это касается столь любимых многими крепких сортов пива. Главные показатели качества пива: прозрачность, цвет, вкус, хмелевая горечь и пенообразование. Пена в идеале должна быть плотной и без видимых пузырей. У бутылочного и баночного пива (при выливании в кружку или бокал) пена минимальной высотой четыре сантиметра должна держаться не менее четырех минут.

В общем, как говаривал в перерывах между похмельными страданиями бедолага Гамлет: «Two beers or more two beers?», что в переводе означает: «Вот интересно, заказать мне две кружечки пивка или сразу четыре?».

Такое общество избранное,
Хотя и табачный чад.
Такие мысли неизданные
В газетах, где воблы торчат.
Свободный обмен информацией,
Свободный обмен идей.
Губит нас водка, братцы,
Пиво сближает людей!
Е. Евтушенко

А теперь, отринув суету сует, поговорим о наболевшем... Пришло время. Дело в том, что в процессе подготовки данного материала нами было произведено широкомасштабное исследование на тему «Внедорожники на пивных этикетках». Мы тщательно изучили более 10 000 этикеток. Картина сложилась, мягко говоря, удручающая... Средства передвижения на пивных этикетках представлены довольно живенько – флотилии парусников, эскадрильи самолетов и стада мотоциклов. В Дании и США выпустили даже серии, посвященные истории паровозостроения. Попадаются, конечно, и автомобили. Например, в середине 90-х в Тольятти умудрились произвести несколько сортов пива с родными «Жигулями» на этикетках. Но ни одного, подчеркиваю, ни одного внедорожника! И это в то время, когда даже байкеры на свои съезды специально заказывают пиво с изображением себя родных. В результате у неискушенного, рядового ценителя пенящегося напитка может создаться абсолютно превратное впечатление, что любителей внедорожных трасс у нас либо не существует, либо они абсолютно равнодушны к этому священному напитку. Правда, в прошлом году пивзавод города Лысково (Нижегородская область) в крайне ограниченном объеме разлил пиво «Драйв», но по дизайну этикетки аналогии с автомобильным транспортом не смог бы обнаружить и сам Сальвадор Дали.

Думается, что с таким положением дел пора завязывать. Проблема созрела, и пора ее решать! Разве кто-нибудь будет против, выломившись из адреналиновых объятий очередного трофи, сорвать пробку... ну, скажем, с « Jeep Weiss Beer» или «Off-Road Porter», пронзительно, до судороги в гортани втянуть в себя упоительно ледяную влагу и, краем глаза поймав на этикетке очертания родного силуэта, подумать: «Привет, мой полноприводный дружище! Все-таки классно, что мы есть друг у друга!».


Немного необременительной истории с географией и просто полезных сведений о пиве.

И все это для любителей внедорожного образа жизни, коих причудливые колеи судьбы подчас забрасывают в самые отдаленные уголки нашего шарика.

  • Старейшими из ныне действующих крупных российских пивзаводов являются: Саратовский (основан в 1830 году), Хамовнический (1863) и Трехгорный (1875) в Москве, питерские «Степан Разин» (1795), «Бавария» (1863) и «Вена» (1872), Жигулевский (1881) в Самаре.
  • Ну не нравилась купцу Краснопузову данная от рождения фамилия, и решил он бить челом царю, чтобы ее сменить. Оторванный от важных государственных дел (скорее всего, новый сорт пива дегустировал) Александр I раздраженно ответил: «Ладно, будешь Синебрюховым!». Под этой фамилией купец и основал в 1819 году крупнейшую на территории Российской империи пивоварю. Сегодня же марка «Nikolai Sinebrychoff» является самым раскрученным пивным брэндом Финляндии и одним из популярнейших сортов пива в мире.
  • Самая старая пивоваренная компания в мире – Weihenstephan (Мюнхен). Она была основана аж в 1040 году и до сих пор функционирует!
  • Треть всех пивзаводов мира расположена в Баварии.
  • Рекорд по скоропитию пива принадлежит некоему Стивену Петрочино из американского города Карлайла, который умудрился выпить 1 литр за 1,3 секунды. Будете проезжать по ухабам Пенсильвании, не поленитесь, разыщите этого удивительного человека и заключите в объятия! Если, конечно, сможете обхватить.
  • Самое крепкое пиво в мире – Rodger & Out (16,9% алкоголя) – производится в Шеффилде (Великобритания).
  • Запах пива тормозит агрессивность комаров. Некоторые ученые утверждают, что после приема пива на коже выступает пот, в состав которого входят вещества, отпугивающие насекомых.
  • Пиво, благодаря своим питательным свойствам, входит в обязательный рацион полярников, работающих на станциях Арктики и Антарктики.
  • Датские медики пришли к выводу: чтобы получить максимум удовольствия от пива, следует крепкие темные сорта пить под музыку высокой тональности, а легкие светлые – под мелодии на низких тонах.
  • Если вас когда-нибудь занесет в дикий и нецивилизованный край, где не понимают простых и ласковых русских слов, а словно варвары изъясняются на плохом английском, нелишним будет запомнить несколько выражений:
    «Knock-down» – крепкое пиво,
    «Beer chaser» – пиво вслед за крепким напитком («прицеп»),
    «Dogs nose» – смесь пива с водкой («ерш»),
    «Nightcap beer» – кружечка пива на ночь,
    «Eye-open beer» – кружечка пива с бодуна,
    «Public house» – не то, что вы подумали, а просто пивнушка.

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№3 май 2005

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты