Не забудем дороги войны

Отчет о прошедшем рейде «Танковый прорыв»

В окрестностях Твери 16–18 декабря прошел очередной трофи-рейд «Танковый прорыв», посвященный освобождению города от немецкофашистских захватчиков.

Каждый год маршруты рейда «Танковый прорыв» бывают проложены в разных частях Тверской области. Это не удивительно, ведь вся ее западная часть в 1941–1943 годах была ареной жарких боев с фашистами. Многие дороги, использовавшиеся советскими войсками во время Великой Отечественной войны, ныне представляют собой отличные трассы для офф-роуда. Десятки экипажей приезжают в Тверь, чтобы выйти на старт «Танкового прорыва».

Дань памяти

Торжественный старт мероприятию дается у мемориалов погибшим войнам. В прошлые годы это были памятники в Ржеве, Зубцове, Старице, Селижарове, Белом. В декабре 2011 года «Танковый прорыв» начался от Вечного огня в центре Твери. Ведь одна из целей рейда — отдать дань памяти воинам, освободившим 16 декабря 1941 года город Калинин (ныне Тверь) от немецкофашистких захватчиков. Традиционно после речей ветеранов участники возложили красные гвоздики к подножию обелиска. А затем колонна из почти ста внедорожников отправилась на маршруты. Спортивной составляющей как таковой на рейде нет: основная цель — посещение заброшенных мемориалов и братских могил павших войнов, которых много в лесах Тверской области. Ныне ко многим из них можно подъехать только на подготовленных внедорожниках.

В трофи-рейде участвуют джиперы из различных регионов — Твери, Москвы, Ярославля, Новгорода. Экипажи разбиваются на группы, и каждая выбирает маршрут по своим силам в зависимости от уровня подготовки машин. Внутри группы приветствуется взаимовыручка и помощь — автомобили пробиваются по дорогам, заброшенным несколько десятилетий назад. Фактически с начала века многие пути позволяют двигаться на машине лишь потому, что когда-то здесь проходили предыдущие трофи-рейды.

Волжский рубеж

Р ека Волга на территории Тверской области во время войны была одним из рубежей обороны. На ее берегах осталось огромное количество памятников и братских могил. Можно сказать, что только благодаря джиперам не зарастает тропа ко многим из них: большинство селений в этом районе заброшено еще со времен Великой Отечественной — ведь фронт прокатился здесь 2 раза. Наступление наших войск длилось почти 2 года, и лесные деревни как были тогда уничтожены, так до сих пор и не восстановились. Ныне от многочисленных поселений остались лишь проплешины в лесных дебрях. Участие в «Танковом прорыве» позволяет прикоснуться к истории, понять, в каких условиях воевали наши деды и прадеды, что такое зимние дороги, и почувствовать, что такое война.

Трудно себе представить в нынешние теплые времена, что в 1941 году в это время трещали сорокаградусные морозы. Воины с трудом отогревались у костров, а автомобили и танки круглые сутки урчали моторами, так как остывший двигатель трудно было запустить снова. Участникам рейдов прошлых лет пришлось на себе испытать все превратности жизни в зимнем лесу. В этом же году снега в лесах не было, реки не сковало льдом, и ощущение было, что на дворе не середина декабря, а самое начало осени. Но незамерзшая земля временами коварно засасывала внедорожники.

Зимний лес

Не все экипажи смогли вовремя закончить свои маршруты в первый день. К месту ночевки в теплой школе в городе Старице приехало большинство, однако пять экипажей все-таки ночевали в зимнем лесу. Организаторы предупреждали, что необходимо надежное снаряжение, и поэтому обошлось без обморожений. Те же, кто добрался до Старицы, были рады теплу, вкусному ужину и дружескому общению под джиперские фильмы, затянувшемуся далеко за полночь. На следующее утро самые упорные экипажи продолжили свое путешествие по тверской земле.

«Танковый прорыв» — мероприятие, позволяющее каждому участнику проверить свои силы, отдохнуть и спокойно прокатиться по зимним лесам, причем без состязания друг с другом. Тверской джип-клуб «Лебедушка» больше десяти лет проводит этот трофи-рейд, ставший традиционным для нескольких поколений любителей офф-роуда.

текст: Алексей МЕНЬШЕНИН
фото: Руслан САФАРОВ

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№2 февраль 2012

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты