Самый разгар осени

«Кубок ASG-Herzog». IV этап ЧР по трофи-рейдам. Московская обл.

Окрестности города Ступино. На дворе – самый разгар осени. Днем солнышко пригревает, ночью над «теплой» рекой поднимаются туманы, лес переливается зелено-желтыми волнами, но временами моросит мелкий дождь. И правильно, что моросит, – нечего по лесу шляться, когда там проходит IV этап Чемпионата России по трофи-рейдам.

Организатором гонки «Кубок ASGHerzog » выступила трофийная команда «ASG». Под Ступино было решено объединить участников разных уровней подготовки, то есть в рамках мероприятия одновременно проходили Чемпионат, Кубок и традиционное соревнование. В принципе такая практика оправданна: прокладывать три трассы одновременно и в одном квадрате проще, чем трижды затевать все заново.

Организаторы шутят

Спецучасток первого дня гонки условно назвали «Шумел камыш, лебедки рвались». Формально это была трасса для мотокросса. Гонщиков буквально сбросили с дороги в болото, в котором извилистой змеей расположилась маленькая речка, причем время «купания» было строго ограничено четырьмя часами (установленная регламентом норма). Не успел к сроку – очков за этот СУ не получаешь. Впрочем, длина дистанции воображения не поражала – всего-то четыре километра! И это при том, что на одном из участков кроссовой трассы был даже трамплин. Трофи-рейд? Да ладно, организаторы шутят.

И тут началось непредвиденное: «простая» ступинская трасса оказалась не по зубам даже самым подготовленным гонщикам страны. В отведенное контрольное время до финиша удалось добраться лишь одному экипажу (Владимир Масютин и Леонид Лобов) из тридцати трех стартовавших! С другой стороны, если один экипаж все-таки смог, то трасса в принципе проходима. Выходит, в неудаче виноваты сами спортсмены? Ладно, посмотрим, что будет дальше…

Большая работа

На следующий день стартовал GPS-марафон. На мой взгляд, ориентирование продолжительностью 24 часа в последние годы слишком уж увлекло устроителей трофи-соревнований. Оно и понятно – такой формат перекладывает ответственность за прокладку траекторий на самих спортсменов и позволяет избежать пробок в узких местах трассы. Даже обычных обвинений со стороны местных жителей в разрушении деревенских дорог в этом случае легко избежать, убедительно «попросив» трофистов не ездить по деревенским проселкам. Что же касается самих участников, то они воспринимают эти внедорожные прятки по-разному. Одним нравится ездить в своем темпе и самостоятельно разрабатывать стратегию, другие, напротив, уверены, что ориентирование «разобщает тусовку», а кататься своей командой можно и безо всяких соревнований.

Но вернемся на трассу. Первый СУ настолько серьезно потрепал боевой состав, что старт второго этапа было решено задержать. Между тем экипажи ждала большая работа – за сутки с небольшим им предстояло найти три с половиной десятка точек. Кое-где за борьбой наблюдали судьи, главной задачей которых был контроль за соблюдением правил. Дело в том, что регламент допускал взаимную помощь на трассе только в рамках своего зачетного класса! Причина такого нововведения очевидна – раньше команда запросто могла поставить своей целью победу в менее популярном классе ТР2, а в поддержку «избранному» экипажу выпустить на трассу выводок болидов ТР3.

По тонкому гребню

В этот день скучной была только погода. Небо хмурилось, накрапывал дождь, но, поскольку уровень воды в реке Лопасне за предыдущие дни заметно упал, то рисовавший точки Максим Григорьев буквально рвал на себе волосы. Дело в том, что еще в ходе подготовкиМакс решил, что некоторые точки должны стоять в реке таким образом, чтобы болиды участников тонули по крышу. И что же? Теперь вода доходила лишь до стекол, а затейник кручинился, что спортсмены начнут зевать от скуки. Ну да, позеваешь тут! Контрольные точки были упрятаны под мостами, в бобровых запрудах, торчали на крутых склонах, манили из бурелома с середины реки и раскачивались над небурными водами вместе с ветвями плакучей ивы… Но наиболее драматические события происходили в зольном карьере. Десятилетиями в две его огромные чаши сбрасывали промышленные отходы. По консистенции эта зола напоминает сухой цемент, а проезжающая по карьеру машина вызывает буквально пыльную бурю. Борис Гадасин попытался штурмовать точку, расположенную на одиноком деревце на осыпающемся обрыве. Подъехать к ней можно лишь по тонкому гребню. Вернее, по слишком тонкому гребню… В подобном ландшафте Land Rover выглядел, как носорог на скалистой горной тропе, – уверенный в себе, собранный, но…неуместный. Представьте себе эту душераздирающую картину: с обеих сторон гребня сходят две лавины пыли, а балансирующая словно на острие ножа машина зависает одновременно над двумя «пропастями»! Приходится цеплять сразу две лебедки и, прибирая одну и отпуская другую, откатываться назад. «Нехорошо ты это придумал, Макс!» – раздраженно бросает Борис главному «архитектору» трассы. Да, Гадасина нечасто видишь настолько раздраженным.

Пожизненная пенализация

Смеркалось. Согласно правилам участники должны были приехать в лагерь на отдых. Но утром стало ясно, что действующих точек остается все меньше и меньше. Причина проста – деревья не выдерживают (интересно, почему?), когда на них подвешивают внедорожник. Между тем невзятая точка означает пенализацию, то есть к реальному времени прохождения трассы добавляется столько часов, сколько «стоит» эта точка. Судьи смеются: «Скоро самым неподготовленным экипажам будут давать «пожизненную» пенализацию». А что, определенный смысл в этих словах присутствует – получил 128 часов штрафного времени, и можно не слишком утруждать себя. Просто ложись и спи. Или сломайся, не дойдя до первой точки. Кстати, пара экипажей примерно так и поступила.

Теперь небольшое отступление. В то время как в рамках Чемпионата шла борьба с коварным ступинским бездорожьем, у участников «полированной» гонки все обстояло не менее драматично. Вы знаете, почему люди, принимающие участие в гонке, боятся ехать в лес на своих сверкающих лаком внедорожниках? Все очень просто – они боятся репейника! Он та-а-ак противно скрежещет по бортам, что многие не выдерживают и поворачивают назад.

Норма времени

Мы снова на площадке Чемпионата. Второй СУ гонки смогли результативно завершить двадцать автомобилей. Две трети – это хороший результат. Лучше всех шел Борис Гадасин, собравший 33 точки, причем последний спецучасток он проходил под покровом ночи. Это была довольно короткая, но сложная линейная гонка. Руководитель гонки Роберт Санакоев переживал, что норма времени опять окажется впритык. Реальных претендентов на победу двое – Масютин и Гадасин. Мы стоим на переправе, где участники должны спуститься с горы, пересечь реку туда и обратно, а затем подняться к V-образному ущелью. Кстати, высота здесь очень даже приличная, метров 20–25, а река сравнительно мелкая, по капот, но в ней есть ямы. И вот туман озаряется светом фар. Идут сразу два экипажа. В реке Масютин слегка обходит соперника, но на подъеме садится. Если у Гадасина все получится, то он и победит в гонке.

Тем временем все смотрели на часы. Смотрели зрители (позевывая), смотрели организаторы (волнуясь), смотрели официальные наблюдатели (отмечая, что неплохо бы обязать организаторов проходить всю трассу на машине, прежде чем устанавливать норму времени), смотрели судьи и журналисты. В конце концов на часы посмотрели и сами участники. А, посмотрев, «остановились». За час до конца отведенного времени звуки моторов из бодрых сперва стали вялыми, а потом и вовсе стихли. Над трассой нависла зловещая тишина. СУ провалился. Ни один экипаж не финишировал.

Надо что-то делать

Для справки: в этом сезоне подобные неприятности уже случались на нескольких этапах Чемпионата. Будем надеяться, что на следующий год либо спортсмены «научатся» каким-то образом успевать, либо организаторы станут более точно рассчитывать норму времени. Что же до предварительного прохождения трассы, то, на наш взгляд, ситуацию это не изменит. В ряде случаев останутся следы, которые убьют всю интригу поиска пути, а в другом варианте неделя сухой погоды или одна дождливая ночь могут кардинально пересчитать контрольное время.

IV этап Чемпионата России по трофи-рейдам «Кубок ASG-Herzog»
1МАСЮТИН Владимир / ЛОБОВ Леонид«ASG»Москва
2ГАДАСИН Борис / СТАРОВ Сергей«ASG»Санкт-Петербург
3ПШЕНИЧНИКОВ Юрий / БАТАРИН Евгений«Off-road Wolves»Тверь

текст: Андрей ХОРЬКОВ
фото: Андрей ХОРЬКОВ
Леонид ФАЛКЕНБЕРГ

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№11-12 ноябрь-декабрь 2006

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты