Большая бескорыстная гонка

12 килограммов призового золота! желаете приобщиться?

Текст: Александр Иванов, Наталия Перцова,Людмила Яшина
Фото: Андрей Каменев, Анвар Галиев, Михаил Жарков

Старт. 34 команды. Колонна, вертолет, дорога – все как с картинки.
Два экипажа переговариваются по рации:
– Мы не за деньгами едем.
– И мы не за ними.
– Эй, парни,– доносится из эфира, – если у вас получится, отдайте нам!

За 14 дней «Экспедиции-трофи» (начало рассказа об этом эпохальном мероприятии было опубликовано в предыдущем номере журнала) экипажи проехали 15 600 километров, пересекли 23 области, отметились на сотне стационарных и мобильных КП и израсходовали минимум по три тонны горючего на экипаж. Причем, заметьте – претенденты на главный приз все как один утверждали, что едут вовсе не за золотом!

Участники «Экспедиции-трофи» представляли ни много ни мало, а 16 регионов России и пять иностранных государств. Каждая команда двигалась на двух внедорожниках и состояла из шести человек – пяти мужчин и одной женщины. Вообще же «Экспедиция-трофи 2005» войдет в Книгу рекордов Гиннеса как самая протяженная зимняя гонка по территории одного государства. Но это все сухая статистика, так сказать, взгляд со стороны. А вот что думают о происходившем непосредственные участники действа – претенденты, организаторы, врачи и журналисты...



Экспедиция, однако...
Илья Савельев, Капитан команды «Морские волки» (первое место).

Все началось на финале Кубка России. Там мы с Сергеем Савенко просто увидели человека, который шел в оранжевой майке с надписью «Экспедиция». Подумали, посмотрели, головой покрутили и не то чтобы посмеялись, ну просто в голове как что-то щелкнуло: «Экспедиция, однако! Угу...». А потом Серега приехал к нам на базу и говорит: «Ребят, вот типа тут 23 февраля, 8 марта, самые пьяные дни, делать нечего, Москва пустая, такой шанс, поехали? У меня тут два Volkswagen Touareg, и я как бы готов их отдать. Давайте, построим-достроим и поедем!». Я несерьезно это воспринял: какие-то Touareg, по 100 тысяч долларов каждый... Ну, посмеялись-посмеялись, а потом и решили – едем! Но на Mitsubishi L200... Купили, начали переделывать. Ходовую часть и двигатель оставили без изменений. Задача была максимально облегчить машины, сделать грамотную развесовку и спальные места. Ну а параллельно я занимался подготовкой команды.

У нас был четкий график подготовки автомобилей и экипажа. С реальными тренировками-выездами. Машины строились, люди общались, корректировали мысли, что-то меняли. После этого было пять недель и соответственно пять выездов по три-четыре дня. Проводили их вместе, смотрели, как ведут себя машины. Мы ездили по бездорожью, по ледовым трассам, по трасам ралли-рейдов. В итоге пробег машин на тренировках составил порядка 3,5 тыс. км. И все спецучастки, которые были на «Экспедиции», для нас оказались пройденным этапом, кроме торосов. Но и торосы не слишком испугали – я понимал, как машина поедет и проедет их. С гордостью скажу: я сделал из обычных людей команду, готовую на все ради победы.

Но команда и машины – это мало. Нужна идея. Но не общая, а своя, командная. Тогда-то мы и придумали привезти в капсуле землю из Мурманска во Владивосток. Абсолютно разные города, но у них есть много общего – близость границы, море и флот. Мы ничего не боялись, главное было не сломать машину и довезти землю. Землю мы довезли, и нас встречал весь Тихоокеанский флот. Такого я не испытывал никогда в жизни. А то, что мы выиграли гонку, я понял лишь в последний момент.



Третий был патологоанатомом.
Владимир Попилин, Капитан команды «ЯVR-клуб» (первые участники, сошедшие с дистанции).

В тесной уютной комнатке наших друзей из фирмы «Арктиктранс» было принято решение присобачить на спортивные универсалы Mitsubishi ЯVR огромные арктиктрансовские колеса сверхнизкого давления. Без них гонки с большими лифтованными внедорожниками на специальных участках нам представлялись совершенно безнадежными. В ясный денек 21 февраля наша команда с энтузиазмом собралась штурмовать маршрут «Экспедиции», имея в прибрежных онежских кустах рояль в виде колес-пневматиков. На случай переламывания ног в команде было целых три доктора, двое из которых – успешно практикующие хирурги. Третий, правда, патологоанатом...

Домчались в Мурманск как раз к капитанскому брифингу. Приезд последними к маяку – точке начала «Экспедиции» – неожиданно обернулся торжественным стартом в самой голове колонны. И вот первый этап. 150 метров по снегу. Выезд команды «ЯVR-клуб» на колесах стал скромным, но запоминающимся событием «Экспедиции». На подмосковных тренировках по снежной целине мы опытным путем установили, что лучшая проходимость на пневматиках достигается на высокой скорости... И вот по стартовому сигналу пилоты до отказа выжали педаль газа, и табун суммарным количеством в 460 лошадок понес машины к финишу.

Предательский торос, засыпанный снегом, стал для нас последним трамплином, подпрыгнув на котором, мы птицами перелетели через финишную ленту. В результате столкновения с ледяной ступенькой наши машины получили повреждения, «несовместимые с жизнью». Там, за финишем, ЯVRы и остались дожидаться эвакуатора. Мы сошли, но сошли непобежденными. Полные оптимизма, мы хотим участвовать в следующей «Экспедиции». А сейчас, в утешение, считаем, что первый внедорожный этап мы выиграли. Наверное, это даже правда.



Я выполнил углубленную разведку местности.
Борис Казанкин, Технический комиссар гонки.

Есть мои личные ощущения, а есть ощущения официального лица. Но в некоторых вопросах они совпадают. Самым сложным моментом в организации гонки была синхронизация движения автомобилей и поезда. Люди крутили пальцами у виска и говорили: «Все рухнет! Поезда по определению опаздывают. Либо РЖД вас «кинет», либо гонка где-нибудь завязнет. Тогда я решил сделать углубленную разведку местности и затем, ориентируясь по своим записям и добавляя коэффициент, просчитать среднюю скорость движения. В итоге появились абсолютно сумасшедшие интегральные уравнения со многими неизвестными – время суток, погодные условия, состояние дорожного покрытия, плотность дорожного потока и т.д.

Достаточно сложными моментами оказались написание регламента и технических заданий. Мы сознательно отказались от протокольно-официального языка, принятого в РАФе, а с другой стороны – все пункты были прописаны досконально. Мы гордимся тем, что за время проведения гонки ни от одной из команд мы не получили ни одного протеста. Во всем происходящем присутствовала собранность и «немецкий порядок». Машины выстраивались по линейке, вертолеты взлетали вовремя, съемочные бригады не опаздывали. Я чувствовал себя человеком, собравшим конструктор и увидевшим чудо – все работает! Конечно, нам помогали на местах. Без таких людей, как Володя Ежов из «Арктик-трофи», Тимофей Рогожин из Петрозаводска, Юра Овчинников из Питера, Олег Майоров из Екатеринбурга и многих других, мы не смогли бы проделать такую работу, чтобы в конце пути сказать: «Мы это сделали!».



Эта гонка людей, а не машин.
Павел Елизаров, Медицинское обеспечение проекта.

Проехать через всю нашу необъятную Родину за две недели, от маяка в Мурманске до маяка во Владивостоке? Требуется доктор-травматолог для этого мероприятия? От такого предложения отказаться было невозможно, и я согласился.

Правда, беспокоили сугубо медицинские вопросы, степень подготовленности экипажей и автомобилей. Не сломаются ли экипажи психологически? Вопросы безопасности по всей длине многокилометровой трассы, содействие местной медицины на местах, вопросы эвакуации возможных носилочных пострадавших, комплектация аптечек у экипажей и формирование собственной, вопросы связи и многое-многое другое. Воображение живо рисовало перевернутые, убравшиеся с трассы автомобили, замерзающие где-то в Сибири в чистом поле в снегу экипажи. Особенно волновала фраза организаторов, что это «гонка людей, а не машин». Людям свойственно уставать, засыпать за рулем. Возможна психологическая несовместимость членов экипажа, развеянные амбиции, нервные срывы, невнимательность и, как следствие, повышенный травматизм.

Поводов для получения травм и увечий – тьма. Грустный опыт показывает, что травматизм прямо пропорционален длительности соревнований.

Медицинский «спецназ» состоит из трех врачей. Хирург, имеющий опыт оказания помощи в экстремальных спортивных соревнованиях. Анестезиолог, влюбленный в парашютный спорт и связанный с этим весь спектр повреждений. Травматолог с шестилетним опытом «медицины бездорожья», два вооруженных конфликта, землетрясения.

Медицинскому оснащению может позавидовать любая бригада «03», есть возможность для развертывания своей небольшой мобильной операционной. Есть договоренность с медицинскими подразделениями на местах по ходу всей гонки. В поезде, который следовал параллельно гонке, ехал представитель МЧС, готовый в критической ситуации поднять все силы своего министерства на ноги. Я уже не говорю о спутниковом слежении за каждым участвующим автомобилем.

Мне предстояло влиться в состав команды «чистильщиков», то есть ехать двумя машинами за всеми стартовавшими и решать медицинские вопросы по мере их возникновения.

Нам невероятно повезло с погодой – практически нигде не были заметены дороги. Народ засыпал за рулем от усталости и убирался в кюветы, но все происходило нежно, без травм и увечий.

Все-таки «Экспедиция-трофи» – это выматывающий ралли-рейд с огромной протяженностью дорог. Калейдоскопы проносящихся городов, усталость, напряжение и... огромный восторг на финише – «Я сделал это!».



Всё получилось гармонично.
Александр Давыдов, Комиссар гонки.

Гонка прошла по самому благоприятному для нас сценарию. Все получилось так, как задумывали – гармонично. Серьезных сбоев и нестыковок не было. Все было четко отработано на подготовительном этапе. Есть внутреннее удовлетворение, как от любой хорошо проделанной работы. Но были некоторые моменты, которые нужно «дожимать» в следующий раз, в частности по соревновательной программе. В следующий раз это будет совсем другой продукт. Мы не будем ничего усиливать, мы просто сделаем совсем другую историю. Мы разыграем другие карты, другие интересы.

Прежней останется идея трансконтинентальной гонки, то есть от моря до моря. Наверняка сохраним время проведения или чуть-чуть увеличим сроки. Количество спортивных этапов увеличим как минимум вдвое. И девушек должно быть больше! Они феноменально снимали психологическое напряжение в командах, которое к концу гонки достигло критической концентрации.

Что хотелось бы улучшить. Идея с МСК (место сбора команд), как создание некоего объединяющего пространства, себя отработала. Сначала мы планировали, что участники сами будут искать место ночевки. Но тогда получается, что мест пересечения между командами совсем не остается. И мы начали думать, как пересекать энергетику участников, чтобы между командами завязывалась определенная интрига. Мы хотели создать жесткий контраст, когда люди всю ночь едут по глухим деревням с населением 1,5 человека, в жестком российском этно, в экстремальном режиме. А потом приезжают в модное, современное, если не сказать ультрасовременное МСК, и восприятие меняется в разы. Мы хотели поймать контраст – «из грязи в князи», чтобы у людей произошел определенный сдвиг.

Конкурсный отбор на следующую гонку будет еще жестче. Будут другие критерии. Например, мы будем отбирать по физической подготовке. Будут определенные тесты, какие – пока не готов говорить. Но мы не будем отбирать спортсменов. Будут задания вне машины. И будет больше физической нагрузки при выполнении задания. Участки офф-роуда станут протяженней. Будет больше этапов. Отсев будет более частым, но минимальным – по 1-2 команды на каждом этапе. Маршрут изменится. Сейчас трудно говорить, но точно одно – он пройдет через другие города. Это будет по-другому, но это и интересно.


Эпилог.

Гонка за 12 килограммами золотом закончена... Ну а чтобы избежать присутствия на награждении налогового инспектора с ножовкой (отрезающего одну пятую от каждого золотого слитка), выдача выигрыша по взаимной договоренности между штабом «Экспедиции-трофи» и командами-победительницами была заменена перечислением денежного эквивалента стоимости золота 999,9 пробы по мировому курсу (Лондонский фикс) на день финиша. В итоге на расчетный счет команды «Морские волки» было перечислено 3 764 128 рублей. Сумма возбудила многих, особенно выбывшие в ходе гонки команды. Народ с калькуляторами в руках принялся сводить «дебет с кредитом», прикидывая, отбилась ли команда по затратам или нет. Дурацкое это занятие! Люди действительно ехали не за «эквивалентом в рублях», а за тем, чтобы понять, чего они стоят на самом деле. Из 34 команд, стартовавших в Мурманске, до финиша во Владивостоке добралось лишь семь! Но, несмотря на это, практически все участвовавшие изъявили желание выйти на старт аналогичной гонки в 2006 году. Для тех же, кто не готов сесть за руль, но очень хочет приобщиться, мы можем предложить зайти в магазин «Экспедиция» и прикупить настольную игру «Трофи» за 350 рублей и дорожный набор «Все для секса» (с наколенниками) за 300. Мы, правда, не решились...

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№3 май 2005

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты