Едем в Магадан

Туда и обратно за сорок два дня

Проехать из Москвы в Магадан — задача нетривиальная. Особенно если двигаться не караваном, а всего на одном автомобиле. Но двое молодых романтиков решили именно таким образом провести свой отпуск. Выдержки из их путевых заметок мы и предлагаем вашему вниманию

Путь до Красноярска мы одолели за неделю. Эта дорога уже изъезжена всеми, и описывать ее не так интересно. А вот дальше…

2011.07.18 (7-й день)

Мы на речке Рыбачьей между Красноярском и Канском. Начинается самый интересный этап. Сначала планировали попасть на БАМ через Иркутск и Жигалово, но появилась идея ехать по нему с самого его начала. На Тайшет! Там сворачиваем с федеральной трассы, и на Братск по прямой, через Чунский и Сосновку.

Ночевали недалеко от Чунского, сразу после брода через Чукшу. Первый брод в моей жизни! Тряслись ручки и ножки, хорошо хоть, фотоаппарат не утопила! Проехали 444 км.

2011.07.19 (8-й день)

От Таргиза до Сосновки мы фактически плыли по грязи, спасибо опыту водителя и резине МТ. Кое-где удалось проехать, прижавшись к железной дороге, по отсыпке. После Сосновки видно, что навезли кучу земли делать дорогу, но забросили и мост тоже не достроили. Но спустя примерно 10 км начался хороший грейдер! С километровыми столбами, указателями и мостами! А ближе к Вихоревке и вовсе асфальт, аж до Братска. Выезд из города идет прямо по грандиозной Братской ГЭС на Ангаре! Итог — 324 км.

2011.07.20 (9-й день)

Едем на Усть-Кут. То асфальт, как после бомбежки, то грейдер средненький. Здесь уже и горы повыше, и деревеньки на склонах уютные. Дорога извивается вдоль реки Куты и БАМа, мосты деревянные. И все более хлипкие. Город большой — портовый, прямо в устье, где Кута впадает в Лену. Но тут Лена еще мелкая совсем. Раньше здесь дорога заканчивалась, и колымские водители аж до Алдана сплавлялись на паромах по две недели в одну сторону.

Пообедали в Звездном. Это место высадки первых строителей БАМа. Здесь стоял состав примерно из 8–10 вагонов консультационно-диагностического центра и вагона-храма.

Ах да, ДОРОГА! То взлетали в воздух, то бились днищем. Всякий раз от таких прыжков сердце уходило в пятки и в машине начинался истерический смех. А ведь страшно! Потом начался убитый грейдер до самого перевала Дабан. Отметка 1000 м над уровнем моря моргнула в навигаторе, и мы понеслись вниз. Здесь проходит граница Иркутской области и Республики Бурятии.

Северобайкальск. За городом через пару километров свернули с дороги. Тут обрыв и… Байкал! Спустились вниз, нашли симпатичное место. Есть даже деревянный столик и скамейки прямо у воды. По правую сторону горы, а дальше берега не видать. Романтичное место. Пасмурно, и моросит мелкий дождь. Но все равно идем купаться голышом. Вода чистая и теплая. Кайф.

2011.07.23 (12-й день)

Два дня провели на Байкале. А сегодня дождь, отправляемся дальше. По дороге видели трех белок, зайца, суслика и четырех МЕДВЕДЕЙ! Прямо на трассе Женя углядел вдали медведицу, переходившую дорогу, и за ней трех медвежат. Как правило, малыши рождаются по одному, два редкость, а тут их вообще три! Мы подъехали тихонечко и остановились. Медведица увидела нас и встала на задние лапы. Вот я испугалась!!!

От поселка Тоннельный идет Северомуйский тоннель, один из самых длинных в мире — 15 км. Там же и Чертов мост. Полукруглый высокий над ущельем. Перевал высотой 1156 м. Облака над головой и под колесами! Спустились вниз уже в Северомуйске.

2011.07.24 (13-й день)

Дождь вторые сутки. Мы не доехали до Таксимо. Мелкие речушки превратились в огромные бушующие потоки.

В 4 км от места ночевки по карте должны были переехать на другую сторону железной дороги. Но все следы смыло! Вода по капот. Начали разворачиваться. Поехали против течения. Застряли, побуксовали, потом решили с разгона. Вода залила все лобовое стекло! Думала, что сейчас вообще заглохнем посреди реки, но выгребли!!!

Проехали еще минут 20 — 9,8 км от ночевки. Река. Вчера, видимо, был ручеек, на навигаторе даже названия нет. А тут такое бушует! На той стороне реки К амАЗ, «Урал», «Хаммер», LC 100 и даже «пятерка»! А на нашем берегу мы одни. Моста нет. Все ждут. Вода уходит медленно. Мы пошли гулять, нашли недалеко домик в лесу. В домике тазики, матрасы, ботинки, запас еды. Вернулись, дошли до железнодорожного моста. Стоит табличка: «Переезд по мосту запрещен. Уголовная ответственность». Сели смотреть «Дерсу Узала» Акиры Куросавы. Так наступила ночь. Сумасшедший КамАЗ, не полноприводный, поехал в реку. Ну и встал.

2011.07.25 (14-й день)

Ранним утром приехали полтора десятка машин. Народу полно, все глазеют на попытки КамАЗа выбраться. А дальше была спасательная операция! Двумя полноприводными КамАЗами удалось-таки выдернуть неразумного обратно.

Один умник всех начал подбивать лезть на мост. Там штыри в шпалах, но их предусмотрительно загнули. Видимо, на этой реке частенько народ толпится в непогоду. Правдами и неправдами, все постепенно стали перебираться прямо по путям. Было страшновато, ведь интервал между поездами минут семь. Но нас подстраховали, и в итоге все обошлось. Дальше довольно скоро пошел хороший быстрый грейдер. Переехали реку Мую и остановились ночевать под бетонным мостом. Проехали 68 км.

2011.07.26 (15-й день)

Утром въехали в Таксимо. По пути встретили рыжего мотоциклиста. Он оказался из пригорода Лондона. Весь мотоцикл у парня исписан посланиями из мест, где он был. В основном Россия и СНГ. По России ездит уже 2 месяца. Тоже в Магадан, дальше — в Японию.

И вот — Витимский мост! Витим — «Угрюм-река». По нему проходит граница Бурятии и Забайкальского края (бывш. Читинской области). Мост узкий, колеса идут по самому краю, и длинный — аж 520 м. Не гнилой. Самое страшное место — деформационный шов.

После Куанды большой брод. В этом поселке должна была произойти «золотая стыковка» рельсов БАМа. Здесь и памятник официальный стоит, хотя на самом деле стыковка произошла на Бурхалинском разъезде. Река Куанда после дождя глубокая, с песчаным дном — не пройдем. В поселке к нам подошел парень и предложил переправить на «Урале» вброд. Ехали 7 км, сидя в нашей машине в кузове «Урала».

Завтра у меня день рождения, поэтому решили ехать на озеро Леприндо, будучи наслышанными о его красотах. После захода солнца пейзажи стали просто фантастическими! Лилово-фиолетовое небо, сине-пурпурные горы, сосны, камни, дали, дорога… Как будто на другой планете! В сумерках к нам на дорогу вышла косуля. Постояла, посмотрела и скрылась в кустах. Добрались до озера Большое Леприндо в 2 ночи и только с четвертой попытки смогли найти свободное место. Проехали за день 200 км.

2011.07.28 (17-й день)

Дождь и не прекращался. Подъехав к броду, мы обнаружили взбесившуюся реку! Она разлилась, помутнела и явно стала непроходимой даже для «Урала». Видели бы ее сейчас люди, говорившие, что прибамовская трасса проходится на заднем приводе, если с головой…

Стоим у железнодорожного моста через Имандру. Ждем поезда. Прошлись, посмотрели, подготовили метки из камней для съезда и заезда, нашли железку, чтобы подкладывать под колеса на швах. Мост с деревянными шпалами, дырок много.

Дождались длинного грузового поезда. Женя сел за руль, а я взялась за железку. Мост длиной 4 пролета, переложить подпорку надо было раз 15. Ура! Пройден наш первый, полностью самостоятельный мост. Кстати, угрожающих табличек и кольев в шпалах на нем не было. Зато даже настил для проезда есть. Дальше поехали по отсыпке и уперлись в очередной мост, развернулись, съехали на трассу. По основной дороге объехали водоем. По отсыпке ехать быстрее, но много бродов. Но для нас, без шнорхеля, лучше ехать по дороге через ветхие мосты, чем через разлившиеся бушующие реки.

В 9 часов вечера подъехали к мосту через Олёкму. Перед мостом шлагбаум с замком. За проезд берут 10 тыс.

2011.07.29 (18-й день)

Снова дождь. К 6.30 нам нужно явиться в будку путейца. От него Женя пришел уже с ключом от шлагбаума. Ждем команды ехать. Это был самый большой и единственный официальный мост!

От него до станции Юктали 10 км. Впереди еще три брода — так местные называют большие реки. А дальше от Чильчи до Тынды хороший грейдер. Броды оказались нам не по зубам, и пришлось перебираться через них по мостам, местами очень ветхим. Натерпелись страху!

2011.07.31 (20-й день)

До Алдана почти везде асфальт с кочками и дырами. Кругом висят «кирпичи» и таблички: «Запретная зона». Дорога забирается на высоту 1300 м, местами снег. Но пейзаж меняется быстро. Земля трескается, и растет температура, хотя двигаемся на север. Началась пыль и гарь.

2011.08.01 (21-й день)

Днем по прогнозу 36, с утра 26. Мошка не дала поспать. Лес горит, из-под травы валит дым. В деревне Тумул заправились и заехали поесть в Тюнгюлю. Пока трапезничали, из окна увидели машину нашего друга Глеба — он с друзьями уже возвращался из Магадана в Москву. Это из состава большой экспедиции в 14 машин, которые ехали здесь за 2 недели до нас. До Магадана доехали лишь 3 из них.

Проехав немного от Чурапчи, мы подобрали мужчину с золотыми зубами, татуировками и худого. В одной руке накидка, в другой — пара кроссовок. Договорились, что везем его до Хандыги. Идет из красноярской колонии домой, в Магадан, половину пути пешком — не берут. В дороге он месяц уже!

Добрались до парома через Алдан. Это огромная река, с островами. Паром оказался государственный и плыл всего час десять. Цена 520 руб. за машину и 100 руб. за пассажира. Ходит 2 раза в день.

2011.08.02 (22-й день)

После Теплого Ключа началась красивая дорога, обещанная отчетами настоящая Колыма. Множество живописных перевалов и видов на реку Хандыгу, вдоль которой мы первое время ехали. После испепеляющей якутской жары и болот было фантастически приятно въехать в прохладу леса, снова услышать шум горных рек и наслаждаться пейзажами.

На съезде к старой Колыме спустились к реке Кюбеме. Ледник! По нему текут талые реки, а толща льда подсвечивается будто неоновыми голубыми огнями. Заночевали на островке земли среди льда.

2011.08.04 (24-й день)

По дороге вдоль всей колымской трассы тянутся бесконечные прииски. Прямо лунные пейзажи с кратерами. Некоторые старые прииски сейчас возобновляются благодаря новым методам выработки. Говорят, здесь много «черных» золотоискателей, которые могут и ограбить. В Сусумане нашли самолет, торчащий наполовину из дома юного техника. Город мрачный и обшарпанный. Дальше, в Ягодном, намного симпатичнее. Здесь есть кафе «Зодиак», в котором мы обедали. Цены неслабые. Колбаса за 1700 рублей — это что-то.

2011.08.05 (25-й день)

До Магадана осталось всего 330 км. Решили отклониться на 12 км на живописное озеро Гранд. После озера, за 156 км до Магадана, начался асфальт вперемешку с грейдером. Он ужасен. Даже свежий уже весь в колдобинах. На местах ремонта такие же жуткие кочки

И вот он — Магадан!!! Обязательный ритуал фотографирования. Радость от своего, еще не осознанного счастья. Мы наконец добрались!

Во всем городе отключили горячую воду! Бойлеров нет ни в одной из трех гостиниц, ни в съемных квартирах. Нам удалолсь снять хорошую квартиру — это в два раза дешевле гостиницы и есть стиральная машина.

Уже ночью пошли по нашей Портовой улице к бухте Нагаева. Ночной Магадан оказался очень уютным, все освещено, подсветка на деревьях и в скверах, декоративные фонари. Полный восторг!

Все время мы много гуляли и смотрели город. Кинотеатр с нарисованными от руки афишами, куча гигантских океанских чаек, которые, как голуби, сидят везде, и крик их стоит во всем городе. Бродили до рассвета. В 4 пришли домой и плюхнулись спать.

2011.08.06 (26-й день) — 2011.08.22 (42-й день)

Два дня погуляли по Магадану, отдохнули и отправились в обратный путь. Он дался гораздо легче, хотя тоже приключений хватило. Куда ж без них в таком длинном путешествии? В итоге в Москве возле дома одометр показал 21 600 км путешествия. Хорошо прокатились, даже не верится!

текст: Екатерина ПРЫЙМА
фото: автор и Евгений ЧУМИЧКИН


№2 февраль 2012

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты