Бобр с ружьем

Гусеничный транспортер обзавелся АКПП

Текст: Леонид Миндель
Фото: Александр Давидюк

Рычаг управления левой гусеницей в одной руке. Рычаг управления правой гусеницей в другой руке. Рычаг коробки передач в третьей... Веселая шутка, не так ли? Правда, когда садишься в кресло водителя гусеничного тягача с механической КПП, смеяться почему-то не хочется. К чему я все это? А к тому, что теперь управлять гусеничным транспортером «Бобр» можно двумя, а не тремя руками...

О плавающем снегоболотоходном гусеничном транспортере ГАЗ-3409 «Бобр» не писал только ленивый. Следовательно, всем давно известно как о самом факте его существования, так и о его технических характеристиках и особенностях. Казалось бы, о чем еще тут можно говорить? А вот есть о чем...

Каждый, кто хоть раз сидел за рычагами «Бобра», оду, посвященную его проходимости, заканчивает фразой: «Как же достала эта ручная коробка!». И действительно, на крутом подъеме (да и вообще, при движении по бездорожью) переключаться приходится много и часто, а для этого нужно убирать руку с рычага управления правой гусеницей. То есть на время переключения передачи вездеход становится практически неуправляемым! В общем, когда я узнал, что в московской фирме «Томкар-союз» на «Бобра» установили АКПП, особенно не удивился. Подобного развития событий и следовало ожидать...

Четырехступенчатая гидромеханическая трансмиссия ZF работает практически безупречно. Нет никаких провалов, задумчивости и прочих «автоматических» огрехов. Управление же свелось к тривиальному «дергай за рычаги и дави на газ». Даже человеку, никогда не управлявшему гусеничной техникой, хватит нескольких минут, чтобы освоиться на водительском месте доработанного вездехода.

Внешние изменения органов управления незначительны. На смену торчащему между сидениями длинному рычагу КПП пришел миниатюрный эргономично расположенный селектор у водительского сидения. А панель приборов обогатилась индикатором включенной передачи.

После установки автоматической трансмиссии у машины, на мой взгляд, не осталось ни одного серьезного недостатка. Придираться можно лишь к мелочам: шумоизоляцию бы получше да ручек в салоне побольше (держаться не за что). Но это, как говорится, на скорость не влияет.

Проблема только в одном. Мне очень бы хотелось закончить статью социалистическим «Родина получила еще один вездеход», да не выйдет... Завод и дальше будет комплектовать свои машины исключительно ручными коробками. А все потому, что с АКПП цена транспортера значительно возрастет, а «Бобр» и сейчас не может похвастаться ажиотажным спросом. И дело здесь не в плохом качестве сборки (тут-то как раз все в порядке) или узком рынке сбыта. Проблема в том, что за годы совковой безалаберности потребитель на клеточном уровне привык к тому, что надпись «Сделано в России» переводится как «выбросить до начала эксплуатации». И чтобы изменить это мнение, потребуется время.

Но хватит о грустном. Ведь на сегодняшний момент большая часть выпускаемых вездеходов расходится среди частных заказчиков, значит, в нашей стране у «Бобра» есть будущее. Тем более у «Бобра» с ружьем. Ой, простите – с «автоматом». ORD



Так машина и зародилась.
Александр Нужин, Генеральный директор Заволжского завода гусеничных тягачей.

В советские времена ЗЗГТ специализировался на производстве гусеничной техники особо легкой категории. Идея создания вездехода подобного класса появилась около десяти лет назад, благодаря успеху автомобиля «Газель» на рынке легких грузовиков. Решили – почему бы не занять ту же нишу среди гусеничной техники. Был изготовлен макетный образец, и в 1997 году мы показали его на выставке «Нефть и газ» на Красной Пресне в Москве. При создании машины мы плотно работали с геологами и геофизиками – главными потребителями нашей продукции. Когда основные параметры были утверждены, встал вопрос производства кузова. Габаритные размеры вездехода оказались таковы, что на него подошел кузов «Газели», конечно, не в оригинальном варианте, но основные панели (крыша, боковины, двери) подвергаются минимальным переделкам. Это нас вполне устраивает, так как существенно сокращает расходы на крупноштамповочное производство. Так эта машина родилась. На сегодняшний день мы производим опытно-промышленную партию, порядка сорока машин в год.



Все зависит от заказчиков.
Алексей Исаев, Конструктор фирмы «Томкар-союз» – московского дилера ЗЗГТ.

Эксплуатируя технику на бездорожье, постоянно сталкиваешься с проблемой отсутствия наката. Особенно сильно это чувствуется на гусеничной технике. Переключение передач на механической коробке сопряжено с потерей времени, следовательно, и динамики. Если же машина управляется рычагами, то добавляется еще одна проблема – острый дефицит третьей руки. Именно поэтому большинство импортной гусеничной техники, как военной, так и гражданской, имеет автоматические коробки передач. До сих пор гусеничный транспортер «Бобр» комплектовался исключительно ручной коробкой передач, что существенно усложняло управление. Естественно, возникла идея, даже не идея, а необходимость, установить АКПП. Нашелся и заказчик, готовый заплатить за переоборудование вездехода. Для установки была выбрана гидромеханическая КПП ZF, переделали трансформатор, чтобы он соответствовал двигателю и массе машины. В результате получился вот такой аппарат. Будут ли еще такие машины, это зависит от заказчиков. Учитывая общее количество выпущенных «Бобров» мы в состоянии поставить АКПП на все.

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№3 май 2005

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты