Тува, любовь моя

Ностальгическое путешествие на Chevrolet Niva

Есть на свете страна, отгородившаяся от остального мира хребтами Саянских гор. Здесь хариусы бьют хвостами в каменистых руслах кристально чистых рек и неслышно шествуют по осыпям ирбисы, снежные барсы, самые красивые из средних кошек. Здесь за один дневной переход можно попасть из степи в тундру, а погода меняется так же часто, как наряды ветреной красотки. Здесь крутятся молитвенные барабаны буддистов, а шаманы камлают на успех и удачу, поливая камни белым молоком. Эта страна называется Тува.

В эти края я впервые попал летом 1972 года, в возрасте 15 лет, имея официальный статус полевого рабочего с окладом 47 руб. и неофициальный — «юнната с возложением обязанностей прислуги за все». Это была первая настоящая экспедиция, в которой мне довелось участвовать. Взрослая компания тертых полевиков и вполне взрослые обязанности: и на учеты ходить, и «на камбузе» дежурить, и лагерь разбивать.

А сколько ярких, запоминающихся событий! Первый пойманный хариус. Первая «полевая баня» в палатке без пола, поставленной около ворчливой стремительной речки. Ночной аврал, когда наш лагерь чуть не смыло поднявшейся водой после прошедших в горах дождей. Первая встреча с медведем. Я поднимался по распадку вдоль растущего по его дну малинника и столкнулся с мишкой нос к носу. Медведик был небольшой, видимо, еще подросток. Я рванул от него вверх по склону, и буквально через минуту мы смотрели друг на друга с двух противоположных гребней. И красота, фантастическая красота Саян! Все это поразило юннатскую душу и в значительной мере определило мою дальнейшую судьбу.

Потом, уже зимой, я пытался выразить свои чувства в юношеских наивноромантических стихах: «Кузова серый брезент, глобус на дверке машины, восьмицилиндровый мотор — вот моя бригантина...». Я, конечно, знал, что под капотом нашего старенького ГАЗ-63 было лишь 6 «горшков», но «восемь» мне казалось солидней. А «глобус» — это эмблема экспедиционной автобазы АН СССР. Потом были годы полевой работы, от Кольского до Сихотэ-Алиня... Но Тува намертво вошла в мое сердце, как стрела степного кочевника. Все это я написал для того, чтобы вы хотя бы примерно представили, что я чувствовал, сходя по трапу в аэропорту Абакана...

По Усинскому по тракту

Дорога в Туву чаще всего начинается в Хакасии. Можно, конечно, прилететь прямо в Кызыл (три рейса в неделю, с пересадкой), но мы поедем своим ходом, по знаменитому Усинскому тракту, ныне носящему имя «Федеральная автотрасса М54 «Енисей». Машины, новенькие Chevrolet Niva, обутые во внедорожную резину Continental Conti Cross Contact AT, ждали нас на стоянке. На борту — морда снежного барса и следы его лап. Зачем и почему — об этом чуть позже... Ну а пока что — в путь!

Организаторы пробега не стали планировать на первый день слишком уж длинный перегон. Наша ближайшая цель — база отдыха «Ергаки». Это уже Саяны, но еще Хакасия.

Битва на серпантинах

По дороге я в очередной раз убедился в том, что «шнюша» — машина хорошая. Траекторию она держит отменно, а постоянный полный привод позволяет с приличной скоростью проходить шпильки горных серпантинов. Единственное, чего ей не хватает, это приличного мотора. Любой подъем превращает вождение в настоящую борьбу с машиной. Стоит дать стрелке тахометра опуститься ниже отметки 3200, как скорость начинает резко падать. В результате на не самых крутых «тягунах» приходится переключаться даже не на третью, а на вторую передачу! Стоит ли говорить, что в таком режиме Niva кушает горючку с аппетитом Пантагрюэля...

Погода, увы, не радовала, причем от самого Абакана. Около жилого корпуса турбазы мы разгружались под проливным дождем. Желающих пригласили в баню. Говорят, она тут, в «Ергаках», просто отменная. Верю. Но меня хватило только на то, чтобы бросить вещи, рухнуть на кровать и провалиться в сон под стук дождевых капель по оконному стеклу и бурчание ручейка под окнами.

Озеро типа «ой!»

Наверное, по причине чистейшего горного воздуха, насыщенного тем самым «запахом тайги», через пару часов я был уже настолько бодр, что присоединился к группе «моржей», решивших отметить пребывание в «Ергаках» купанием в озере Ойское. По хакасски «ой» значит «долина». Но название свое озеро оправдывает на все сто: его кристально чистая вода настолько холодна, что «ой» — это именно то, что ты произносишь, когда бросаешься в нее с разгона. А не с разгона — еще хуже... Зато сотрудники базы смотрели на нас с уважением: «Вот отчаянные! Мы в озере не купаемся, шибко холодно».


Горловое пение

Самая главная особенность этого музыкального стиля состоит в том, что человек одновременно издает звуки нескольких частот: основной «жужжащий» тон и мелодию с несколькими обертонами. Получается свое образное многоголосое соло. Легенда гласит, что изобрел горловое пение юношасирота, который жил у подножия двух скал. При сильном ветре в расселине между скалами звучало многоголосое гудение. Юноша попробовал ему подражать — и научился общаться с духами скал.


В ставке Чингиз-хана

Погода в этих местах — это нечто совершенно непредсказуемое. Вечером казалось, что все наладилось: черное небо обсыпали мириады звезд и эту фантастическую картину изредка расчерчивали искры сгорающих метеоров — Земля как раз проходила через поток Персеид. А утром — снова морось, серые клочья облаков на склонах покрытых лиственничной тайгой хребтов. Но стоило нам начать спуск, и все изменилось как по волшебству: дождевые облака остались позади, словно заякоренные острыми вершинами лиственниц, засверкало солнце да и сам ландшафт стал совершенно другим — горная тайга сменилась степью.

На обед мы остановились в живописнейшем местечке с непроизносимым названием Балыктыг-Хараар, на берегу реки Улуг-Хем. Когда-то здесь была ханская ставка, а теперь расположился этнокультурный центр «АлдынБулак». Место действительно сказочное... Во-первых, тут просто очень красиво. Во-вторых, возможно, где-то неподалеку похоронен Чингиз-хан, могилу которого уже который век ищут, да никак не могут найти. В-третьих, считается, что это «место силы», где существуют открывающиеся далеко не всем северные ворота Шамбалы. О «местах силы» (в Бурятии и Монголии их называют «обо», а в Туве — «оваа») мы еще поговорим

Встретили нас по первому разряду: воины в доспехах времен Чингиз-хан а прокричали приветственный клич «хуу-хуррагх». У входа в юрту-ресторан выстроились девушки в национальных одеждах с белыми лентами... А внутри — блюда национальной кухни и квартет «хоомей», тувинского горлового пения.

Духи «мужской косички»

Кстати, тувинцы придают этому искусству особый, мистический смысл. Недаром владение им входит в обязательный арсенал умений настоящего шамана. С одним из них мы познакомились вечером, во время стоянки в урочище Кежеге. «Кежеге» по-тувински — это «мужская косичка», неизменная деталь прически воина-кочевника. Место действительно потрясающее.

Обветренные, выглаженные эрозией скалы (на Урале такие называют «каменными палатками») окружают круглую, защищенную от ветра поляну, где так удобно разбить лагерь. Вглубь скального лабиринта идет узкая расселина. По ней попадаешь на дно каменного колодца, традиционного места шаманских камланий. Ведь Кежеге считается уникальным «оваа», священной родовой горой тувинцев из племени Соян. Здесь, внутри каменного кольца Кежеге, находится не только шаманское капище, но и несколько буддистски х алтарей. А шамана, который провел для нас древний обряд камлания, пригласил вполне современный человек — директор биосферного заповедника «Убсунурская котловина» Владислав Иванович Канзай. Мы для него — желанные и дорогие гости, ведь GM-Avtovaz решил войти в число спонсоров международной программы по охране и изучению ирбиса. На стоянке представители СП вручили Владиславу Ивановичу сертификат на 300 000 руб. Так что шаман был прав, нагадав экспедиции удачу: теперь автопарк заповедника пополнится еще одним снегоходом. Егерям и научным сотрудникам станет проще добираться до мест, где обитает этот великолепный хищник...

Пески Боорег-Дэлийн

Наутро мы выдвинулись к озеру ТереХоль. Оно находится на охраняемой территории заповедника, но в «рекреационной зоне». Это значит, что приезжать на пикники и купаться можно, а вот охотиться и пасти скот уже нельзя. Есть на озере несколько баз отдыха, к ним ведет накатанный грейдер. Но мы не ищем легких путей и, как нормальные герои, всегда идем в обход. В данном случае — закладываем приличного размера петлю через пески БоорегДэлийн-Элс.

Chevrolet Niva, безусловно, вполне приличный внедорожник. Но из всех видов бездорожья он больше всего не любит именно песок, закапывается на счет «раз». Я попробовал ехать с блокировкой — и очень об этом пожалел. Управляемость машины резко ухудшилась, и пару раз меня все же вынесло с оптимальной траектории движения. Засесть не засел, но напрячься пришлось.

Легенда о коршуне

После обеда мы выдвинулись в сторону озера Убсу-Нур, на границу с Монголией. По дороге наш экипаж остановился около еще одного «места силы», скалы Беэлэй. Согласно легенде, завоевавший тувинские степи Чингиз-хан послал в небо коршуна по имени Беэлэй. Он должен был охранять степь от чужаков, а вот садиться на землю грозный «потрясатель Вселенной» ему запретил. Но однажды Беэлэй не выдержал нестерпимого дневного жара и опустился на высокий холм в тень валуна — и тут же превратился в камень… Теперь дух птицы беспокойно скитается между небом и землей.

Два шага до Монголии

До озера Убсу-Нур мы добрались уже к вечеру. Собственно, от разбитого у подножия гор лагеря до берега было километра четыре-пять, и мы решили съездить на озеро, так сказать, отметиться купанием. Большая часть УбсуНур лежит на территории Монголии, России принадлежит лишь небольшой кусок береговой линии.

По степным грунтовкам мы добрались до пограничной полосы, проехали традиционный полосатый столб и... убедились, что непосредственно к берегу мы подъехать не можем. Путь преградила стена камышей. «Но если я чего решил — я выпью-то обязательно», и мы все-таки решились штурмовать камышовую преграду. В какой-то момент стало ясно, что дальше ехать не стоит. Машина начала то и дело проваливаться в какие-то ямы, а за камышами уже виднелось зеркало воды. Увы — искупаться нам так и не удалось... От воды нас отделила полоса черного зловонного ила. Зато водоплавающим птицам тут раздолье: то и дело вдоль берега пролетали то важные цапли, то косяки уток.

В Абакан мы возвращались не по М54, а по старому полузаброшенному тракту, который теперь называется дорогами А162 и А163. Собственно, все обошлось бы без особых приключений, если бы не некая склонность нашего экипажа к авантюризму.

Заложенный в навигатор маршрут предлагал нам выписать в поселке Тургалыг какую-то странную загогулину. Но дорога-то явно вела прямо! И мы поехали прямо, пока не уперлись в разрушенный мост. Возвращаться? Да ну, не интересно. Рядом с мостом явно был виден брод, причем на первый взгляд — не слишком сложный и глубокий. Мы его проехали и... уткнулись еще в один брод, ведущий через основной поток. Он выглядел уже куда серьезней, но мы решили рискнуть — и не прогадали, хотя для того, чтобы машину не стащило в промоину, пришлось вывернуть руль против течения чуть ли не до упора, а волна захлестывала на капот. Но было весело!

Вот и закончилось мое короткое путешествие по «Саянскому кольцу». Получил ли я от него то, что ожидал? Сумел ли вновь увидеть Туву глазами восторженного пятнадцатилетнего юнната? И да, и нет. Невозможно вернуть то, что уже ушло. Ведь на стоянке у скалы Кежеге я не слышал порхающих над нами летучих мышей. А в пятнадцать — слышал. Но Тува по-прежнему прекрасна, и моя влюбленность в Саяны стала еще сильней. Так что если кто-то предложит мне вновь отправиться в эти края, можете не сомневаться, я готов. Хоть завтра.


Центр Азии

Естественно, мы все же заехали в Кызыл и ознакомились с главной его туристической достопримечательностью, монументом, обозначающим географический центр Азии. С ним все не так просто... Монумент, сооруженный по проекту Дёмина, Бажина и Ветчинова, был воздвигнут в 1964 году, в честь 20-летия официального вхождения Тувы в состав СССР. Однако то, что центр Азиатского континента находится «где-то здесь», было известно еще с XIX века. Говорят, и великий Пржевальский во время одного из своих путешествий воздвиг тур в месте, где, по его вычислениям, находился этот самый центр. Этот тур до сих пор ищут, и вроде как за его обнаружение назначена награда... А вот на рубеже XIX и XX веков центр Азии поместили в окрестности усадьбы купца Сафьянова, то есть километрах в 20 от нынешнего его положения. Иннокентий Сафьянов, кстати — важнейшая фигура в истории Тувы. В 1921 году он сыграл значительную роль в создании независимого тувинского государства, но потом его имя на долгие годы было предано забвению. Как, впрочем, и имя первого председателя Совета министров Народной Республики Танну-Тува Монгуша Буян-Бадыргы. Нет, ну как же? Один — купец-миллионщик, другой — сын нойона (князя) и вдобавок лама, то есть священнослужитель... Не очень подходящие фигуры на роль основателей народной власти. Монгуша Буян-Бадыргы и вовсе расстреляли в 32 году...


текст: Андрей СУДЬБИН
фото: автор и фирма-производитель


№10 октябрь 2013

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты