По долинам и по взгорьям

Путешествие на квадроциклах по Казахстану

Юг Казахстана — удивительно красивое место. Отсюда начинается величественный Тянь-Шань. Жившие здесь когда-то древние народы оставили свой след в мировой культуре и истории. В этих местах сохранилось множество легенд, связанных с жизнью великого Чингисхана. Все исторические и географические памятники Казахстана имеют статус заповедников и национальных парков

Неожиданное предложение компании «Русская механика» принять участие в квадропробеге по Казахстану и удивило, и обрадовало. Удивило потому, что за мою журналистскую деятельность предложений прокатиться по столь экзотической местности никогда не поступало. В программе были перечислены такие географические вкусности, о которых я давно мечтал. Так сложилось, что в последние годы я отдавал предпочтение заокеанским и европейским красотам. Обрадовало потому, что появился благовидный предлог покинуть уютную редакцию, какое-то время не прожигать взглядом монитор и провести неделю за рулем квадроцикла в окружении гор, степей и в полной изоляции от столичного сообщества.

Здравствуй, Казахстан

В 1921 году хутор Верный переименовали в Алма-Aту и сделали его столицей Казахской ССР.

Город встретил дождем и прохладой, обещанные +30°С исчезли в никуда. Едва придя в себя после четырехчасового перелета и смены поясов, мы погрузились в машины и переместились на загородную базу дилера «Русской механики». Именно отсюда планировались первые старты. Наскоро позавтракав, всей компанией двинулись покорять горы. В нашем распоряжении оказались квадроциклы Gamax 600, «Рысь 400» и заводской прототип «Рысь 500», разработанный рыбинскими специалистами (начиная от обводов пластика и заканчивая ходовой и рамой). Этой машине предстояло вместе с нами пройти часть заводской программы испытаний.

Дожди, прошедшие перед нашим приездом, сильно изменили местность, и вместо предполагаемого легкого разминочного дня в предгорьях мы столкнулись с трудностями в виде скользких глиняных подъемов, дававшихся не всем и не сразу. Горы радовали замечательными видами. Когда мы оказались в высшей точке маршрута, ненадолго выглянуло солнце, позволившее запечатлеть всю команду на фоне заснеженных вершин, которые нам еще предстояло штурмовать.

Казахстан — страна романтиков с неизменными гитарами, сменивших свитер грубой вязки с высоким горлом на флисовые куртки. Но там еще не развита туристическая индустрия, в красивых местах гостиниц мало или вовсе нет. Поэтому первую ночь мы провели на полу уютной столовой, подстелив коврики и завернувшись в спальники. Поскольку квадротуристы не были юны, темную казахскую ночь разрывали звуки не очень сыгранного симфонического оркестра художественного храпа, где каждый инструмент претендовал на главную партию.

Озера и ущелья

Следующий день встретил нас густым туманом и плотным графиком посещения чудес света, в списке которых оказалось высокогорное озеро Иссык, расположенное в одноименном ущелье Заилийского Алатау, примерно в 70 км восточнее Алма-Аты на высоте 1756 м над уровнем моря. Как утверждают геологи, образовалось озеро примерно 8–10 тыс. лет назад в результате горного обвала, который создал естественную плотину высотой около 300 м. Изначально длина Иссыка составляла 1850 м, ширина — 500, глубина — 50–79. В 1939 году на его берегу начала работать турбаза ВЦСПС, а в 1959-м открыт парк с гостиницей и рестораном. К озеру была пробита благоустроенная асфальтированная дорога. Работал автовокзал. Каждое лето здесь отдыхали тысячи алмаатинцев и гостей города. Изображение Иссыка печаталось на открытках и туристических брошюрах… пока 7 июля 1963 года селевой поток из верховьев реки Иссык не разрушил естественную плотину, опустошив водоем. Селевой поток стал причиной значительных жертв и разрушений в одноименном городе, а река изменила русло. Некоторое время здесь было небольшое озерцо. К началу 1990-х годов завершились восстановление прорванной селем плотины и устройство водосливных сооружений. С тех пор объем озера восстановился на три четверти. Правда, увидеть всю его красоту нам помешал густой туман, спустившийся с гор.

Мы направились к Чарынскому каньону. Это место еще известно как Долина замков, расположено в 200 км от Алма-Аты. Внешне оно напоминает известный Большой каньон в Колорадо, только в формате 1:10. Долина замков образовалась 30 млн лет назад, в эпоху палеогена. В общем, если вы не были в Колорадо, рекомендую посетить Чарын, благо он не так далеко от России. Благодаря гидам нам удалось прохватить по тропе каньона на квадриках — въезд и вход туда платные, и на технике пускают не всех. На самом деле гулять там лучше, чем ездить, остается больше времени на созерцание.

От каньона совершили пробег по степи в сторону нового места базирования на горячих источниках. Бескрайняя степь удивительна: когда летишь на самолете и смотришь сверху, она кажется ровной и плоской, как топографическая карта, расстеленная на полу. Когда мчишься на квадрике, открывается трехмерная реальность, в которой есть все: спуски, обрывы, овраги, всевозможная растительность, ручьи и реки, запах полыни и образы кочевников, живших в этой степи за тысячи лет до нас.

К горячим ключам

Увы, длинные перегоны, включающие асфальтовые участки, не столь романтичны, как степные дорожки. Особенно для квадроцикла, который разгоняется лишь до 80–90 км/ч — на такой скорости начинаешь дремать от монотонности происходящего. Но от дорожных связок никуда не деться, особенно если время путешествия ограничено, а список достопримечательностей широк, и по иронии судьбы им не было суждено собраться в одном месте. Наш асфальтовый пробег финиширует в местечке под названием Чунджа. Это база отдыха с гостиницей европейского типа (не егерский кордон), известная своими минеральными горячими источниками. Помимо бассейнов, расположенных под открытым небом, вода подается в душевые кабины и краны умывальника. Наслаждаемся, смывая дорожную пыль, греемся в горячем бассейне на улице. Финал дня проходит в ресторане с национальной едой и интернациональными напитками.

На перевал Шылкуды

Настоящие горы, на которые мы планировали забраться, манили искрящимися пиками Тянь-Шаня, и 70-километровый перегон после горячих источников группа преодолела быстро. Мы пересекли несколько аулов, жители которых праздновали День Победы и были весьма доброжелательны к квадроциклистам. Дети радостно махали нам руками, но при этом вступить в разговоры с ними не получилось — проживающие здесь уйгуры русским языком не владеют. Исключение составляет старшее поколение, учившееся в школе при СССР. Преодолев крайний перед горами аул, начали подъем. Зрелище было удивительно красивым. Дождь, прошедший накануне в предгорьях, на высоте выпал снегом, который припорошил сосны и траву, а также подчеркнул и без того невероятно яркую растительность, усиливая впечатление. Вспомнились слова В.Высоцкого:
          «Здесь лапы у елей дрожат на весу,
          Здесь птицы щебечут тревожно.
          Живешь в заколдованном диком лесу,
          Откуда уйти невозможно».

Но нам надо было это сделать, и мы ушли. Дорога ужом извивалась вокруг горы, гравий летел из-под колес, и каждый поворот заставлял говорить «ах!», открывая все более удивительные виды. Чем выше поднимались, тем чаще встречались снежные переметы, которые преодолевали ходом. Когда не получалось с разгона, копали снег мотоботами и руками. За пару поворотов до перевала снега стало слишком много, квадры садились на брюхо, и откопаться без лопат стало нереально. Повернули назад и «алга!» (вперед), пусть и с небольшим ощущением недосказанности. В конце концов эта маленькая неудача с лихвой компенсировалась дивными пейзажами.

«Алтын-Эмель»

Еще одним пунктом маршрута стала местность, расположенная в живописной зоне Джунгарских гор. Это парк «Алтын-Эмель». Его территория столь огромна, что от одной достопримечательности до другой надо ехать несколько часов. Площадь парка — 5200 кв. км, а это более 700 футбольных полей. Большая часть территории — щебнисто-каменистая пустыня. Название «Алтын-Эмель» имеет монгольские корни и в переводе звучит как «золотое седло». Об этом свидетельствует народная легенда: в 1219 году войска Чингисхана двигались через эту долину на завоевание Средней Азии. Увидев на закате горы, покрытые пожелтевшей травой, великий полководец воскликнул: «Золотое седло!» С тех пор одна из вершин и стала носить это имя

А мы рвались сквозь степь и пыль к царским курганам Бесшатыр — важной достопримечательности национального природного парка. Демоническое название переводится просто — «пять шатров»: возможно, по количеству находящихся здесь самых больших курганов, часть которых была вскрыта археологами в середине 50-х годов. Некрополь считается святыней древних саков, живших в I тысячелетии до н.э. на территории Казахстана. Здесь на площади 2 кв. км сосредоточено 18 царских курганов диаметром от 8 до 70 м и высотой от 2 до 20 м. Западнее царских гробниц с севера на юг тянется цепь из 45 каменных оград, на которых выбиты рисунки животных. Под насыпями устроены сложные по конструкции усыпальницы из тянь-шаньской ели. Место захоронения царей весьма символично: река, текущая с востока, появляется, как мираж в степи, и исчезает на западе.

Приближаясь к курганам, мы видим фигуры окружающих их людей, которые при ближайшем рассмотрении оказываются камнями продолговатой формы, вертикально врытыми в землю. Их установили создатели курганов, символизируя воинов, охраняющих покой спящих царей. Очень темные, черно-коричневого цвета, как будто обожженные огнем веков, курганы и камни смотрятся угрожающе мрачно, всем своим видом говоря, что чужим здесь не место.

Домой

Наше путешествие закончилось, пять дней пролетели, как один. Впечатлений от увиденного больше, чем может поместиться на страницах журнала. Гигабайты фотографий, километры воспоминаний — это на всю жизнь. О том, как вели себя квадроциклы, мы расскажем в следующих номерах ORD. Оставайтесь с нами!


Поющий бархан

Между двумя горами (Большой и Малый Калканы) на правом берегу реки Или расположен уникальный ландшафтный памятник «Поющий бархан». Его длина достигает 2 км, ширина — 0,5 км, а высота — 150 м. Венчает бархан острый гребень. Говорят, когда летом ветер дует с запада, два больших холма производят звуки, похожие на органные. До сих пор нет точного объяснения того, почему он «поет». Но, как показали исследования, не всякий песок способен на это. Издавать звуки могут только мелкие и чистые кварцевые песчинки. Это происходит не столько из-за их размера, сколько от способности электризоваться. Песок «поет», только когда он сухой и находится в движении.


текст: Владимир БЕЗРУКОВ
фото: автор и компания «Русская механика»

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№7 июль 2011

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты