Знаки судьбы

История одного экземпляра Horch 901 Typ 40

В конце 1944 года Германия бесповоротно проигрывала войну, и, чтобы как-то остановить продвижение союзных войск, немцы предприняли отчаянный шаг — нанесли контрудар в Арденнах. Там, в гористой местности с лесными склонами, им удалось скрытно сосредоточить три десятка дивизий, которые 16 декабря 1944-го перешли в наступление. В операции, получившей название «Осенний туман», участвовал и герой этой статьи — армейский внедорожник Horch 901 Typ 40, которому в числе немногих удалось выжить

Судьба представленного на фото экземпляра сложилась намного удачнее, чем у многих его собратьев. Обычно такие автомобили находят в плачевном состоянии или восстанавливают из деталей от нескольких машин — короткий век военной техники не сравнить с сытой жизнью «гражданских» авто. У этого Horch за 70 лет сменились только три владельца. Восстановить его боевой путь удалось по нескольким признакам, обнаруженным в процессе реставрации.

Свою службу внедорожник начал в одном из подразделений люфтваффе, о чем говорят уцелевшая до наших дней тактическая окраска и регистрационный номер WL 159463. В 1944-м он оказался на Западном фронте в Арденнах. Судя по найденным под шпатлевкой пулевым и осколочным «ранениям», машине пришлось нюхнуть пороху. Дальнейшее известно со слов человека, продававшего автомобиль в 2007 году. Один французский крестьянин, увидев брошенный отступившими немцами автомобиль, недолго думая, уволок его на свой участок. Там Horch и провел почти всю свою «жизнь». Сначала он использовался по хозяйству, причем задняя часть машины была переделана в грузовой отсек. Удивительно, но оказавшиеся «лишними» задние двери крестьянин не выбросил, а аккуратно сложил в сарае. В процессе эксплуатации автомобиль неоднократно ремонтировался, однако сохранил практически все оригинальные агрегаты. Так, пробег до сих пор отсчитывается от 1941го — именно в этом году его изготовили. За всю жизнь автомобиль проехал 50 001 км. Один раз машину покрасили, но только поверхностно. При реставрации обнаружился почти целиком сохранившийся слой родной краски. Служил Horch долго и встал на прикол только после того, как окончательно вышел из строя один из карданных приводов на заднее колесо, заменить который было нечем. В таком виде у сына того самого находчивого крестьянина его и приобрел российский коллекционер и реставратор Вячеслав Лен.

Сложнее сложного

Horch 901 — пожалуй, самый популярный из всех немецких вездеходов — на распространенных в те годы контактных фотографических отпечатках 6х9 встречается чаще остальных. И это неудивительно, ведь именно он участвовал во всех кампаниях с начала военных действий Германии до самой капитуляции. Его можно видеть и на улицах Варшавы в 1939-м, и в Париже весной 1940го, и в снегах Восточного фронта, и в пустынях Африки. Кстати, по африканским пескам на Horch 901 ездил не кто-нибудь, а сам Эрвин Роммель. Тему роммелевского автомобиля так полюбили нынешние коллекционеры военной техники, что теперь каждое второе предложение о продаже 901-го сопровождается утверждением продавца о том, что именно им пользовался в Африке прославленный генерал-фельдмаршал.

Но в 1937 году, когда начался выпуск модели, до всех этих событий было еще далеко. В середине 30-х руководство вермахта разработало концепцию оснащения войск тремя типами полноприводных автомобилей — легким, средним и тяжелым. Они должны были унифицироваться и выпускаться сразу несколькими заводами. Так возникла своеобразная школа конструирования армейских вездеходов, которую иногда именуют немецкой. Почти все модели автомобилей выполнены как будто по одной схеме: в основе — лонжеронная рама, обе подвески независимые, обязательное наличие блокируемого межосевого дифференциала, одинаковая колея передних и задних колес, открытый кузов простых форм с тентованным верхом. Силовой агрегат каждой фирме-производителю разрешалось использовать свой, унифицированный с легковыми и грузовыми моделями. Для легкого типа вездеходов обязательным оказался еще и привод рулевого управления к задним колесам — правда, потом практика показала ошибочность этого решения. К счастью, данное условие обошло стороной средний тип, у которого, как и у любого нормального автомобиля, поворачивались только передние колеса.

«С могучим мотором»

Но и без управляемых задних колес Horch 901 не отличался простотой. Свой двигатель V8 объемом 3,5 л и мощностью 80 л.с. при 3600 об/мин согласно тезису об унификации он получил от модели 830, на шасси которой делались люксовые лимузины и кабриолеты — этот силовой агрегат оказался очень чувствительным к качеству бензина и смазочных материалов. В шасси 901-го присутствовала сложная система централизованной смазки, состоявшая из множества тонких медных трубочек и масленок. Обе независимые подвески с рычагами и пружинами, примененные для наилучшего восприятия автомобилем неровностей грунта, вынудили конструкторов использовать карданные шарниры. Защитить их от пыли и грязи должны были резиновые «гармошки», но они рвались и терялись на бездорожье, что приводило к поломке кардана. К слову, именно этот узел в итоге и вышел из строя у французских крестьян, не одно десятилетие эксплуатировавших Horch 901.

В тех случаях, когда к бездорожью добавлялись еще и тяжелые климатические условия, недостатком становился и легкий кузов, лишенный отопителя. Правда, для военачальников изготавливались и закрытые кузова, но их производство было штучным. Одна из таких машин, которая до войны находилась в германском посольстве в Москве, в 1941-м попала в распоряжение генерала армии Георгия Жукова. Его фронтовой водитель Александр Николаевич Бучин так вспоминал об этом вездеходе в своих мемуарах: «…в пыльном боксе увидел вездеход марки «Хорьх», в который тут же влюбился. Семиместная машина с могучим мотором в 160 лошадиных сил. Отопление, антиобледенители лобового и заднего стекол. Передние и задние колеса ведущие, и — что окончательно добило меня — по бокам у «Хорьха» — вспомогательные колеса, которые принимали на себя вес машины при передвижении по пересеченной местности. Иными словами, вместо отвратительного скрежета из-под кузова мягкое покачивание при переезде бугров, бревен и прочего в том же духе».

Насчет мощности мотора Александр Николаевич, конечно, перегнул, но вот одно из самых главных достоинств Horch 901 как вездехода отметил точно: два запасных вращающихся колеса, играющие роль опорных катков, помогали преодолевать не только сложный рельеф пересеченной местности, но и брустверы с окопами.

Резиновый вопрос

Однако сами немцы при модернизации модели в 1940 году от этой третьей оси отказались. Опыт эксплуатации автомобиля говорил, что войскам требуется более просторная машина. Так появился Horch 901 Typ 40. Его кузов расширился за счет того, что выступающие задние крылья еще больше спрятали в боковину кузова. Правда, от запасных колес-перекатышей пришлось отказаться, а запаску оставили только одну — закрепленную в салоне с левой стороны. Последнее диктовалось уже экономией резины, поскольку Германия не располагала собственным натуральным каучуком, а синтетического постоянно не хватало. Теперь в салоне могли сесть сразу три человека в ряд, что повысило общую вместимость автомобиля до восьми человек. Кроме того, изменилась форма самих дверей, благодаря чему в салон стало проще забираться — немаловажный фактор в условиях боевых действий. Плюс ко всему под капотом очутился более мощный мотор объемом 3,8 л, развивавший 90 л.с. при 3600 об/мин. С ним трехтонный автомобиль развивал уже 95 км/ч.

Выпускался 901-й сразу в трех местах — на входивших в концерн Auto Union заводах Horch и Wanderer, а также на производственных площадях фирмы Opel, которую немцы с началом войны «забрали» у американской корпорации General Motors. Продукция марок Horch и Wanderer носила индекс 901, а вот Opel обозначался литерами MPI. Еще одним отличием «опелевского» варианта стал более слабый шестицилиндровый двигатель мощностью 68 л.с. при 2800 об/мин, унифицированный с другими моделями фирмы. Он ставился и на легковой Admiral, и на грузовой Blitz. С таким мотором скорость упала до 90 км/ч.

Именно Horch 901 Typ 40, изготовленный в 1941 году, с номером кузова 398 и является героем этой статьи. Четыре года назад он наконец покинул сарай в Арденнах и оказался в реставрационной мастерской в Москве. На воссоздание автомобиля ушло три года, несмотря на то что в руки специалистов он попал практически целым. Так, пришлось основательно перетряхнуть все шасси, перебрать двигатель и трансмиссию. Заново был сделан деревянный каркас кузова — родной сохранился в идеальном виде, что облегчило работу. Покрасили Horch именно в тот цвет, что обнаружился на металле. Но самое главное то, что на задних дверях удалось сохранить номера и тактические знаки, нанесенные еще во время войны. Слегка выцветшие, в царапинах и сколах, с разводами и подтеками, они лучшее украшение автомобиля. Ведь экземпляров с такими артефактами в мире почти не осталось.

Автомобиль для съемки предоставлен компанией «Коллекционные автомобили»

Horch 901 Typ 40
Масса снаряженная, кг3350
Длина/ширина/высота, мм4700/1860/2070
Колесная база, мм3100
Колея спереди/сзади, мм1532/1532
Дорожный просвет, мм250
Грузоподъемность, кг 650
Размерность шин210х18
Емкость бака, л70+40
ДВИГАТЕЛЬ
Тип и количество цилиндровБензиновый, V8
Рабочий объем, см33823
Мощность, л.с. при об/мин90 при 3600
Коробка передач4-ступенчатая
Тип полного приводаПостоянный
Максимальная скорость по шоссе, км/ч95
Максимальная скорость по проселку, км/ч60
Запас хода (шоссе), км450
Запас хода (проселок), км305
Расход топлива (шоссе), л/100 км24,5
Расход топлива (проселок), л/100 км36

текст: Александр ВОЛКОВ
фото: автор

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№7 июль 2011

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты