Терра инкогнита

Португальская презентация нового Nissan Pathfinder

Текст: Евгений Константинов
Фото: Евгений Константинов и компания Nissan

Что мы знаем о Португалии кроме футболиста Фигу? Загадочный край, притаившийся в дальнем углу Европы... Даже вездесущие «руссо туристо» обычно попадают туда лишь транзитом по пути на Канары и Мадейру. А ведь каких-то 500 лет назад португальские мореплаватели основательно поработали над дизайном глобуса. Теперь же, прилетев на тест-драйв нового Nissan Pathfinder, я сам ощущал себя первооткрывателем: все прочитанное о Португалии на месте показалось лишь бледным подобием реальности.

Да и автомобиль, чье название переводится как «исследователь», явно располагал к покорению неизученных земель.Начало марта. В Москве еще самая настоящая зима. В Лиссабоне в это время тоже зима, но зима португальская. По словам местных жителей, наш приезд совпал с небывалыми холодами. Вечером на улице всего... +7! По такому случаю город как будто вымер, а редкие прохожие зябко кутаются в куртки и прячут носы в воротники.

Плоды трудов

В центре внимания – новый внедорожник от Nissan (он выходит на европейские рынки в апреле). От предыдущего поколения Pathfinder, появившегося в 1996 году, новинке досталось только название. Все остальное создано с нуля на совершенно новой платформе. Неожиданный момент: конструкторы отказались от интегрированной в кузов рамы в пользу... традиционной лестничной. Но при этом обе подвески автомобиля стали полностью независимыми и сходными по конструкции (на пружинах и двойных поперечных рычагах). За распределение крутящего момента, как и прежде, отвечает электронная система полного привода All Mode 4x4, но и она серьезно обновлена. Конструктивно это раздаточная коробка типа part-time с понижающей передачей и подключаемым через жестко блокируемую вискомуфту передним мостом. Электроника управляет вискомуфтой и активизируется только в автоматическом режиме (в случае проскальзывания задних колес система передает часть крутящего момента на передний мост). Три других режима (2WD, 4H и 4L) вполне традиционны. Но и тут не обходится без электронного управления в виде системы динамической стабилизации и межколесных «псевдоблокировок».

Единственным вариантом для России на первое время будет абсолютно новый турбодизель с общей топливной рампой (2.5 л, 174 л.с.). Впечатляет его крутящий момент: 403 Нм при 2000 об/мин! Причем с этим мотором устанавливают как шестиступенчатую механическую КП, так и пятиступенчатый «автомат». В зависимости от комплектации, российские цены будут варьировать между 44 800 и 56 450 долларов. В сентябре в продаже появится и модификация с 4-литровым бензиновым V6 и АКП. Все автомобили для Европы будут производить на заводе в Барселоне, где Pathfinder вытеснит с конвейера пятидверную модификацию Terrano. При этом короткую трехдверную версию последнего решено оставить в производственной программе по настойчивым просьбам «испанских трудящихся».

Асфальтовый каток

Наутро я выбрал дизельную машину с механической коробкой и начал устраиваться на водительском месте. Несмотря на обилие и обширный диапазон регулировок кресла, настраивать его пришлось очень долго и тщательно. Возможно, виновата слишком короткая подушка сиденья, но удобная посадка за рулем далась мне ценой долгих экспериментов с ручками и колесиками. Зато настройка зеркал прошла просто на ура. Кстати, о них. За обзор назад по боковым зеркалам создателям машины можно смело ставить «пять».

Выехав со стоянки, мы по какому-то непостижимому хитросплетению развязок выбрались на скоростную дорогу и направились в сторону моста Васко да Гамы, легкой паутиной перекинувшегося из Лиссабона через устье самой большой на Пиренейском полуострове реки Тежу, более известной как Тахо (в испанской транскрипции). Здесь, как и на всех автострадах в Португалии, два ограничения скорости – минимальное 40 км/ч и максимальное 120 км/ч, причем верхнюю планку местные водители чаще всего игнорируют. Но в данном случае все едут дисциплинированно: мост увешан радарами как новогодняя елка шарами. Cтоит отметить, что на магистралях Португалии скорость, как правило, контролируется на мостах и около развязок. А вот на других участках радаров нет, и потому, миновав терминал платной дороги, большинство соседей по потоку, не стесняясь, нажимает на правую педаль. Каюсь, я тоже поддаюсь дурному примеру, и вскоре стрелка спидометра переваливает за отметку 140. На этом комфортная зона управления внедорожником заканчивается... Португальские автострады изобилуют изгибами и поворотами, и при более высоких скоростях машину приходится буквально удерживать, постоянно отслеживая траекторию. И что уж совсем неожиданно для тяжелого и громоздкого на вид автомобиля – он начинает обнаруживать неприятную подверженность влиянию ветра. При этом точности управления мешает абсолютно нечувствительный в районе прямого положения руль с «типично американской» обратной связью. Но, несмотря ни на что, на затяжном спуске Nissan «раскочегарился» почти до 180 км/ч (по спидометру). И что особо приятно, даже на этой скорости шумоизоляция салона выполняла свою функцию отменно: разговаривать можно было, почти не форсируя голос.

Деревенские будни

Пятьдесят с лишним километров автострады пролетели незаметно. Вот и нужный съезд. Узкая местная дорога ведет нас дальше вглубь страны. То и дело мы проезжаем деревушки и поселки, где очень размеренно, почти лениво течет своя жизнь. Большинство растений в садах еще без листьев, но тут и там зеленеют пальмы. То и дело попадаются увешанные яркими плодами апельсиновые и лимонные деревья – они плодоносят круглый год. В одной деревеньке я не удержался и нарушил неприкосновенность частных владений... И тут же ко мне с лаем и свирепым выражением на мордах кинулась разномастная собачья свора. Впрочем, с агрессивными барбосами удалось быстро подружиться.

Тротуар или просто обочину для пешеходов увидишь далеко не в каждой деревне. Невысокие заборы вплотную подходят к проезжей части и тут же по асфальту прогуливаются аборигены. Приходится быть очень внимательным. При этом, находясь за рулем среднеразмерного внедорожника, воспринимаешь себя если и не слоном в посудной лавке, то, по меньшей мере, носорогом. Остановиться, не мешая довольно оживленному движению, можно только у въезда в чей-нибудь двор, но, судя по непереводимой игре слов, это далеко не всегда нравится хозяевам.

Вне населенных пунктов местные дороги такие же узкие, извилистые и без обочин. Но, как ни странно, громоздкий Pathfinder чувствует здесь себя как рыба в воде. Тяговитый мотор и сближенная шестиступенчатая коробка позволяют уверенно проходить повороты на тяге, удерживая тахометр около отметки 3500 оборотов. Когда же «раллийный» режим надоедает, я начинаю экспериментировать... На ровном асфальте автомобиль без напряга трогается со второй передачи и позволяет при разгоне переключаться через ступень. Эластичность двигателя такова, что на четвертой передаче можно двигаться чуть ли не 40 км/ч!

Среди дубов

А за окнами тем временем проплывают буколические пейзажи. Перелески сменяются виноградниками и полями. С удивлением замечаю целые плантации знакомого овоща: оказывается, всю зиму португальцы выращивают капусту. В какой-то момент мы въезжаем в очень странный лес. Раскидистые мощные деревья необычной формы растут ровными рядами. Каждый ствол пронумерован белой краской. А на площадке в стороне от дороги горы коры и сучьев. Это – плантации пробкового дуба. Из толстой коры этого удивительного растения и делаются те самые аккуратные цилиндрики, что мы извлекаем из бутылочных горлышек. Благодаря упругости и наличию в оболочках клеток непроницаемого для жидкостей и газов суберина, пробка – отличный природный герметик. Пробковые дубы растут по всему Средиземноморью, но почему-то именно в Португалии они дают наилучшее сырье. Только здесь, да еще где-то в Южной Америке существуют обширные плантации этих деревьев, снабжающие пробкой весь цивилизованный мир. Обычно пробку снимают с живых деревьев, и это им совершенно не вредит. Но происходит это не чаще чем раз в девять лет, чтобы успел нарастать достаточный слой коры.

Восхищенно разглядывая рукотворные дубравы, мы, согласно легенде, съехали с асфальта и попылили по песчаной грунтовке. За окнами – все те же аграрные пейзажи и крестьянские усадьбы с немудреной техникой. Как-то не верится, что мы – на просторах Евросоюза. Еще меньше верится в то, что в XV-XVI веках не было мире государства более значимого, чем Португалия. Но именно эта страна раньше других вступила в эпоху великих географических открытий. Ее морская экспансия опережала даже испанскую, не говоря уже о других державах. Самый мощный в мире флот позволял ей контролировать весь Индийский океан, большую часть африканского побережья и морские пути в южной Атлантике. Обширные колонии во всех частях света позволяли вести широкую международную торговлю и приносили сказочные богатства. Так, через Лиссабон в Европу поступало больше половины всего потока пряностей, ценившихся тогда наравне с золотом. Однако произошедшая в 1580 году династическая уния с Испанией и последовавшие за этим события постепенно ослабили могущество морской сверхдержавы. И даже после восстановления независимости в 1640 году Португалия уже не достигла былого величия.

Но вернемся к Nissan. Среднего размера неровности и «стиральная доска» под колесами не вызывают особого дискомфорта при 60-80 км/ч. Дорога – поворот на повороте. В большинстве виражей, как бы обозначая створ, по краям проезжей части растут здоровенные дубы. Это не способствует душевному равновесию: мало того, что рулевое управление не отличается отточенной четкостью, так еще и заднюю ось в виражах ощутимо таскает. Совсем уж глубокие заносы эффективно «душит» система динамической стабилизации (ESP), вступающая в дело с небольшой и очень уместной при активном пилотировании задержкой. Пытаясь разобраться с хитрой системой полного привода, переключаю круглую ручку на центральной консоли из 2WD в Auto. Nissan сразу же начинает стабильнее держать траекторию в поворотах. Перераспределение момента происходят настолько плавно, что с водительского места ничего этого не чувствуется. Но стоит порезче войти в вираж, как вновь возникает занос, а попытка вытянуть машину газом лишь усугубляет ситуацию. В общем, в автоматическом режиме Pathfinder остается верен заднеприводной управляемости.

В гостях у сказки

Способности автомобиля на пересеченной местности мы проверяли на специально построенном внедорожном полигоне. Местные специалисты имитировали тут всевозможные виды препятствий: крутые подъемы, обрывистые спуски, уклоны, «диагональные» ямы и тому подобные вещи. Все сделано аккуратно и красиво. У меня сложилось впечатление, что прежде чем запустить на площадку экскаватор, создатели полигона все тщательно просчитали: уклоны сделаны так, что уронить машину практически невозможно, однако со стороны, а тем более изнутри, дух захватывает. Для полноты внедорожной картины не хватало только грязи, колеи и брода...

Честно сказать, от Pathfinder я не ожидал чудес. Артикуляция независимой подвески оказалась и вправду «детской». Но электронные «псевдоблокировки» достойно выполняли свою работу, и машина продолжала двигаться, даже если два колеса взмывали в воздух. При отключенной ESP электроника толково перераспределяла момент и умеренно ограничивала пробуксовку, позволяя двигаться с четырьмя вращающимися колесами. Если же ESP оставить включенной, то при движении с постоянной пробуксовкой электроника... останавливает автомобиль. Поэтому, съехав на сложный рельеф, надо не только переключиться в 4L, но и выключить «электронный тормоз».

«Понижайка» с отношением 2,596 и тяговитый дизель творят чудеса. Pathfinder на «механике» покорил затяжной 50%-ный подъем на холостых оборотах, не напрягаясь. Дизель с АКП требовал раскрутки минимум до 1000 об/мин (иначе машина останавливалась), а бензиновый внедорожник (тоже с «автоматом») начинал движение только после 1300 об/мин. В целом все справились с препятствиями полигона достойно. Разве что торможение двигателем на крутых спусках «автоматических» версий показалось недостаточно эффективным.

«Так тот вообще хлебал бензин...»

На следующий день я решил опробовать бензиновый Pathfinder и отправился на нем на песчаную лесовозную дорогу. Удивительно, но Португалия оказалась страной с развитым лесным хозяйством. Наиболее ходовая древесина тут – сосна и... эвкалипт. Австралийский пришелец очень быстро растет и хорошо заселяет почти бесплодные пески. Запах возле штабеля свежеспиленных эвкалиптовых бревен – как в аптеке! Воздух буквально пропитан эфирными маслами. Интересно, на что годится эвкалиптовая древесина? Занятый такими мыслями, я проехал через цветущий эвкалиптовый лес по шоссе местного значения и вновь вышел на автостраду.

По сравнению с дизельной версией, бензиновая воспринимается как более комфортабельная. Салон отделан кожей и деревом, мотор практически не слышен. Я ожидал увидеть максимально возможную комплектацию, но... при всей роскоши, у автомобиля не было навигационной системы и круиз-контроля, имевшихся на «дизелях».

Что же до АКП, то она явно «заточена» под темпераментного водителя. Передачи переключаются вверх поздно, зато очень охотно скачут вниз при нажатии педали газа в пол, и даже при сбросе и повторном легком нажатии. «Отлично!» – подумал я и тут же с грустью посмотрел на стрелку указателя топлива. Скорость ее движения в какой-то момент вызвала тревогу: хватит ли бензина на весь маршрут?

Съехав с автострады, я оказался на узкой дорожке, петляющей среди сосняков. Почти как под Москвой, – промелькнула мысль, – даже вереск цветет... Вот только вереск этот оказался высотой метра полтора и назывался эрика.

Затерянный в песках

Вскоре гравийная дорожка вывела к... маяку. Стоял он на поросшем лесом холме, с которого открывался вид на океан, находящийся километрах в пятнадцати. Почему маяк поставили именно здесь, а не на берегу, для меня так и осталось загадкой. Просека с песчаными колеями приличной глубины вела от маяка вниз по склону холма. С помощью силы земного притяжения Pathfinder съехал довольно легко. А теперь – 4L, разворот и попытка взять холм штурмом. Вязкий песок вызывает мгновенную пробуксовку, к тому же для того чтобы тронуться на бензиновом агрегате, надо придавить газ (на дизеле достаточно перевести селектор в положение D и отпустить тормоз). Аккуратно играя газом, я все-таки сдвигал автомобиль с места и разгонял его, но тут склонность АКП к поздним переключениям была очень некстати. Машина никак не хотела выходить на вторую передачу и ограничивала пробуксовку по-своему, с помощью тормозов. Даже перевод селектора в псевдоручной режим не помог – электроника то и дело скидывала выбранную вторую передачу и возвращалась к первой. Минут через двадцать запахло горелыми колодками, а Pathfinder не добрался и до середины склона. Конечно, можно было рискнуть и попытаться выскочить на повышенной передаче в раздаточной коробке, но, прикинув все, я понял, что этот эксперимент, скорее всего, закончится сгоревшим гидротрансформатором. В общем, мне ничего не оставалось делать, как покорно вернуться вниз и продолжить свой путь по песчаным тропинкам, любуясь весенним лесом.

На песке я провел еще один маленький эксперимент: намеренно закопался задними колесами в режиме 2WD, а затем переключил в Auto и проверил, насколько быстро подключается передний мост. Так вот, рекламный проспект действительно не врал – Nissan моментально выехал из «ловушки», даже не пытаясь провернуть задние колеса.

Над океаном

Из леса легенда вывела меня к берегу океана на живописную курортную трассу. Какие с нее открываются виды! В разгар сезона здесь наверняка плотное движение и все парковки в красивых местах забиты машинами отдыхающих. Теперь же она была пустынна. Ни единого человека на пляжах, и это лишь прибавляло величия постоянно меняющей форму полосе прибоя. На тихих набережных приморских городков ветер наклонял верхушки пальм и теребил развешанное во дворах белье. Обилие перекрестков с круговым движением, удивившее меня еще во внутренних районах страны, на побережье приняло какой-то невиданный размах. Но, если подумать, это действительно удобно и практично. Впрочем, мы, кажется, отвлеклись от темы. О чем это я? Да, конечно же, о новом Nissan Pathfinder, который фирменные маркетологи представляют в качестве идеального семейного автомобиля для тех, кто ведет активный образ жизни и не мыслит свою жизнь без путешествий. Действительно, для этой роли Pathfinder практически идеален: просторный салон, прочная конструкция, удачные силовые агрегаты и... универсальные настройки. Причем достоинства этого внедорожника начинаешь особенно ощущать в долгой поездке с чередованием разнообразных дорожных условий. И очень правильно, что местом для презентации этой модели была выбрана родина многих великих путешественников. За рулем этого автомобиля действительно хочется открывать новые неизвестные земли. Путь даже и для себя...

Технические характеристики Nissan Pathfinder 2,5 TD (данные производителя)

Габариты, мм 4740 x 1850 x 1865
Колесная база, мм 2850
Дорожный просвет, мм 254
Масса снаряженная / полная, кг 2132 / 2793
Мощность, л.с. / об/мин 174 / 4000
Крутящий момент, Нм / об/мин 403 / 2000
Макс. скорость, км/ч 175
Расход топлива город / трасса, л/100 км 11 / 7.6

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№3 май 2005

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты