На электричке

Шесть разных мнений о гибридном Lexus RX 450h

Актуальность приобретения в России автомобиля, оснащенного гибридной силовой установкой или полностью работающего на электротяге, весьма сомнительна. Тем не менее производители с каждым годом увеличивают количество подобных предложений в нашей стране. Что это, попытка не отстать от моды или реальное воплощение будущего, наши персонажи решили разобраться на примере Lexus RX 450h.

Впервые люксовый кроссовер Lexus RX появился на американском рынке в 1997 году. Собственно предшественник нашего героя — гибридный паркетник с индексом RX 400h — увидел свет лишь на второй его генерации, представленной публике в 2003-м. После рестайлинга 2009 года, кроме немного измененной внешности, автомобиль получил модернизированную силовую установку, а заодно и новый индекс RX 450h.

Интересно, что именно компания Toyota первой начала массовые продажи автомобилей, оснащенных гибридной силовой установкой, и подобная модификация модели RX — далеко не единственная в списке продукции концерна, сочетающая бензиновый и электрический двигатели.


Спасибо, не надо

Невольно вспомнились знаменитые слова Гриши Шесть на Девять из кинофильма «Место встречи изменить нельзя»: «Смотри, Шарапов, и не удивляйся — чудо века: самоходный автомобиль!» И впрямь диво дивное — кроссовер с ассистирующим бензиновому двигателю электромотором. На здоровенный монитор выводится схема, иллюстрирующая, какой из агрегатов в данный момент питает машину живительной силой, диаграм мами показано, сколько топлива ушло, даже отображаются объемы рекуперированной энергии торможения. Действительно экономичный автомобиль получился у японцев! Впечатляет…

Когда за необычной разработкой стоит многолетний серьезный инженерный опыт, назвать ее техническим курьезом язык не поворачивается. Да и «экологические» тенденции проявляются в автомобилестроении все отчетливее, поэтому за гибридами и прочими электромобилями, по-видимому, будущее. Как же гармонично этот «самобеглый» аксессуар вписывается в нынешний мир, в жизнь современного человека, не мыслящего себя без Интернета и мобильного телефона! Да только не нужен мне гибридный Lexus. Дизайн кузова видится нескладным, а интерьер — надуманным и дисгармоничным. И бензиново-электрический привод ни к чему — дизель умеет экономить не хуже. Подняв капот для долива омывающей жидкости, я обнаружил лишь глухие кожухи, скрывающие от посторонних глаз содержимое моторного отсека, — намек на то, что обслуживание возможно только на специализированном сервисе. Быть может, это «цивилизованно», однако мы живем не в Европе. Так что для меня это недостаток. По части езды RX приятный, хорошо подходящий для дальних поездок ввиду комфорта, добротной шумоизоляции и высокой плавности хода. Но покидать на нем асфальт не рекомендуется. «Гибридный» разгон, по субъективным ощущениям немного искусственный и притупленный — тяга не выплескивается, а лишь дозированно подается. При замедлении есть немного неприятный переход от обычного торможения к рекуперативному.

Я — лишний в этом бездушном концентрированном сгустке высоких технологий. И хотя у автомобиля есть неоспоримые преимущества, мне с ним, увы, не по пути.


Один плюс два

Если говорить точнее и применительно к Lexus RX 450h, то здесь установлены два электромотора — один на передней, а второй на задней оси. Интересно, что между двумя ведущими мостами нет какой-либо механической связи. Крутящий момент задняя ось получает только от сблокированного с главной передачей мотор-редуктора, а вот передняя может питаться как от электромотора, так и от бензинового двигателя. Кроме того, установленная здесь планетарная передача делит поток мощности от ДВС на два, направляя один на колеса, а другой — на генератор для подзарядки высоковольтной АКБ.

По схеме трансмиссии можно понять, что основные ведущие колеса у RX 450h — передние, а задние вступают в работу только в случае необходимости дополнительного тягового усилия. Стоит отметить, что при замедлении оба электромотора работают в режиме генератора, передавая энергию для заряда АКБ. Без альтернативы


В отпуск? С удовольствием!

Спорта в этом гибриде столько же, сколько пальм в Антарктиде. Но мне он нравится. Как машина для жены. Британский автомобильный журнал Car как-то назвал Lexus RX предыдущего поколения мечтой богатых домохозяек — и ведь был абсолютно прав. Нынешний тоже можно так назвать с полным правом. Конечно, англичане с присущим им тонким юмором таким образом попытались сказать, что этот автомобиль не имеет так ценимого ими задора, характера, не дарит ощущения драйва. И вообще на нем невозможно ездить боком. Но если б я был настолько богат, что мог купить своей жене любую машину, какую захочу (или какую она пожелает), я бы всерьез рассматривал кандидатуру гибридного RX. Крепкий кузов, выполняющий роль гоночного каркаса, защищающего людей в салоне, куча подушек безопасности, прикрывающая водителя и пассажиров со всех сторон, система стабилизации, которая пресекает даже мысль проехать со скольжением хотя бы одного колеса, — это то что надо. Ведь жена должна была бы на этой машине ездить сама и возить детей, а я хочу, чтобы она была защищена как можно лучше. Не надо на обычных улицах воображать себя Себастьеном Лёбом, тем более, он тоже иногда падает с дороги и разбирает машины под ноль. Пусть мои домочадцы передвигаются с комфортом и всеми возможными удобствами, слушают музыку при помощи хорошей акустики, при этом не слишком часто посещают АЗС. Сам я на такой машине тоже ездил бы с большим удовольствием. В отпуск с семьей. Потому что на ней можно ехать долго, не выматываясь при этом сам и не выматывая пассажиров. В конце концов, поездка — уже часть отпуска, и хочется провести это время комфортно. Вы спросите: а как же спорт? Во-первых, для него есть специально отведенные места, во-вторых, специально отведенное время. И совершенно очевидно, что отпуск с семьей не относится ни к такому времени, ни к такому месту.


Без альтернативы

Разнообразием силовых агрегатов Lexus RX 450h похвастаться не может. В качестве основного ДВС предлагается только 3,5-литровый бензиновый мотор, конструктивно идентичный тому, что устанавливается на обычной модификации RX 350. Его максимальная мощность составляет 249 л. с., а общая мощность всей силовой установки (ДВС плюс два электромотора) может достигать 299 л. с.

В трансмиссии на гибридном кроссовере в отличие от базового, «неэлектрического» RX применен вариатор. А в остальном их конструкции очень схожи: несущий кузов, независимая подвеска всех колес, реечный рулевой механизм с электроусилителем и дисковые тормоза на всех колесах.

Несмотря на то что расположение высоковольтной батареи потребовало несколько изменить компоновку автомобиля, размеры салона и багажного отделения практически не отличаются от базовой модели RX. Примерно так же внедрение гибридной установки не отразилось на геометрических параметрах автомобиля.


С поличным не пойман

Меня Lexus порадовал очень высоким уровнем ездового комфорта. Возможно, его здесь даже больше, чем мне нужно, — давно не ездил на таких машинах. Подвеска настроена на вязкое и несколько затянутое во времени проглатывание единичных неровностей. С одной стороны, хорошо, что так нежно. С другой — при нашем количестве выбоин иной раз чувствуешь себя как в постоянно покачивающейся лодке. Вестибулярному аппарату непривычно. Иногда кажется, что машина постоянно думает над тем, как ей разгоняться в ответ на нажатие мною правой педали, и как ей замедляться, коли уж я перенес ногу на педаль левую (автомат, как вы поняли). Чувство вмешательства извне порождает не только электронное дозирование тяги соответствующим блоком управления, но и подключение-отключение системы рекуперации энергии. Вроде бы никаких заметных рывков нет, но что-то там, в недрах, происходит, что непривычно тому же вестибулярному аппарату. Будто есть небольшая ошибочка гдето в третьей производной. Или будто нас двое за рулем — я и еще кто-то, кого не удается поймать с поличным. Если представить, что тебя везут, — здорово. Но тогда хочется закрыть глаза и вздремнуть. А ведь нельзя — тот, второй, он лишь помогает, но не более.

Все-таки у гибридов хорошее будущее, подумал ваш покорный слуга через пару секунд после смелого нажатия на гашетку. Вот ведь прет!.. Это наши люди любят.

В пассив автомобилю я бы занес скромный багажник (как у совсем небольших кроссоверов) и ужасно не приспособленные к работе на ощупь кнопки по всему салону, даже те, которые на руле. Угадать, что именно смогла отыскать рука, можно, только когда внимательно посмотришь. В общем, не без изъяна, хотя в целом машина понравилась.


Дешево не бывает!

Как известно, новейшие технологии, тем более когда дело касается альтернативных источников питания (что наполовину применимо к Lexus RX 450h), дешевыми не бывают. Так и в случае с нашим героем. Начальная комплектация (Executive) 450-го дилерами оценивается в 2 970 000 руб. Впрочем, в эту стоимость уже входит весьма богатое оснащение — практически полный набор средств как пассивной, так и активной безопасности, включая систему помощи при старте на подъеме, противобуксовочную систему и многое другое, что считается благами цивилизации.

Дальнейшее удорожание автомобиля происходит только за счет дополнительных аксессуаров роскоши. Самая богатая комплектация (Premium+), на которой присутствуют такие мелочи, как, например, водительское кресло, оснащенное кроме подогрева еще и системой вентиляции, электрорегулировкой в 10 направлениях и памятью позиций для трех пользователей; рулевая колонка, оснащенная электроприводом регулировок в двух плоскостях; система бесключевого допуска (Smartkey) и проекционный дисплей на центральной консоли, на который, кроме основной информации, может выводиться схема потребления энергии автомобилем, обойдется в 3 311 000 руб.


Взгляд в будущее?

Я всегда за экономию. Особенно когда дело касается расхода топлива. Конечно, машины с дизелями на сегодняшний день в этом отношении вне конкуренции. Разговоры о том, что будущее за электромобилями, я всерьез не воспринимаю, особенно в нашей стране. Вот гибриды, где ДВС удачно сочетаются с электромоторами, — другое дело. После поездок за рулем такого электрического автомобиля, как Lexus RX 450h, я даже почувствовал себя приобщившимся к самым последним веяниям технического прогресса. Садишься в авто, включаешь зажигание, а в ответ… тишина! Однако машина спокойно начинает движение, а на большом мониторе даже отражается схема, которая показывает, откуда энергия берется. Чудеса да и только! Правда, не долго и не быстро. Полного заряда аккумулятора хватает лишь на несколько километров, да и максимальная скорость при этом не должна превышать 60 км/ч, иначе просыпается тот самый двигатель внутреннего сгорания и начинает поглощать из топливного бака и переводить в поступательное движение самые что ни на есть дорогие углеводороды. Нет, я не спорю, экономия, конечно, есть, но не знаю, стоит ли приобретать столь дорогую технику, чтобы на каждой сотне пробега экономить чуть больше двух литров бензина? Например, у меня в смешанном цикле расход, согласно показаниям бортового компьютера, составил чуть меньше 10 л/100 км. В таком же режиме и на примерно схожем с Lexus RX габаритными размерами внедорожнике, но с современным дизелем под капотом я получал и меньшие расходы. Хорошо, будем считать, что с экономической точки зрения здесь паритет между дизелем и гибридом. В плюсы последнему я бы еще записал тишину в салоне, особенно на тех режимах, когда ДВС бездействует. Ну и, соответственно, отсутствие вибраций. Можно положительно отозваться о динамике. Когда и электромоторы, и бензиновый мотор одновременно берутся за дело, никаких проблем с разгонами и обгонами, конечно, не возникает. Но меня все равно мучает вопрос: а на сколько всей этой красоты хватит и что делать, когда высоковольтные аккумуляторы исчерпают свой ресурс зарядов-разрядов? У меня еще много вопросов. А может быть, я просто отъявленный консерватор? Но в любом случае я пока на покупку подобного автомобиля не готов.


А расходники те же

Содержание гибридного Lexus не назовешь бюджетным, впрочем, это с полной уверенностью можно отнести и к любому другому автомобилю в этой категории. Так, полная страховка (КАСКО + ОСАГО) опустошит кошелек владельца примерно на 310 000 руб., и то это при условии, что все допущенные к управлению имеют приличный стаж вождения и далеко не юнцы. Посещать станцию технического обслуживания для проведения регламентных работ производитель предписывает через каждые 10 тыс. км, но не реже чем раз в год, что в среднем потребует от хозяина затрат в сумме примерно 15 000 руб. И наконец, не лишним будет напоминание и о том, что гарантийный срок для Lexus RX 450h составляет 100 тыс. км или три года в зависимости от того, что наступит раньше.


И тишина…

Когда едешь на «трофийном» внедорожнике, то ощущаешь себя настоящим танкистом. Руки выкручивают руль и переключают рычаги. Ноги с силой жмут на педали. На все тело передается тряска и вибрация. Конечно, на паркетниках нет вибраций, да и значительных усилий на органы управления прилагать не приходится. Но все же такие звуки, как урчание или даже рев мотора, здесь тоже присутствуют.

На Lexus меня поразила именно полная тишина в салоне. Ощущение, что машина приводится в движение силой какого-то волшебства, — никаких механических звуков не проникает. Да и браться им особенно неоткуда — трансмиссия-то электрическая. Ближайшая аналогия — перемещение в троллейбусе. Ускорение отменное, а на центральном экране, на картинке распределения потоков энергии, наглядно видно, как электричество перетекает из аккумулятора в электромоторы. Но то городской цикл. Съезжая с асфальта, нужно помнить, что эта машина не для бездорожья. По твердой грунтовке она нормально поедет. Но там, где тяговых усилий передней оси окажется недостаточно, остановится и спасует перед препятствием. Не то чтобы это было страшно и смертельно неудобно — нет, полный привод нужен не только покорителям бездорожья, но и просто для поездок по нашим российским «дорогам». Ну а на них он окажется на высоте.

Протестировав это великолепие, я в очередной раз задался вопросом: для чего в нашей стране такой автомобиль? Да, он очень экологичен. Но на наших дорогах чадят фуры и легковушки времен генеральных секретарей КПСС. Да, Lexus экономичен. Но разницы в стоимости обычного автомобиля и гибридной версии хватит, чтобы заправляться бензином во время всего цикла эксплуатации. То есть негибридный Lexus проедет около 300 тыс. км, пока сумма цены машины и топлива сравняется с ценой гибрида. Опять же — зима… Как себя поведет вся эта электроника при экстремальных перепадах температуры, когда и обычныето аккумуляторы за ночь вымерзают так, что наутро невозможно завести машину?

Мне кажется, что с точки зрения практичности для России такая машина преждевременна. Однако она найдет своих ценителей — это те, кто любит выделиться, любит ездить на чем-то нестандартном. А особенно этот Lexus приглянется любителям тишины в салоне авто!


Технические характеристики
МАССО-ГАБАРИТНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ
Масса снаряженная/полная, кг2205/2700
Длина/ширина/высота, мм4770/1885/1720
Колесная база, мм2740
Колея спереди/сзади, мм1630/1635
Дорожный просвет, мм185
Шины спереди/сзади235/55R19 (29,2")*
Объем багажника, л1130–2270
ДВИГАТЕЛЬ
Тип, расположение и кол-во цилиндровБензиновый, V6
Рабочий объем, см33456
Мощность, л.с. (кВт) при об/мин249 (183) при 6000
Макс. крутящий момент, Нм при об/мин317 при 4600
Мощность ЭД1**, л.с. (кВт) при об/мин167 (123) при 4500
Момент*** ЭД1**, Нм при об/мин335 при 1500
Мощность ЭД2**, л.с. (кВт) при об/мин68 (50) при 4600
Момент*** ЭД2**, Нм при об/мин139 при 650
Мощность СА****, л.с. (кВт)299 (220)
ТРАНСМИССИЯ
Коробка передачCVT
Тип полного приводаПостоянный
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ
Подвеска передняя/задняяНезависимая / Независимая
Тормозные механизмы спереди/сзадиДисковые, вентилируемые / Дисковые
ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ
Максимальная скорость, км/ч200
Время разгона 0–100 км/ч, с7,9
Расход топлива город/трасса, л/100 км6,6/6,0
Топливо/емкость топл. бака, лАИ-95/72
Цена, руб.От 2 970 000
    *В скобках указан наружный диаметр шин
    ** Электродвигатель 1 (передний), 2 (задний).
  *** Максимальный крутящий.
**** Силовой агрегат, включающий ДВС и два электромотора.



Необычный автомобиль

Как и следовало ожидать, гибридный вариант Lexus RX с точки зрения эргономики оказался аналогичен версии с простым бензиновым двигателем. Приличный набор электрорегулировок водительского кресла (в топовом исполнении модели их 10) вкупе с электроприводом регулировки положения руля позволят без проблем обустроиться на «рабочем месте» человеку практически любой комплекции. Не повлияло на запас свободного пространства, как в задней части салона, так и в багажном отделении, внедрение в конструкцию автомобиля блока высоковольтных батарей, генератора и дополнительных электромоторов.

А вот на ездовые характеристики наличие электропривода все же наложило определенный отпечаток. Во-первых, старт с места при умеренном нажатии педали акселератора практически всегда происходит с выключенным ДВС. При попытке резко ускориться пауза между командой от педали управления динамикой и подключением к процессу разгона бензинового мотора все же заметна. Зато дальнейший набор скорости происходит очень высокими темпами. Во-вторых, есть свои нюансы и при сбросе газа. Когда электромоторы переходят в режим генерации энергии наката в электричество для подзарядки высоковольтной АКБ, замедление, как это ни странно, происходит менее динамично, чем ожидается. Если говорить о комфорте, то совершенно естественно, что при движении исключительно на электротяге и акустическая его составляющая, и вибронагруженность находятся на предельно низком уровне. Однако при приближении разряда батареи к критическому ДВС, включающийся в режимах малых скоростей и полной остановки только для подзаряда и работающий при этом на оборотах явно выше холостых, начинает досаждать приличной «говорливостью» и заметными вибрациями. Вообще, на мой взгляд, алгоритм подключения бензинового мотора в пробках только для работы на генератор выглядит не совсем логично. Почему бы часть его энергии в этом случае не посылать на ведущие колеса? Ведь тогда бы не пришлось тратить лишнее топливо при его включениях в режимах полной остановки. Впрочем, справедливости ради стоит отметить, что происходит это совсем не часто.

Наконец, последний аспект — проходимость. В этой номинации Lexus RX 450h практически не отличается от переднеприводного автомобиля. Помощь электромотора задней оси заканчивается при первом же намеке на пробуксовку колес, когда блок электронного управления, борясь с перегрузками, исключает его из работы.


текст: Алексей ТОПУНОВ
фото: Роман ТАРАСЕНКО

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№2 февраль 2012

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты